Миф о сделке с... как психологический тест

Игорь Барнет
Миф о сделке с дьяволом, как прикладной психологический тест

За мифическим понятием "продал душу дьяволу" стоит вполне реальный факт психики. Человек изобрёл для себя своего рода интеллектуальную игру с весьма серьёзными внутренними последствиями. Ведь при чтении книги или просмотре фильма с соответствующим сюжетом, любой из нас невольно спрашивает себя: "ну а вот ты бы на его или её месте? - да или нет?.." И поскольку этот вопрос возникает спонтанно и лишь "перед собой", ответ на него также выскакивает вполне спонтанно. Дело в том, что здесь как бы встроена одна хитрость. Самим содержанием подобного вопроса обезоруживается главнейший враг нашей правдивости (а когда дело идёт "перед собой", то и вообще единственный) - самолюбие. Но как раз в такой ситуации - исходя именно из самолюбия! - во всяком случае скорее скажешь "да", поскольку за этим "да" для самого же самолюбия кроются бесконечные перспективы, несравнимые, или, во всяком случае, перекрывающие то, быть может, большое, но конечное его удовлетворение, которое скрыто за "нет" (и которое, однако, могло бы даже победить ложным образом, имей дело место в реальности). Всё это, естественно, основывается на человеческой способности принимать такие вещи "в принципе"; сознавая их игрой - эмоционально в них верить, то есть наполнять их совершенно подлинным, полноценным аффектом. Итак, ложь в описанной ситуации исключается, искажение картины эксперимента устраняется, и невольно человек по его результату оценивает истинную силу главных, наиболее общих сущностей своей природы - тех самых, которые и стоят за "да" и "нет"; познаёт их настоящее соотношение в себе. Именно тут обезоруженное самолюбие, в иных случаях успешно обманывающее человека, убеждая его в его силе по части "нет", вдруг - прямо-таки воочию видишь это! - безо всякого упреждающего "обоснования" - нет на это времени! - попросту бросает свои прежние позиции и рысцой перебегает на противоположные. Это  п р о с к а л ь з ы в а е т.  Человек, буде он так сложен, невольно говорит "да", и после смущённо или иронически улыбается. А может быть и сердится на чёрта, столь жульнически "вводящего во искушение". Некоторые же, более честные, откровенно говорят "да", желают этого "да", мечтают о "да". А человек, сложенный по-иному, вполне ясно, совершенно рационально, между делом отдаст себе отчёт, что "нет", мол, - и "нет", само собой. Чего ещё? Инцидент исчерпан...