036 Многовершинный Монблан Италия Франция

Виорэль Ломов
Раздел 2 Европа

036 Многовершинный Монблан (Италия / Франция)

Горный массив Монблан, образуемый 18-ю четырехтысячниками и несколькими пиками поменьше, расположен в Западных Альпах, входящих в горную систему Альпы. Находится на границе Франции (район Савойя) и Италии (Курмайор). Площадь массива 765 кв. км, протяжённость 50, ширина 12—15 км. Высшая точка горы представляет собой ледово-снежный купол в виде гребня переменной конфигурации. Высота периодически меняется — от 4807 до 4811 м. Площадь оледенения свыше 200 кв. км. Крупнейшим ледником в Европе является Мер-де-Глас длиной 12 км и толщиной льда 400 м. Самой красивой долиной признана Шамони. На высоте 1300 м Монблан пронизывает автомобильный тоннель длиной 11,6 км, соединяющий Францию и Италию (1965 г.). По тоннелю дважды в год мигрируют стаи птиц. Монблан — центр альпинизма и горного туризма. На склонах горы расположены два горнолыжных курорта — французский Шамони и итальянский Курмайор.

Во франко-итальянской кинокомедии «Закон есть закон» (1958) события происходят в городке Ассола, через который проходит граница между Францией и Италией. Граница делит пополам и трактир, на кухне которого родился французский таможенник Фердинанд. Поймав с поличным итальянского контрабандиста Джузеппе, Фердинанд тоже попал в передрягу, т.к. выяснилось, что он сам не француз, а итальянец. Когда-то трактир находился на французской стороне, но трактирщик, желая привлечь еще и итальянцев, «сдвинул» границу в сторону Италии, до середины трактира. Пока власти выясняли, на чьей стороне находится кухня, Фердинанд то и дело менял свое гражданство…

Сюжет напоминает спор Франции и Италии за обладание  Монбланом. В первой половине XIX в. Савойя находилась в составе Сардинского королевства, которое в 1860 г. по Туринскому договору передало эту область Франции, а само на следующий год преобразовалось в королевство Италии. Соглашение по демаркации определило Монблан «новой границей» между Италией и Францией. С тех пор на итальянских картах граница проходит через высшую точку Монблана, уступая большую часть горы Франции, а на французских она охватывает Монблан почти целиком, отдавая Италии лишь курорт Курмайор. Фактически же граница проходит между городами (итальянским Курмайор и французским Сент-Жерве-ле-Бен) через главную вершину, хотя пограничного столба на ней нет.

50 тыс. лет назад Монблан освоили кочевые охотники. От них осталось оружие и орудия труда. Археологи нашли заледенелый скелет древнего человека, которому более 5 тыс. лет. Охотников сменили скотоводы. По устным преданиям, вся гора была покрыта зеленью, и пастухи перегоняли стада через перевал с одного склона на другой. «Впрочем, в этих местах, как и всюду, народные предания, в которых отсутствие знания восполняется удивительной изобретательностью, находятся в полном согласии с научными исследованиями. Стоит только послушать крестьянина из окрестностей перевала Фурка, и он расскажет вам, что по этой горе обычно пролегал путь Вечного Жида, когда тот направлялся из Италии во Францию; вот только, когда он прошел по ней в первый раз, скажут вам, она вся была покрыта нивами, во второй раз он нашел ее поросшей елями, а в третий раз увидел ее под снежным покровом» (А. Дюма-отец).

Первое документальное упоминание о горе относится к 1088 г. Ее нанесли на свою карту под названием Белая гора монахи-бенедиктинцы города Шамони.

С Монбланом связано немало легенд, посвященных заколдованному изумрудному королевству на вершинах горы. Правила там королева фей — Белая богиня, почему-то невзлюбившая мужчин. Монблан внушал людям благоговейный ужас своей недоступностью и вечными снегами, отчего его название Белая гора сменилось Проклятой горой. В Новое время жители следили за ледником Мер де Глас, медленно ползущим вниз по склону. Когда «Ледяное море» в XVII—XVIII вв. нависло над долиной, люди стали обвинять в этом демонов, толкавших ледник под гору, и несколько раз устраивали шествия, дабы «затормозить» сползание льдов. Помогли ли молитвы — неведомо, но 100 лет назад ледник, скорость сползания которого достигала 90 м в год, стал отступать. За век его площадь уменьшилась на четверть, и он уже не угрожает напрямую долине. Название Проклятая гора сохранилось — за пиком Мон-Моди высотой 4465 м. Монблан то и дело напоминает о проклятии, обрушивая ураганы и лавины, за что его справедливо причисляют к самым опасным горам мира. По разным источникам, ежегодно на нем погибает от 7 до 100 человек. Отметился массив и двумя авиакатастрофами в 1950 и 1966 гг., в которых разбились 165 человек, пожаром в тоннеле в 1999 г., где заживо сгорели 39 человек.

До середины XVIII в. на Монблан поднимались охотники на серн да искатели кристаллов. Остальные жители по-прежнему боялись бесов, Белой богини, ураганов, утесов и ледников.

Швейцарский геолог и альпинист О.Б. де Соссюр, тщетно пытавшийся покорить Монблан в 1760 г., учредил премию тому, кто первым взойдет на него. 8 августа 1786 г. савойский охотник Жак Бальма и врач Мишель Паккар покорили высочайшую вершину Альп — «без использования верёвок, имея из снаряжения только тяжёлые альпенштоки и таща на себе исследовательское оборудование, включая хрупкий, но тяжёлый барометр в длинном деревянном ящике».

С этой даты началась история альпинизма. Для Бальма это был и трагический день — когда он махал с вершины шляпой жителям деревни, умерла его дочь. Альпинист получил вознаграждение от Соссюра, а от короля Сардинии титул Ла Монблан. Через год Бальма взошел на гору вместе с Соссюром. Поклажу Соссюра, от раскладной кровати до домашних туфель, несли 17 носильщиков. О своем первом восхождении на Монблан 70-летний Бальма (за 2 года до трагической гибели в горах, где он искал золото) рассказал А. Дюма-отцу. Писатель посвятил Жаку главу в книге «Путевые впечатления». «В моих глазах он личность столь же выдающаяся, как Колумб, открывший неведомый мир, или Васко, нашедший мир потерянный», — написал Дюма. 8 августа отмечается сегодня как Международный день альпиниста. В Шамони, столице альпинизма, установлен монумент первовосходителям, в 1924 г. здесь провели первые зимние Олимпийские игры.

В 1808 г. состоялась рекламная акция — покорение Монблана женщиной. Француженка Мари Паради, соблазнившись подарками, согласилась на авантюру, хотя была явно не подготовлена к восхождению. С высоты 3000 м бедняжку в полуобморочном состоянии несли на себе проводники, а на вершину заволокли ее волоком. Но в истории альпинизма Мари это зачлось!

«Толчок к развитию туризма в регионе дал император Наполеон III в 1860 г. … Он с супругой, императрицей Евгенией, решил заглянуть в захолустную Шамони… Когда императорский кортеж попытался пробиться в Шамони, разыгралась непогода. Каждый шаг, пройденный по древней дороге, давался с большим трудом, а в узких и опасных местах «десять особо крепких мужчин» поддерживали экипаж, чтобы разбушевавшийся ветер не сдул карету с августейшими особами в пропасть. Некоторые мосты оказались столь узки, что приходилось разбирать карету и переносить её на плечах шестидесяти местных жителей! Но императору понравилась местная природа, и он решил улучшить подъезды к Шамони. Уже спустя семь лет большие дилижансы привозили на центральную площадь деревни группы туристов. Поток любознательных все время увеличивался. Дилижансы красили в яркие цвета, а главное — рекламировали, как «Неопрокидывающиеся Экспрессы»!» (http://vokrugsveta.com/). Американцы испытывают гордость от того, что в 1886 г. восхождение на Монблан совершил их будущий президент Теодор Рузвельт с женой Эдит.

Монблан называют кристаллическим массивом. Охотники за кристаллами 250 лет собирали на горе розовый флюорит, аксиниты, бораты, редкостные кристаллы бесцветного и дымчатого кварца спиральной структуры и еще свыше 60 видов этих ценных минералов.

Туристы идут в гору не только затем, чтобы испытать себя. В награду Монблан дарит им свою красоту. Долины в цветах и бабочках и широколиственные леса сменяются ельниками и сосновыми борами, выше — субальпийскими горными лугами, а на границе снегов — ледниковыми лютиками, мхами и лишайниками. Здесь много серн, горных зайцев, сурков, змей, ящериц, насекомых. Встречаются рыси и лисы. Зорко смотрят за ними с высоты горные орлы и бородачи-ягнятники.

P.S. Жак Бальма: «Чуть позже шести часов мы стояли на вершине Монблана… Мы простояли так тридцать три минуты».