Послевоенная Верея в рисунках Дмитрия Архангельско

Геннадий Подбородников
/ От редакции: Публикуется впервые.
/ В год 650-летия Вереи знакомим читателей с верейскими работами Дмитрия Ивановича Архангельского (1885-1980) из собрания создаваемого автором  Щербатовского музея в Литвинове. Впервые публикуемые рисунки – дар Натальи Мешалкиной, внучки художника, Щербатовскому Нарскому историческому обществу.

ЭКСПЕДИЦИЯ

В 1946 году Государственный исторический музей организовал археологическую экспедицию в Верею. Для работы в качестве художника пригласили Дмитрия Архангельского, блестящего акварелиста, талантливого педагога и увлеченного краеведа.

Древняя Верея очаровала художника своей красотой, несмотря на страшные раны, нанесённые ей войной. Многие здания стояли разрушенными. Большинству из них не суждено было восстать из руин…
В своих работах художник запечатлел и сохранившиеся памятники архитектуры, и безвозвратно утраченные в 1940-1950-е годы. Также он сделал большое количество архитектурных зарисовок в Вышгороде, Загряжском и Борисове.

ВЕРЕЙСКИЕ ЗАРИСОВКИ

В центре Вереи в 1946 году находился частично повреждённый Троицкий (Георгиевский) храм (1789, XIX век), разобранный после войны. На рисунке слева за домами – его колокольня. Сейчас на этом месте находится автостанция. В центре на заднем плане – колокольня Христорождественского собора.

Торговые ряды – сердце купеческого города. До Великой Отечественной войны комплекс гостиного двора (1788, 1830-е годы) на Советской (Хлебной, Торговой) площади состоял из четырех одинаковых зданий с аркадами. Скупой внешний декор – характерная черта позднего ампира.

Особняк доктора фон-дер-Белена (XVIII-XIX века) в стиле классицизм располагался на Зелёной площади.
У здания, известного как дом купцов Стрепихеевых (по имени последних владельцев) было два главных фасада с четырехколонными портиками. В ночь с 27 на 28 октября 1812 года здесь останавливался на ночлег Наполеон Бонапарт, отступавший из Малоярославца после крупного поражения. Сюда же прибыл и обоз с наиболее ценными вещами, награбленными французами в Первопрестольной. До наших дней сохранился один из флигелей.

Храм Входа Господня в Иерусалим (1677-1679) в Красной слободе – верейская жемчужина и один из символов города. В прошлом – соборный храм Спасского монастыря, упразднённого при Екатерине II. В настоящее время церковь, переданная православным в 2000г., восстановлена.

Водоразборные колонки тоже были своеобразным украшением города.

ЧУДЕСНЫЙ ДАР

Дмитрий Иванович, искренний и беззаветный «певец Волги», родился и первую половину жизни провёл в Симбирске-Ульяновске, а вторую – в Обнинске и в посёлке Родники (здесь художник и похоронен). Окончив духовную семинарию и получив образование на курсах при Академии художеств в Петербурге, он учительствовал и преподавал живопись – она стала его истинной страстью. Архангельскому был свыше дан чудесный дар не просто видеть красоту окружающего мира, но и чувствовать её во всей полноте, выражать это чувство на бумаге с помощью кисти и красок.

Академик живописи Аркадий Пластов, выдающийся ученик Архангельского, говорил, что акварели его учителя наполнены безгрешностью, и даже больше – святостью во всём. Работы Мастера хранятся в Третьяковской галерее, Историческом музее, Музее архитектуры и др. собраниях страны.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:
Скрин-шот статьи, опубликованной в приложении «Край родной» в газете «Основа» от 14 мая 2021 года.
На иллюстрациях в статье (сверху вниз и слева направо):
01. Церковь Входа Господня в Иерусалим (1677-1679) в Красной слободе. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении).
02. Дмитрий Архангельский. 1929. Частный архив Н.А. Мешалкиной.
03. Центр Вереи. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении).
04. Дом купцов Стрепихеевых. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении).
05. Водоразборная колонка. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении).
06. Гостиный двор. 1946. Худ. Д.И. Архангельский. Архив Подбородниковых (рисунок находится на временном хранении).

ПРИМЕЧАНИЕ:
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Послевоенная Верея в рисунках Дмитрия Архангельского // Основа. 2021. №17. С. 13.