Студенческое варенье

Елена Коннова
Как то теплым августовским днем, я купила на рынке абрикосов , килограмма два и подумала, а не сварить ли мне варенья.
Иду по дороге домой и вдруг вспомнилась моя юность и молодость, как картинки в калейдоскопе, так и в моей памяти вспомнился институт ,первый курс, сессия, сдача экстерном   зачетов и экзаменов.
По причине отъезда в июне в детский лагерь на берега Азовского моря, в составе студенческого отряда.
В те далекие времена, когда я была студенткой и профоргом группы, активисткой, без этого никак.
Так вот меня и однокурсника Володю, а он был староста группы, вдруг внезапно сняли с лекции и отправили на какое то собрание,как мы поняли по созданию студенческого педагогического отряда.
Заходим мы в лекторский зал на втором этаже в главном корпусе, смотрим много студентов наших сидят с разных курсов, а впереди  перед столом стоит мужчины.
Собрание еще не началось ,все сидят и тихо переговариваются, а мужчина прохаживается от своего стола к окну и обратно, успевает еще и посмотреть на входящих в аудиторию. Вот к нему подошел секретарь и дал отмашку, что можно начинать собрание, что мол все в сборе.
Есарев, так назвался этот человек, сейчас я конечно не помню как его имя и отчество, столько лет прошло, но фамилию запомнила.
Стал рассказывать про лагерь который он организовывает уже второй год, на берегу Азовского моря  в станице  Ахтанизовская , в здании местной школы.
 Сказал что прошлый состав студентов ему не понравился ,они оказались не организованными и безответственными.
И вот один знакомый педагог ,ему по рекомендовал наш институт Искусства и Культуры, сказал что все студенты способные и организованные ,и интеллект у них на очень высоком уровне.
 На этих словах я взглянула на наших студентов, у них как у гусят шеи вытянулись , по всему было видно что любому приятно слышать такие слова, в свой адрес.
Есарев сказал, что нужны вожатые и воспитатели и еще 2 бригады помощников в столовую, но есть одна проблема.
Нужно досрочно сдать сессию ,а это извените меня на две недели раньше.
Вылет был запланирован на 10 июня.
Студенты все задумались, на море хотелось я думаю , каждому, но вот сдать сессию на две недели раньше, это конечно было реально, но нужно было очень постараться.
Когда мы с Володей вернулись к свои ребятам в лекционный зал, то поделились информацией по созданию студенческого педагогического отряда и не где нибудь, а на берегах Азовского моря.
Море зашумело своим прибоем в наших ушах, теплый ветер обдал нас южным ароматом цветов и фруктов.
Девочки замечтали о море и солнце,о красивом загаре, о морских закатах.
Молодость и решительность брали свое.
Желающие поехать в летний лагерь организованно пошли на следующий день к заведующему нашей кафедры  хореографии с поклоном.
Нас набралось десять человек из двадцати пяти, тех кто хотел поработать  два месяца на море, и готовы попробовать и сдать сессию досрочно.
Виктор Иванович нас выслушал внимательно, достал расписание всех зачетов и экзаменов из папки, и стал внимательно смотреть то  на нас , то в это расписание, потом постучал как то не уверенно пальцами по столу и сказал,-
-Я вот что думаю, всю практическую часть по специальности вы успеваете сдать в срок как и положено ,а вот теорию конечно нужно досрочно сдавать.
 Сегодня на кафедре мы с педагогами обсудим это все, попробуем вам помочь, но ребята вам нужно очень постараться и мало того нужно подготовиться, в запасе у вас два месяца, с одной стороны это для кого то достаточно много времени, а для некоторых это совсем ничего.
У кого есть долги по разным предметам нужно все закрыть.
Встал из за стола, собрав все листки в папку, показав этим что разговор окончен.
Мы тихо вышли в коридор, переговариваясь между собой и одновременно настраивая себя на нужный лад, что самое главное нам не отказали, сейчас только все зависит от нас.
Так оно все и получилось, в деканате нам официально разрешили сдать сессию досрочно, так как желающих оказалось много с разных курсов и с разных отделениях.
К концу мая мы уже все сдали практическую часть, а это открытые уроки по классическому, народному, бальному танцу, оставалась теория этих дисциплин.
В первых числах  июня ,по расписанию стояло искусство балетмейстера, все складывалось как нам казалось очень хорошо.
На нашем курсе все ответственно подошли к сессии, помогали друг другу, принимали участие  в балетмейстерских постановках у ребят с нашего курса .
Мы до позднего вечера каждый день репетировали в институте свои танцевальные композиции, а потом еле плелись уставшие в общежитие.
 Очень уж нам хотелось на море, и такой летней студенческой жизни, песни у костра, поход в горы и уж очень хотелось свободы и не зависеть от родителей.
Ведь каждый из нас считали себя уже взрослыми и самостоятельными.
Я со своим однокурсникам Андреем, который еще в добавок и стал моим молодым человеком, распланировали чем мы там будем заниматься и куда поедем в свои выходные дни и какие книги можем взять с собой.
Мы фантазировали вечерами, когда шли по дороге из института  в общежитие и когда готовились к устным экзаменам то тоже мечтали вслух.
Андрей в детстве занимался плаваньем и пообещал мне ,что научит меня правильно плавать и нырять, а я в ответ рисовала у себя в голове картины такой сладкой идиллии, не хватало там только пальм и красивой набережной, как в кино.
И вот время шло и мы благополучно сдали сессию. 
С нашего курса все десять человек , те кто хотел, уже паковали вещи, просили чемоданы друг у друга, у кого не было своих.
Все жили ожиданием лета и моря, мне казалось что оно особенное это Азовское море, так как  на этом море я еще не была.
Да и вся я на тот момент была окутана любовью, и все казалось таким романтичным ,нежным все складывалось как будто специально для нас.
Десятого июня утром мы вылетали в город Краснодар, а от туда нас должны были встретить организаторы и на автобусе увести в станицу Ахтанизовскую.
В результате в эту станицу нас поехало человек тридцать наверно, а другие ребята улетали на следующий день, но в другой лагерь примерно в сорока километрах от нас ближе к городу Керчи.
Как и было нам сказано, нас встретила женщина, позднее мы с ней познакомились, это была супруга начальника лагеря Есарева, но сейчас конечно я не помню ее имени. Она была очень сдержанна, в меру строга, одним словом на своем месте и представилась как главный воспитатель лагеря.
Мы все сели в автобус и поехали.
Погода была пасмурная, ночью прошел дождь это было видно по лужам на дорогах, но не смотря на это ,во всем
чувствовался юг.
Пирамидальные тополя нас встречали по всюду,  так как росли в  доль южных  дорог.
Засеянные поля уходили в горизонт и  были бесконечными, даже воздух был другой, он был  здесь южный, теплый, пахучий, пока я не могла определить этот запах, но он однозначно мне нравился.
Мы ехали в автобусе весело, как и положено студентам творческого Вуза, пели песни ,девушка Катя с вокального отделения взяла с собой гитару это еще сильнее подбадривало нас и мы хореографы размахивали руками и смеялись, реагируя на любую шутку или рассказанный нами же анекдот.
Позже мы конечно успокоились, сказывался ранний перелет, да и проголодались мы не много.
Стали просить водителя где нибудь остановиться , что бы купить какой нибудь еды.
 На что наш старший воспитатель ,супруга начальника лагеря Есарева, попросила потерпеть нас еще час и будем на месте, а там повар Галина всех накормит полноценным ,вкусным ужином.
Вот мы уже проехали город Темрюк и вдруг с правой стороны мы увидели в легкой дымке море.
Оно было почему то совсем туманное и не голубое, каким я его себе представляла.
Море было бесцветным и грустным, как будто мы застали его в расплох и оно никак не ожидало приехавших гостей.
Все стихли и стали смотреть на море.
Кто то проговорил в пол голоса ,-
-Вот же какое, оно море -пасмурное,- и тихо вздохнул.
Есарева сказала,-
-Не думайте о нем так грустно, во первых сегодня пасмурно, а во вторых оно всегда разное, вот поживете здесь два месяца и увидите сами все.
Вообще то оно замечательное, теплое и ласковое, чистое и не такое глубокое как Черное море.
Мы еще проехали минут двадцать и свернули от моря в сторону.
Ребята стали переглядываться, подумали что может не туда везут и начали спрашивать у шофера.
И вот водитель автобуса заговорил,-
-Вот ребята каждый день мы будем возить детей на море, лагерь наш находится в станице Ахтанизовская это от моря три километра. Автобусы наши новые и исправно работают, да и когда под рукой есть свой транспорт, это всегда надежно и удобно.
Мы уже ехали по дороге самой станицы, домики стояли чистые и аккуратные, на улице уже темнело.
Было много зеленых деревьев, некоторые еще цвели, что говорило о поздней весне.
Нас подвезли к школе и как было обещянно , накормили вкусной тушеной картошкой с мясом и черным хлебом.
Все это было приготовлено очень вкусно, по домашнему.
Столовая была большая и светлая как во всех школах.
Само здание было не новое, но какое то чистое и ухоженное, во всем виднелась рука хорошего руководителя.
После ужина к нам в столовую пришел и сам Есарев.
Сказал, что через два дня уже прилетают дети с севера, на первую смену, а некоторые будут в лагере и две смены, потому что родители работают и детей некуда отправить.
Вот  северные организации и идут  на такие меры;создают свои лагеря для детей сотрудников.
Мы тихо сидели и слушали нашего начальника, мне он сразу понравился, говорил все точно и по делу.
Сказал что завтра нам предстоит много работы.
Подготовка классов под спальни, а это не шутка поставить кровати, застелить белье, помыть полы и прочее.
Потом стал спрашивать кто хочет пойти работать помощниками в столовую.
Мы переглянулись с Андреем и сказали, что хотим попробовать.
Тут и Димка Анисимов, который  был из нашей группы тоже попросился вместе с нами в столовую, я думаю что он просто застеснялся, так как других ребят пока не знал, а был скромным человеком.
Но как показала наша работа в лагере, Дима был надежный как стена.
Позднее конечно мы все перезнакомились и передружились и я всегда вспоминаю это наше студенческое время, как одно из беззаботных и счастливых времен моей молодости.
Столько всего положительного и эмоционального было тем летом.
Да работы было много, мы мыли посуду горчичным порошком, да, да именно им.
Ни какими другими средствами нам не разрешалось, но посуда просто блестела.
Лагерь был человек на двести, вот такое количество посуды мы и мыли каждый день.
 По началу очень уставали, а потом привыкли, организовали свою работу втроем как помощники поваров.
В нашу смену были два повара Николай, мы его звали просто Коля , он был специалист по мясным блюдам.
И была Галина, которая отменно варила супы и компоты, пекла оладьи и сырники.
В таком составе мы работали два дня ,а потом отдыхали два дня, а другая бригада работала.
Кормили детей очень хорошо , было вкусно и разнообразно.
Когда стала спеть черешня, то начальник лагеря покупал ее у местных жителей, если ему что то не нравилось то он тут же высказывал все открыто.
Наверно поэтому люди его уже знали и предлагали только хороший товар.
 Как мы тогда понимали, всеми закупками он занимался сам, всегда был в разъездах за продуктами.
А времена были не простые, шли девяностые года, для кого то они были голодные и печальные, а для нас это было лучшее время .
И где закупал продукты начальник лагеря, был вопрос, вот умел он это делать, какими путями наверно знал только он.
Но мясо было всегда, то тушенное с овощами и картофелем, то котлеты, биточки, печеночные оладьи, и макароны по -флотски тоже были .
Вот как раз эти макароны дети так  аппетитно уминали, всегда просили добавку и повар Галина щедро накладывала и рядом клала свежий огурчик.
-Так положено,- говорила она.
Еще кормили жаренной ледяной рыбой, вот ее дети ели очень плохо.
Есарев расстраивался, даже поругивал детей.
Кричал,-
-Это ведь фосфор, рыбу нужно есть , вы живете на севере, вам ее больше нужно в рацион питания.
Дети вертели своими головками, растерянно улыбались в ответ, и тихо говорили,-
- Нам не нравится, макароны вкуснее.
Овощи тоже покупались либо у местных жителей, либо Есарев ездил в ближайшие совхозы, колхозы
За два месяца проведенные на берегах Азовского моря, мы несколько раз ходили с детьми в походы, спали в палатках, купались в водопаде, встречали рассвет, ездили в город Керчь на экскурсию, посетили Майкоп, поднимались в горы.
Показывали концерты для местных жителей.
Смотрели кино в местном кинотеатре под открытым небом и все это я сделала впервые именно в лагере, в составе студенческого, педагогического отряда.
И конечно мы много купались в море, оно было для нас настолько прекрасным, что сейчас спустя тридцать с лишним лет, когда мне говорят про Азовское море, то я сразу вспоминаю наше лето и наш лагерь, еще помню аромат роз, они росли в школьном саду под окнами их было очень много, розовые, белые, желтые, красные кустовые розы и пахли они невероятно прекрасно  и волнующе, особенно после дождя.
Андрей  не заметно  проходил в сад и срывал мне такие розы. Он делал это рано утром или поздно вечером, когда все уже спали, что бы его никто не видел.
Я ставила их в баночку и потом долго любовалась , вдыхала этот сладостный , нежный аромат, сердце мое таило, я влюблялась бесповоротно и окончательно.
Наши выходные дни мы проводили на берегу моря, иногда даже не ездили со всеми детьми на обед , оставались на пляже.
Берег был песчаный, широкий, тогда не было никаких лежаков и зонтиков, просто береговое пространство.
Мы стелили покрывала на песок и нанырявшись и наплававшись вдоволь в чистой азовской воде, ложились и загорали.
Это было блаженство, солнце нас любило , нашу молодость,  силу, энергию и мы в ответ тоже любили солнце.
Оно было невероятно ярким, желанным, притягательным, тела наши покрывались красивым ровным загаром, глаза горели молодостью и желанием жизни и познания.
На маленьком рынке возле местного магазинчика мы покупали черешню и местные яблоки, садились на покрывало и поедали все это.
Иногда играли в карты,  читали книги, или просто сидели и смотрели на море.
А порой засыпали от ласковых солнечных лучей, народу в это время было не много, так как  к обеду все отдыхающие расходились по домам .
Время шло своим чередом, в садах начали спеть абрикосы и их было какое то невероятное количество.
Местные жители продавали их на каждом углу, где только можно было, на шоссе  в сторону Темрюка и Краснодара, на рынках, даже просто так приносили детям в лагерь.
Галина варила компот из абрикосов.
Детям он по началу очень нравился, а потом они начали просить, простой чай с лимоном.
У нас в лагере была докторша Ирина Павловна, она тоже приехала с севера и по началу была очень строга, особенно к нам к столовским работникам, потом она подобрела, увидев что мы добросовестно  и качественно работаем.
Как то вечером она зашла к нам в столовую после ужина и говорит,-
-Начальник лагеря где то достал много сахара и хочет всем сотрудникам включая и студентов продать часть по  закупочной цене.
Этим он вас хочет наградить за хорошую работу.
В этом году большой урожай абрикосов, вот он и говорит, пусть студенты сварят варенье себе.
 А потом как нибудь зимним вечером откроют баночку с абрикосовым вареньем, то сразу вспомнят наш лагерь и захотят вновь приехать.
-Так значит  Есарев доволен нашим педагогическим отрядом,- спросила я.
-Не то слово, он с виду такой суровый и строгий, но он все видит, кто как работает и как относится ко всему что происходит внутри лагеря.
Видит как к детям все внимательны и в меру строги, любуется вами когда вы выступаете на концертах.
Повторюсь, что он очень внимательный и наблюдательный.
Так что скоро будем все варить варенье,- закончила свою речь Ирина Павловна улыбнулась  и вышла из столовой. 
На следующее утро на планерке, всем студентам объявили , что за добросовестную работу нас награждают сахаром.
 По два с половиной килограмма на руки бесплатно, а два другие с половиной килограмма по закупочной цене.
Мы сразу поняли что это очень щедро, потому что купить сахар в летнее время да еще и на юге ,было просто не возможно.
Вот так вот. У нас был восторг! Все сразу решили варить варенье, забыли про планерку, за шушукались и засмеялись как дети.
Вопрос сейчас стоял в следующем, где и на чем варить варенье. Столовские плиты не подходили совсем, они были большие и предназначались для больших кастрюль и емкостей.
Все бросились на поиски плит, любых.
 Стали спрашивать у местных жителей. И ведь самое главное, что мы нашли плиточки, старенькие, но в рабочем состоянии и именно у местных людей.
Распределились по группам, кто и когда будет варить варенье, всем хотелось приехать домой с южным гостинцем.
Как то после работы я заглянула в медицинский кабинет к Ирине Павловне, мне нужно было перевязать порезанный палец.
Захожу  в кабинет и вижу такую картину. В углу на корточках сидит Ирина Павловна и мешает в тазу что то ложкой.
-Ой ,-проговорила я,-что вы делаете?
Ирина Павловна поднялась во весь рост и сказала,
-Это называется подготовительный процесс.
Я засыпала помытые и разделенные на две половинки абрикосы и засыпала их сахаром. Нужно дать им постоять некоторое время, чтобы плоды дали сок, а потом уже варить,-проговорила Ирина Павловна.
-Ты умеешь варить варенье?- ,продолжила опять она.
-Сама я никогда не варила, а вот маме я помогала, но это было малиновое, смородиновое, клубничное варенье. Из абрикосов мы никогда не варили, так как они у нас не растут,-сказала я.
Ирина Павловна посмотрела на меня и продолжила,
-Ничего страшного, научишься. Это почти тоже самое, что и варенье из смородины. Пропорция такая же ,один к одному, а это значит два килограмма ягоды и два килограмма сахара. Доводишь три раза до кипения с промежутками на остывание и варенье готово.
Все просто.
-А понятно,- сказала я и продолжила,- Ирина Павловна а кто после вас будет плитой пользоваться?- не постеснялась и спросила я.
-Никто . Это ведь моя личная плиточка, я ее всегда с собой вожу, когда еду работать в лагерь на юг. Потому что знаю что буду варить варенье,- сказала она и задумчиво на меня посмотрела.
-Понятно, значит вы вне очереди, раз у вас все свое,-стала было я выходить из кабинета, как она меня окликнула,
-Лена послушай, я тебе дам мою плиту  и ты сваришь сама свое варенье.
А еще дам тебе ключ от подсобки, где хранится постельное белье и  что- то по мелочам, так вот там есть рабочая розетка  и ты можешь в этой подсобке  варить.
Думаю сегодня я уже закончу со своим вареньем и все тебе передам.
У меня не было слов от радости  и уважения  к Ирине Павловне. Я не могла поверить что человек на столько мне доверяет . Я вздохнула  и проговорила,-
-Ирина Павловна спасибо вам в первую очередь за доверие, для меня это неожиданно, но мне так приятно и радостно,- с улыбкой на лице сказала я,-это будет мое первое абрикосовое варенье.
-Молодость  это все так чудесно, и ты знаешь время бежит очень быстро, не успеешь оглянуться, как ты будешь оканчивать институт, а потом все полетит с удвоенной скоростью.
Я вот глядя на тебя на Андрея, тоже стала вспоминать свою молодость, учебу, любовь,- как то задумчиво она сказала,
-Да, да пусть это будет ваше первое абрикосовое варенье, ты поняла? Варим мера на меру.
На следующий день был наш выходной.
С утра мы взвесили абрикосы и сахар по отдельности. Затем помыли и отделили от косточек и соединили все вместе, мешая большой ложкой. Накрыли чистой простыней и поехали со всем лагерем  купаться в море.
Стояла июльская жара, море было теплое, ласковое, настроение радостное от всего  на свете.
От моря, от молодости, от любви и от того, что мы сегодня с Андреем будем варить варенье, все меня радовало и вдохновляло в этой жизни на тот момент.
И вот мы с Андреем уже в подсобке, колдуем над нашим вареньем, мешаем большой ложкой, ждем когда все пропитается. Варим так ,как сказала Ирина Павловна, у нее большой опыт по варке варенья в лагерных условиях.
Абрикосы пропитываются сахарным сиропом и становятся невероятно золотистыми, янтарными, очень красивыми.
Мы сидим на корточках вместе с Андреем и разглядываем наше варенье, тихо переговариваемся.
В дверь тихо постучались.
-Входите, - сказал Андрей.
Показалась голова Ирины Павловны,-
- Ну как вы тут, смотрю все у вас получается и даже не плохо.
Подходит к плите, присаживается вместе с нами, берет из моих рук ложку и начинает помешивать,-
-На мой взгляд густовато получается, сахару сколько бросали, мера на меру?
-Да,- отвечаю я. Как вы и сказали, все взвесили  и потом косточки убрали.
Ирина Павловна подняла на нас глаза и хитро сказала,-
-А так значит косточки после взвешивания убрали ,-и засмеялась, -ну это же тогда джем у вас получится. Но это не страшно, за то лучше сохранится варенье, не испортиться в любых условиях.
Мы засмеялись все вместе.
-Ну что сказать перестарались не много, ничего так бывает, за то сейчас будите знать об этом, что с начало вынимаются косточки а потом взвешиваются плоды,-смеясь проговорила Ирина Павловна.
-Ну уж сейчас точно мы запомним как варить абрикосовое варенье, -сказал Андрей.
Из нашего подаренного и купленного сахара мы сварили очень много варенья.
Лететь вместе с нами в самолете оно не могло так как было очень тяжелое и занимало бы много места в наших чемоданах.
И опять же Ирина Павловна нам подсказала, отправить абрикосовое варенье в полиэтиленовых пакета по почте в посылках. Мы так и сделали.
Одним августовским днем пошли на местную почту и отправили  три посылки с вареньем. Когда шли обратной дорогой, я все думала , а вдруг не дойдет и забродит наше варенье, а потом подумала, чему быть того не миновать. И перестала об этом думать.
Лагерная смена подходила к концу, все уже собирались домой, нам было чуть грустно, но в душе каждый хотел сюда вернуться в следующем году.
В сентябре вся группа приступила к занятиям в институте, и когда вдруг я получила извещение по почте о посылке, то даже не поверила.
После учебы , мы с Андреем заглянули на почту и получили свою первую посылку. Когда вернулись в общежитие, начали аккуратно ее открывать. Я заранее приготовила банки, чтобы в них перелить варенье.
Андрей разрезал коробку и стал вынимать пакеты с вареньем, почему то сразу запахло летом, морем, абрикосами, и захотелось там оказаться, послушать цикад, которые пели каждым утром и вечером, услышать аромат роз, шепот и ласку волн, которые любили  только нас, так нам казалось.
Позже мы пили чай с нашим первым абрикосовым вареньем, оно оказалось просто бесподобным, через неделю мы получили еще две посылки в целости и сохранности.
Мы угостили этим вареньем всех  своих родных , когда после возвращения из лагеря навестили своих домашних.
А наши  однокурсники частенько, в течении года захаживали к нам в гости на чай с абрикосовым вареньем, янтарным, золотистым, насыщенным, южным.


2 октября 2023 год