Верейские святыни

Геннадий Подбородников
ВЕРЕЙСКИЕ СВЯТЫНИ.
Послевоенная Верея в рисунках Дмитрия Архангельского (часть II).

В августе в Наро-Фоминском краеведческом музее откроется выставка верейских рисунков Дмитрия Ивановича Архангельского (1885-1980) из собрания Щербатовского Нарского исторического общества, посвящённая 650-летию Вереи.

Всего через год после окончания Великой Отечественной войны Государственный исторический музей организовал археологическую экспедицию в Верею – первую в истории этого древнего города. Экспедицию возглавила старший научный сотрудник музея Л.А. Голубева (1909-1996). Задачи стояли масштабные: планировалось установить древнейшую дату заселения кремля, время возникновения города и крепостного вала, а также уточнить топографию кремля.

Впоследствии Голубева примет участие в раскопках в Киеве и Белоозере, возглавит археологическую редакцию БСЭ, на три десятилетия свяжет свою жизнь с Институтом археологии АН СССР и напишет более 80 научных работ. Леонилла Анатольевна, являясь археологом-славянистом, с увлечением занималась и финно-угорскими древностями.

Именно Голубева пригласила Дмитрия Ивановича к участию в Верейской экспедиции. Она с детства с пиететом относилась к выдающемуся акварелисту – их семьи были знакомы еще в Поволжье, где прошла первая половина жизни художника. Несмотря на разницу в возрасте, учёная-археолог и художник-педагог пронесли уважительную дружбу через всю жизнь. Послевоенные годы были голодным, и Голубева, имея возможность, стремилась помочь семье Архангельского…

В 1946 году раскопки в кремле проводились с августа по сентябрь. За это время Архангельский не только выполнил археологические зарисовки, но и создал десятки рисунков и акварелей с архитектурными видами Вереи, Вышгорода, Загряжского и Борисова. Многие из этих рисунков уникальны с исторической точки зрения: они дают нам представление о том, как выглядели безвозвратно утраченные верейские святыни.

Сейчас верейские работы Д.И. Архангельского находятся в фондах Музея архитектуры, Государственного исторического музея, Ленинского мемориала и Щербатовского общества, часть акварелей – в частных собраниях.

В Ленинском мемориале в Ульяновске, который любезно предоставил нам работы мастера для первой публикации, хранится личный архив Архангельского: акварели, книги, письма, коллекции. Несколько лет назад архив был передан Н.А. Мешалкиной, внучкой художника, на Родину её прославленного деда.

ЗДАНИЕ ПРИСУТСТВЕННЫХ МЕСТ

Присутственные места – центр верейской власти: отсюда управляли уездом, здесь размещались чиновники и различные службы.

Комплекс административных зданий был построен в самом сердце кремля в начале XIX века. Его возвели из кирпича «по типовому проекту» в стиле ампир. Своим «представительным фасадом» Присутственные места обращены к алтарной части главного храма города – к Христорождественскому собору. В 1827 году под руководством О.И. Бове, перестроившего послепожарную Москву, эти здания отделали, предварительно «устранив ветхости». Кстати, великий архитектор не был «человеком со стороны» для Вереи – он владел верейским селом Архангельское с деревнями.

В небольшом одноэтажном флигеле (справа от главного здания) до Революции 1917 года находилась  тюремная Владимирская церковь.

ХРАМ ПРОРОКА ИЛИИ

Деревянный Ильинский храм стоял на этом месте, вероятно, уже в XVI столетии. Святыня была уничтожена интервентами в Смутное время. Позже храм восстановили. В 1711 году поблизости от него поставили ещё одну тёплую церковь – во имя Казанской Божией Матери.

Первый кирпичный храм Пророка Илии простроили в 1722 году. Ныне существующая кирпичная церковь возведена в 1803 году тщанием приходских людей. Бесстолпный храм с миниатюрными главками стоит на высоком подклете. «Здание, типологией восходящее к образцам XVII века, обработано в стиле раннего классицизма с чертами барокко».

С 1937 по 1947 год храм был закрыт. Но уже вскоре после войны осквернённую церковь вернули верующим и восстановили силами прихожан. В течение нескольких десятилетий Ильинский храм был единственной действующей церковью Вереи.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ С ПРИДЕЛОМ КОСМЫ И ДАМИАНА

Богоявленская церковь в стиле барокко – один из самых известных и узнаваемых храмов города. Одна из «визитных карточек» Вереи. Великолепный вид открывается на храм от памятника генералу Дорохову, с высокого кремлёвского вала.

Церковь, расположенная в низинной части города, – центральная доминанта всего Заречья. В XVII веке здесь стоял деревянный храм Космы и Дамиана. Впоследствии его не раз поновляли и перестраивали.

Устремлённую ввысь кирпичную церковь с нарядными фасадами возводили с 1777 по 1786 год. Средства на её сооружение выделил богатый верейский купец М.Е. Седельников. Храм в честь Святого Богоявления с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана был освящён в 1781 году.

Закрытую в 1930-х годах церковь, вернули православным в 2004 году. В 1967-1969 годах проводилась научная реставрация храма. Оригинальный интерьер, к сожалению, не сохранился.

СПАССКОЕ-ЗАГРЯЖСКОЕ

Двойное название это село получило по освящению храма, стоявшего здесь, и по фамилии владельцев вотчины: род Загряжских владел Спасским много десятилетий.

Вплоть до середины ХХ века «в селе Спасском, Загряжское тож, на краю горы при реке Протве» возвышался комплекс из двух церквей – Спасо-Преображенской и во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Преображенский храм «без пения» упоминался в селе ещё в 1629 году. Спустя шестьдесят лет в Спасском поставят каменную церковь с элементами нарышкинского барокко. В 1738 году владелица имения В.Л. Грибоедова обратилась в Синод за разрешением пристроить к храму ещё один тёплый придел. Вскоре вместо придела рядом с холодной церковью был возведён теплый Покровский храм. Обе церкви уничтожены после Великой Отечественной войны.

УСПЕНСКИЙ ХРАМ В НАБЕРЕЖНОЙ СЛОБОДЕ В ВЫШГОРОДЕ

Долгое время Вышгород был дворцовой волостью. В 1659 году здесь, «в Бережной слободке», поставили деревянный храм в честь Успения Божией Матери с приделом Параскевы Пятницы. Эта церковь сгорела в 1725 году, и на её месте возвели деревянный храм.

В 1751 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Вышегородскую волость «с крестьянами и со всеми угодьями» графу Александру Ивановичу Шувалову (1710–1771) – «за верную службу в вечное и потомственное владение». Граф был начальником Канцелярии тайных розыскных дел, сенатором и генерал-фельдмаршалом.

Единственная дочь и наследница А.И. Шувалова графиня Екатерина Александровна Головкина построила в 1797 году при своей усадьбе в Набережной слободе храм, сохранившийся до наших дней: «двухэтажное здание традиционного типа», получившее «сдержанную архитектурную разработку с чертами классицизма».

Несколько столетий в Успенском храме хранился чудотворный образ великомученицы Параскевы. Предание гласит, что икона прибыла в Вышгород по водам Протвы. Сейчас образ находится в специально построенной для него часовне в Верее.

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ПРОТАСЬЕВЕ

Согласно церковным записям, храм Святого Николая в Протасьеве был построен в 1649 году на погосте на старом церковном месте. В 1703 году настоятель храма, обращаясь к государю Петру Алексеевичу, писал: «церковь Божия ныне стала ветха, а нам приходским людям та церковь Божия тесна». Священник от лица прихожан просил разрешения возвести в Протасьеве новый холодный Никольский храм и нижний тёплый – во имя святого Георгия. Храм разрешили поставить лишь спустя годы; антиминс в новопостроенную церковь был выдан в декабре 1710 года. Впоследствии храм обновляли не раз.

В 1900 году древняя деревянная церковь была уничтожена пожаром. Через три года на её месте выстроили каменный храм с колокольней. Накануне Революции Никольский приход, несмотря на скромные размеры храма, был очень большим: около 2000 прихожан. Храм разрушили уже после войны по распоряжению властей.

Рисунок храма, выполненный Д.И. Архангельским в 1946г., уникален: на настоящий момент это единственное известное изображение Никольской церкви в Протасьеве.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:
Скрин-шот статьи, опубликованной в приложении «Край родной» в газете «Основа» от 16 июля 2021 года.
На иллюстрациях в статье (сверху вниз и слева направо):
01. Дмитрий Иванович Архангельский (1885-1980). 1936. Ульяновск. Фото М. Кубарева.
02. Командировочное удостоверение Д.И. Архангельского в Верею. 1946. Ленинский мемориал в Ульяновске. Публикуется впервые.
03. Леонилла Анатольевна Голубева (1909-1996), руководитель Верейской археологической экспедиции ГИМ 1946-1947 гг. Ленинский мемориал (Ульяновск). Публикуется впервые.
04.  Здание Присутственных мест в Верее. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении). Публикуется впервые.
05. Ильинский в Верее. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении). Публикуется впервые.
06. Храм Николая Чудотворца в Протасьеве. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении). Публикуется впервые.
07. Преображенский храм в Спасском-Загряжском. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Ленинский мемориал (Ульяновск).
08. Богоявленский (Космы и Дамиана) храм. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Ленинский мемориал (Ульяновск).
09. Храм Успения в Набережной Слободе (в Вышгороде). 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Ленинский мемориал (Ульяновск).

ПРИМЕЧАНИЯ:
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Верейские святыни. Послевоенная Верея в рисунках Дмитрия Архангельского (часть II) // Основа. 2021. №26. С. 14-15.