Проповедь в день памяти апостола Матфея!

Роман Овчаренко
Мы до обидного мало знаем о жизни апостола Матфея. И тем не менее попробуем собрать те крупицы, что остались в письменных и устных источниках.
Матфей (с еврейского «Матитьяху» – «Дар Яхве», по-гречески «;;;;;;;;») – один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа. Является автором первого канонического Евангелия – «Евангелия от Матфея».
От рождения Матфей носил еще одно имя – Левий . Это нормальное явление для жителей Галилеи. Они часто имели по два имени. Его отца звали Алфеем, и он занимался рыбной ловлей. Левий Матфей, не последовал по стопам отца, будучи образованным (судя по всему, он умел читать и считать), он избирает себе совсем иное поприще. Он нанялся на работу мытарем в городе Капернаум.
Кто же такие эти мытари, о которых мы так часто слышим в Священном Писании? Слово «Мытарь» происходит от славянского слова «мыта» – «подать». На греческом языке это слово звучит как «;;;;;;;». Мытарями, или сборщиками податей в Римской империи называли тех, кто собирал налоги с подконтрольного империи населения. А теперь представьте, как должны относится евреи к своим соплеменникам, что собирают с них деньги в пользу римлян? Не понятно, что двигало Левием-Матфеем при выборе работы. Возможно, жажда быстрой наживы. Но у всего есть как плюсы, так и минусы. Мытари были изгоями в своем Отечестве, и потому могли позволить себе общаться только с себе подобными. Их считали грешниками и всячески сторонились.
Город Капернаум не был большим городом, но это был весьма оживленный населенный пункт. Находясь при Галилейском море, он был очень удобен для занятия рыболовством, и этот промысел процветал здесь, а рыбная торговля его славилась даже в Иерусалиме. Но важнее всего было то обстоятельство, что он был пограничным пунктом областей Палестины и лежал на торговом пути, то есть был узлом дорог, шедших к крупнейшим городам: Тиру, Дамаску и Иерусалиму. Поэтому в нем постоянно квартировал римский гарнизон – центурия, и даже имелись податной стан («мытница»), куда вносились налоги особым откупщикам («мытарям») взамен уплачиваемой ими римскому правительству ежегодной суммы, и таможенная застава для взимания пошлин с проезжающих торговых караванов.
И вот в этот город приходит с проповедью Христос. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9, 9). Вы только посмотрите какая готовность?! Едва услышав призыв Спасителя, Матфей бросает все свои дела и идет за Ним. Как такое возможно, спросите вы? Видимо Христос смог разглядеть в сердце Левия-Матфея ту боль, что преследовала его на протяжении долгого времени, а также его чистую веру в грядущего Мессию, который избавит людей от всех скорбей и бед. На радостях, Матфей зовет Христа с его первыми учениками к себе домой на трапезу. И Спаситель принимает его приглашение. «И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк. 5, 29). Увидев это, «книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?» (Лк. 5, 30). «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12 – 13). Начиная с этого вечера, мытарь Левий прекратил свое существование, а вместо него появился апостол от двенадцати – Матфей.
Больше об апостоле Матфее в Евангелиях не сохранилось никаких известий; мы знаем только то, что он был в числе ближайших учеников Господа и вместе с последними участвовал во всех указанных евангелиями событиях. Климент Александрийский передает, что он был аскетического образа жизни, никогда не вкушал мяса и питался лишь «семенами, плодами и овощами». Так же смутны, неопределенны и разноречивы сведения о его дальнейшей судьбе, после вознесения Христова. Все древние авторы сходились в том, что он некоторое время (15 лет) действовал в Палестине и проповедовал христианство между своими соотечественниками, а затем отправился в иные страны. Священное Предание сообщает о его проповеди в Эфиопии, Парфии и Скифии. Смерть апостола Матфея относят к 60 году. Он пострадал мученически, его распяли на земле, обложили дровами и сожгли.
Первым о Матфее как составителе Евангелия говорит Папий епископ Иерапольский (II век): «Матфей «составил логии (греч. ;;;;; – изречения, беседы) Христа по-еврейски, которые каждый переводил, как мог».
Большинство древних церковных писателей склоняются к мнению, что евангелие от Матфея было написано в 41 – 42 годах, хотя современные ученые библеисты относят его написание ближе к 50 году. Как бы то ни было, но есть один непреложный факт, Евангелие от Матфея было написано до Апостольского собора, который состоялся как-раз таки в 50 годы I века. Так что в любом случае это первое евангелие в своем роде. Церковный историк Евсевий Кесарийский утверждал, что апостолы перед отправлением своим на проповедь в разные страны, поручили Матфею написать Евангелие, которое будет образцом изложения Евангельской истории.
Евангелие изначально было написано на еврейском языке. И это единственная книга Нового Завета, написанная не на греческом. О существовании еврейского оригинала свидетельствует множество церковных писателей I – V веков. Это и уже упомянутые нами Папий Иерапольский и Ириней Лионский, и Евсевий Кесарийский, писавший свою «Церковную историю» во времена императора Константина Великого (середина IV века). По его сведениям, еще в конце II века египетский христианский богослов Пантен, основатель знаменитого впоследствии Александрийского училища, обнаружил еврейский текст Евангелия от Матфея в Индии, куда его веком раньше привез проповедовавший там апостол Варфоломей! К настоящему времени не сохранился ни один оригинал Евангелия от Матфея на иврите. Но даже и в греческом переводе есть характерные особенности, убедительно свидетельствующие в пользу существования еврейского прототипа. Еще одна особенность Евангелия от Матфея – изобилие ссылок на ветхозаветные пророчества о Христе. Причем Матфей единственный из апостолов заимствует эти пророчества не только из греческой Библии – Септуагинты (как другие евангелисты), но и из еврейского текста.
Итак, что мы имеем. Евангелие от Матфея состоит из 28 глав. Начинается оно с родословия Иисуса Христа, и берущего начало от Авраама до Иосифа Обручника, названного мужа Девы Марии. Удивляться этому не стоит, ведь апостол Матфей писал для своих соотечественников, и потому ему было важно указать родство Христа с Авраамом, которого особо почитали иудеи. Не стоит обращать внимание и на то, что в родословии указан Иосиф Обручник. Дело в том, что в еврейском народе роль женщины была крайне незначительной и потому родословие всегда вели от мужчин. И так как и Иосиф Обручник и Дева были одного рода – царя Давида, то Матфей не погрешает, включая Иосифа в родословную.
На иконах апостола и евангелиста Матфея часто изображают с человеком (или ангелом). Здесь нужно сделать оговорку. Это один из персонажей тетраморфа (с древнегреческого «;;;;;-;;;;;;» – «четырех-образный») . Это символ того, что в своем евангелии Матфея старался больше изобразить человеческую природу Христа. Цель Евангелия – убедить читателей, что главные события в жизни Иисуса происходили во исполнение пророчеств о Мессии.
Только в Евангелии от Матфея мы встречаем с вами полный текст Нагорной проповеди и Заповеди блаженств, а также текст молитвы Господней «Отче наш». Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Небесном и о Церкви. Только в Евангелии от Матфея упоминаются исцеление двух слепцов, немого бесноватого. Только в этом Евангелии приводятся притчи: о плевелах, о сокровище в поле, о драгоценной жемчужине, о неводе, о немилосердном заимодавце, о работниках в винограднике, о двух сыновьях, о брачном пире, о десяти девах, и о талантах.
Жизнь апостола Матфея учит нас не отчаиваться, а верить в то, что даже в ситуации полного отвержения миром, доброе сердце и незлобивость могут стать главным критерием избранности Богом. И как сказано Самим Господом: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Будем же истинными наследниками делателей добра в этом мире, и не дай нам Бог оказаться по ту сторону. С праздником, дорогие друзья.