Несусветная чушь эта ваша симуляция

Сергей Ботылёв
               
Как гласит известная пословица: «Свято место пусто не бывает». Не успели вроде бы затихнуть страсти по «плоской земле», как начала набирать обороты новая байка. А именно: окружающий нас мир является компьютерной симуляцией.

Справедливости ради отметим, что породил эти разговоры известный нам ещё с конца прошлого века киберпанк братьев (ныне сестёр) Вачовски — «Матрица». Но нынешнее поколение в свете наработок по Имитации Интеллекта продвинулось далеко вперёд, и начало активно муссировать данную тему. С одной стороны ничего удивительного нет — если вы живёте на «плоской земле», значит ваша «земля» и есть тот самый плод компьютерной симуляции. Обсуждает эту тему не только блогосфера, но, что удивительно, учёные и философы.  Вполне понятно, что им тоже хочется кушать, а булки на деревьях не растут. (Или растут?) Давайте разбираться в этом бреде.

В принципе можно всё доказательство такой глупости свести  к одной фразе. Я в конце заметки её приведу. Тем не менее эта фраза нуждается в некоторой аргументации.

В качестве такого аргумента рассмотрим массовое увлечение современной молодёжи компьютерными играми. В этих играх программисты создают различные «миры» и населяют их многочисленными персонажами — добрыми и не очень. И всё это «хозяйство» по сути своей является текстом (программой), которая задаёт поведение персонажей согласно их роли в данном мире. Отметим в свою очередь, что данная программа есть плод размышлений, раздумий некоего человека или группы людей. Мысли, воплощённые в байты информации. Я не вникал в кухню таких игр, но с уверенностью могу сказать, что не породила ещё эта братия, пишущая игровой софт, мысль: а почему бы не написать программу, где персонажи будут действовать не только в рамках программных алгоритмов, а начнут мыслить самостоятельно? Или уж совсем по максимуму - наделить их сознанием.

В настоящее время ИИ пытается изобразить, хоть и с большими потугами, мыслительную деятельность. При этом заметим, что вложить даже эту примитивную способность мыслить непосредственно в головы персонажей — увы и ах. По любому вся мыслительная деятельность будет находиться на жёстком диске, и соотносится с персонажами только посредством процедур.  Персонаж «Ваня» будет выглядеть как: Sub Ваня (x,y,z) … End Sub. Где параметры x, y, z — это (к примеру) в каком направлении «Ваня» может бегать или стрелять. Повторюсь, всё это будет записано в некотором внешнем устройстве памяти, а не в голове персонажа. Но вот сознание…

Теперь немного отвлечёмся и поговорим об этом подробнее. По сути дела в понятии «сознание» ничего сложного нет. Со-знание. Приставка «со» в русском языке означает соединение множества объектов, действий в единое. Взаимосвязь, совместность, некую общность. Таким образом сознание - это совокупность знаний, которая распределена в мозге человека в виде памяти. По сути своей человек, это самобеглый механизм памяти. И в этом месте людей, задумывающихся над таким вопросом, обычно «клинит». Но ведь, скажете вы, компьютер тоже обладает памятью, следовательно и знаний у него может быть даже больше, чем у человека. И ворочает он ими побыстрее человека. Да, так и есть. Но один момент всё же опускается из вида. Человек устроен несколько сложнее, чем компьютер. А именно — он обладает эндокринной системой, которая вырабатывает разнообразные гормоны. Благодаря им человек испытывает эмоции. Эмоции вкупе с памятью делают человека живым, особенно это касается женщин. Точнее, благодаря эмоциям человек и ощущает, осознаёт самого себя и то, что он живой. Вот почему ни у какого ИИ никогда не будет сознания. Как вы заставите компьютер испытывать эмоции?

Возвращаемся к симуляции. Ну хоть как-то думать игровой персонаж можно обучить. Точнее создать видимость, что он думает. А именно: как ему родному сбежать из компа вместе со своей любимой. Да ещё и биткоинов прихватить или прочей криптовалюты. Чтоб на всю оставшуюся жизнь. Раз уж он понял, что он в компе — читай в матрице. Безусловно, это персонажи. К живым никакого отношения не имеющие. 

Итак, прошу очень внимательно вдуматься. Компьютерная программа, миры, персонажи — всё это чьи-то мысли. Мысль. Тогда для того, чтобы мы действительно находились в компьютерной симуляции, мешает один парадокс. Вот эта фраза, которую можно было написать в самом начале, без комментариев, и обойтись ей одной.

Мы можем находится в симуляции только в одном случае: мысли, создаваемые программистом, получат способность мыслить и испытывать эмоции. Ещё иначе - моя мысль должна начать самостоятельно мыслить и также испытывать эмоции. И эта нестыковка никак не укладывается в парадигму симуляции.

Снова немного поясню. Мы можем представить себе в мыслях человека, он будет ходить по нашим воспоминаниям и фантазиям. Но как вы понимаете, этот воображаемый человек мыслить не может. Это кукла без мозгов или реального устройства памяти. Как воображаемый нами персонаж начнёт мыслить? А радоваться, бояться, любить? То же самое мы обнаруживаем и в окружающем нас мире. Если мы плод чьих-то размышлений, фантазий, и мир вокруг нас, наша вселенная тоже плод чьих-то фантазий — то почему мы, как чья-то мысль, сами мыслим и, самое главное, обладаем сознанием? И это вопрос даже не компьютерной тематики, скорее философский.

Нет, уважаемые, давайте всё же спустимся с небес на землю. Хотя, впрочем, если всё же такой программист существует, то имя его мы точно знаем — Бог. Или дьявол? Уж больно реалистична симуляция в виде человеческих войнушек, протекающих на планете за всю историю её существования. Очень хотелось бы, чтобы это была всего лишь симуляция...