Последний Голуборозовец Вячеслав Сидоренко

Артём Киракосов
Артём Киракосов

Последний Голуборозовец
Вячеслав Сидоренко

                „Корни всегда определяют листву“ -- 
                \ из статьи Ольги Давыдовой о искусстве Вячеслава Сидоренко \


Счастливое обретение

Когда-то, лет двадцать назад, начинающие профессиональную жизнь галеристов любители изобразительного искусства, но, отнюдь, уже люди не молодые, открыли неожиданно для себя (совершенно случайно) у одного из дальних родственников, профессора московского университета,  целую коллекцию (32 работы) последнего голуборозовца Вячеслава Сидоренко. Владимир Николаевич (так звали хранителя наследия Сидоренко) разрешил Валерию Новикову и Анатолию Гостеву её реставрировать и сберечь для будущего. Так родились отмечающие одновременно в 2024 двадцатилетние юбилеи: замечательная, легендарная ныне, московская "Галерея на Чистых прудах" и лучший на сегодняшний день журнал по искусству и культуре для коллекционеров и художников "Собрание".
Друзья не просто нашли мастеров реставрации (в Твери), но после её спасения сделали всю уже отреставрированную коллекцию доступной специалистам, науке, обществу. Поэтому появились на свет написанные по картинам Сидоренко стихи Георгия Комарова, развёрнутая статья о его творчестве кандидата искусствоведения Марии Валяевой, восторженные слова о живописи Сидоренко Эйджена Глазова и искусствоведа, "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации", Заведующего отделом Русского искусства Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева Ефима Водоноса, который подтвердил, что 32 спасённых Новиковым и Гостевым произведения -- посмертная выставка Сидоренко в Москве 1945-го года в "ЦДРИ", Центральном Доме Работников Искусств, 6 работ с которой, наверняка (поскольку, другие не обнаруживались) (по свидетельству  Водоноса), показывались в 1947-ом в Государственном художественном музее имени А.Н. Радищего в Саратове, на Родине Alma Mater Сидоренко.
Обрамлённой и отреставрированной вся коллекция Вячеслава Сидоренко демонстрировалась в "Галерее на Чистых прудах" (Москва, Гусятников переулок, 5) с 26 июня по 15 сентября 2009-го на парной, совместно с произведениями Льва Зевина (1903, Витебск -- 1942 [?], пропал без вести [?] под Вязьмой [?]) выставке под общим названием «Другие песни тридцатых». Позже все работы данной коллекции Сидоренко, за исключением двух (по понятным соображениям: первое -- не определён автор, второе -- единственная в собрании акварель): 01 \ 35 Неизвестный художник из круга Вячеслава Сидоренко (на обороте вверху надпись чёрным маркером: В. Сидоренко) «Парусник на Волге», первая четверть ХХ-го века, картон, белый грунт, масло, кисти, 19,8 х 25,9 см и 02 \ 35  «Предгорье Памира», 1932, белая бумага, акварель, вода, кисти, 30,6 х 42,5 см (в `свету` паспорту), -- были воспроизведены в Альбоме "Галереи на Чистых прудах" «Вячеслав Сидоренко. Живопись», издательство "Виртуальная галерея", Москва, 2011, 44 страницы, тираж 50 экземпляров, Альбом украсили тексты: Марии Валяевой, Ефима Водоноса, Георгия Комарова и Эйджена Глазова.
К 80-летию кончины Сидоренко, парному 20-летию Журнала и Галереи, чьи судьбы сцепились, соразмерно сплелися намертво крепко и коренятся воедино в личности их отца-основателя, галериста, коллекционера, издателя, общественного деятеля, человека легендарного, давно отлично знакомого в родной ему художественной среде, Валерия Павловича Новикова, встречающего в наступающем, 2024, (всего каких-то своих) 85, "Галерея на Чистых прудах" Москвы представляет в течении всего года широкой публике живопись Вячеслава Сидоренко заново, сопровождая её фильмом, новыми исследованиями, публикациями, сбором материала за 15-летний истекший с последней демонстрации картин срок (тоже маленький юбилей?) и данным изданием нового Альбома, щедро усыпанного сочными живописными фрагментами, с уже всеми 32-мя, без изъятия, репродуцированными произведениями Сидоренко.
Как всё же прекрасно, что попалась некогда вся это коллекция замечательной паре  друзей, Толе и Валере, двум зрелым подвижникам и совершенно юным по азарту энтизиастам. Побольше бы в нашем искусстве, стране и жизни таковых! Сидоренко -- их, наше, истории теперь счастливое обретение...


Краткие черты биографии, писанные заочно не с натуры

Вячеслав Леонидович Сидоренко прожил ярко, но очень уж мало, кратко (черта всегда в России непроходяще жестокого времени): 43...
Родился в 1901-ом в Камышине Саратовской губернии.
В 17 он учится в Саратове рисунку, живописи и композиции у, возможно, родственника, архитектора-модерниста Александра-Исаака Зиновьевича Гринберга (так как венчанная Александру-Исааку Зиновьевичу супруга -- Александра Иосифовна Сидоренко). (В 17, с другой стороны, можно ли было начинать с нуля не с близким, не с роднёю?)
А с 1921-го по 1925-ый Сидоренко занимается изобразительным искусством уже в легендарном учебном заведении с своими крепкими традициями, в саратовском "Художественно-практическом институте" (с 1923 -- "Художественно-промышленный техникум, бывшее с 1897 "Боголюбовское рисовальное училище", с 1918 -- "Свободные художественные мастерские", но ко 100-летию с 1997 Училищу возвращают, всё же, его прежнее историческое, славное название "Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова") -- у замечательных педагогов: год (и всего!) у Александра Ивановича Савинова ("Союз русских художников", "Мир искусства", "Четыре искусства" и другие), предположу -- у Алексея Еремеевича Карева ("Золотое руно", 1908 -- 1909, "Мир искусства", 1917 -- 1924) и у одного из родоначальников и организаторов знаменитой выставки "Алая роза" (1904) в Саратове и "Голубая роза" (1907) в Москве, Пётра Саввича Уткина (в 1907 отчислен из МУЖВЗ, с 1910 -- в "Мир искусства", с 1924 -- в "4 искусства").
Саратовец Уткин -- главный воспитатель, взрастивший Сидоренко -- по своим стопам и направляет его к своему земляку и творческому единомышленнику Кузнецову в "4 искусства", где после "Голубой розы" выставляется сам с друзьями и единоверцами в искусстве! По окончанию учёбы Уткин даёт Сидоренко рекомендательные письма к художникам: „Не оставляйте его своими советами“ к Абраму Ефимовичу Архипову  (в 1891 -- в "Товариществе передвижных выставок", в 1904 -- один из основателей "Союза русских художников") и „Он нуждается в хорошей художественной среде“ к Роберту Рафаиловичу Фальку (один из основоположников в 1910 "Бубнового валета"). Но главное письмо и направление Пётр Саввич Уткин, не просто великолепный художник, но чуткий педагог, даёт своему ученику ко Павлу Варфоломеевичу Кузнецову, своему величайшему другу, соратнику, "голуборозовцу" до мозга костей. Сидоренко снимает комнату на Арбате, селится вблизи Кузнецова, чтобы общаться чаще, доступней и лично. И вливается счАстливо в московскую среду Объединения "4 искусства", в котором Кузнецев лидерствует, и где полноправно царит Саратовская школа живописи в новом, московском обличье, так скажем!
Сидоренко не исключение из общего правила соотношения в истории искусства "учитель -- ученик": черты всех мастеров и канвы их творческого труда, приложивших душу и руку к обучению Вячеслава Леонидовича, без труда вычитываем в его наследии, это ключи к прочтению представленной "Галереей на Чистых прудах" осенью этого года редкой коллекции. Всегда легко (как общее, отлично работающее, древнее правило) определить мастера по его учителям. А те, у кого не было учителей, разве смогут сами вырасти? Оттого и ныне -- деградация полнейшая! В разборе ниже я покажу в Сидоренко -- и Петрова-Водкина, и Кузнецова, и Фалька, и Архипова, и других... „Корни всегда определяют листву“, -- справедливая очень, по-моему, высказанная мысль в статье Ольги Сергеевны Давыдовой о искусстве Вячеслава Леонидовича1, я её взял даже эпиграфом к этому своему тексту-опусу о Сидоренко.
  „<...> На основании письма вдовы художника, хранящегося в Архиве СГХМ им. А.Н. Радищева (Ведомственный Фонд Боголюбовского рисовального училища и Радищевского музея, оп. 1, ед. хр. 160. Л. 113), можно видеть, что В. Сидоренко, начиная с 1923 года, регулярно участвовал в местных (в частности – Саратовских) и Всесоюзных выставках <...>“2 
С 1925 в Москве жизнь Вячеслава Леонидовича обновлена сущностно: он активно вливается и экспонент всех московских (1925, 1926, 1929) и ленинградской (1928), включая, американскую (1928), выставок созданного в 1924 объединения "4 искусства" (1924 -- 1931)3. Однако у Давыдовой в статье несколько иные данные: „Общество художников «4 искусства» (1924–1931) провело четыре выставки: три в Москве апрель – май 1925, ГМИИ; ноябрь 1926, ГИМ; май 1929, МГУ, и одну в Ленинграде (март 1928, ГРМ). На основании каталогов, можно заключить, что В. Сидоренко принимал участие в трех из них: в 1926, 1928 и 1929 годах. Причем, в каталогах за 1926 и 1928 годы инициалы Сидоренко указаны неверно: вместо В.Л. – В.А.“4 То есть, по Давыдовой, Сидоренко не участвовал в выставке Объединения 1925-го года; и это похоже на правду: ведь этим годом он только переехал в Москву? Объединение «4 искусства», аккумулировавшее, пожалуй, в себе весь первоцвет тогдашнего изобразительного искусства молодого СССР, России, это -- "голуборозовцы", "мирискусники" и художники живописно-лирической линии, перекликавшейся с французскими "Наби" и "Фовистами", вставшие в голову и исток к созданию объединения саратовцы и другие: Павел Варфоломеевич Кузнецов (председатель), Мартирос Сергеевич Сарьян, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Александр Терентьевич Матвеев, Николай Павлович Ульянов, Алексей Еремеевич Карев, Константин Николаевич Истомин, Елена Бебутова (супруга Павла Кузнецова), другие.
„<...>
Приехав в Москву и попав на собрание «4 искусства», Сидоренко почувствовал себя в родственной художественной среде. Так и планировал его учитель Уткин, сам постоянный участник выставок объединения. Более того, недавний студент стал играть активную роль в экспозиционной и организационной жизни общества. Он вёл переписку со своими саратовскими товарищами, совместно с ними представляя коллективу «4 искусства» наиболее талантливую молодёжь, обучавшуюся в мастерских Alma Mater и работавшую в Саратове. Уже в 1926 году к московскому объединению вслед за самим Сидоренко присоединилась группа молодых представителей Саратовской школы, среди которых были Е. Егоров, Б. Миловидов, В. Кашкин, М. Аринин и другие.
С этих пор и до 1929 года деятельность Сидоренко тесно связана с обществом, а потому и его творческая работа в основном проходила в Москве. <...>“5
(Из статьи кандидата искусствоведения Марии Валяевой "Старое, новое, вечное. О Творчестве Вячеслава Сидоренко" альбома "Вячеслав Сидоренко, 1901 -- 1944, "Галерея на Чистых прудах", Москва, издательство "Виртуальная галерея", 2011.)
 В 1929-ом Вячеслав Леонидович совершает творческую поездку на "Комбайнстрой" в Саратов. В 1930-ом Народный комиссариат просвещения посылает его на "Сталинградский тракторный завод". В 1932-ом Сидоренко, рекомендованный "Всекохудожником", как живописец и рисовальщик (рисует и пишет акварели на бумаге), участвует в комплексной экспедиции Академии Наук СССР на Памир. А позже, в этом же, 1932, "Всекохудожником" он отправлен в Таджикскую ССР, где пишет картины с натуры на строительстве электростанции (ГЭС) на реке Верзоб, в кишлаке Кара-Таг, в посёлке Гарм и на Вахшстрое. В 1933-ем от Музея народов СССР Вячеслав Леонидович направлен в Среднюю Азию, в Таджикскую СССР. 1934-ом руководство Таджикской ССР -- приглашает художника трудится над темой "Старое и новое" Таджикистана!
А где (по упоминаниям в названиях картин) Сидоренко работает, пишет в Азии, Таджикистане? -- в экспедиции на Памире, в кишлаке Кара-Та (свидетельство Ольги Ройтенберг) и на электростанции (ГЭС) в посёлке Гарм на реке Верзоб на Вахшстрое (свидетельство Ольги Ройтенберг), в Бухаре, в Худжанде (Ленинабад), в Душанбе (Сталинабад), в Хорхане (мною пока не определено и не найдено на карте), в Шураб-уголе (шахта в Сулюкте), да много ещё где...
Последняя работа Сидоренко коллекции "Галереи на Чистых прудах" датирована 1939-ым, но у нас есть отклик специалиста на его произведения, написаные в последние 3 года жизни. Сидоренко участвует в Выставке изобразительного искусства Таджикской ССР, которая была открыта 15-го апреля 1941-го года в Москве в Государственном музее восточных культур в связи с Декадой Таджикского искусства в Москве, а удостаивается художник публичной письменной похвалы успехам своих произведений 1942 -- 1944 позже, увы, уже посмертно. Так вот что художественный критик К. Андреев написал (Андреев К., "Советское искусство" от 20 июля 1945) по поводу среднеазиатских этюдов 1942 -- 1944, представленных на посмертной выставке художника в ЦДРИ в 1945-ом году; и будем дорожить этим щедрым откликом на последний взлёт мастера, пока не найдём самих его источников: „Сравнивая произведения, показанные на выставке таджикских художников в 1941 году, с работами, написанными в последние три года, видишь, как быстро рос художник, с какой настойчивостью изучал окружающую природу“.
Боже! Ему бы жить и жить, но...
И вот -- конец: „В. Сидоренко скончался 21 июля 1944 года, предположительно в Москве от болезни лёгких. С 1941 года основную проблематику его творчества определяла тема участия таджиков в Великой Отечественной войне, что подтверждает, например, его участие в выставке 1942–1943 года в Государственной Третьяковской галерее: «Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры “Великая Отечественная война”». Как работал художник над своими образами, исключительно ли на основе этюдных материалов и воспоминаний или, выезжая из Москвы (есть версия, что он умер в г. Самарканде), ещё предстоит уточнить“. (Из статьи Ольги Сергеевны Давыдовой "«Время в себе»… О выставке «Другие песни тридцатых»", с сайта "Российской Академии художеств".6
При жизни, как читаем у Давыдовой7, у Вячеслава Леонидовича было три персональные выставки, две в Сталинабаде (сейчас Душанбе),  в 1935-ом и 1941-ом, и в 1944-ом -- в Екатерининской больнице в Москве, но в материалах Альбома, изданного "Галереей на Чистых прудах" в 2011, видим упоминание ещё одной -- "Центральный музей народоведения", 1936, Москва8. Первая посмертная персональная выставка Вячеслава Леонидовича состоялась в Москве, в ЦДРИ (Центральный Дом Работников Искусств) в 1945-ом, а на юбилейной выставке, проведённой Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева в июне 1947-го года, которая  была посвящена 50-летию Саратовского художественного училища, среди 442-ух произведений 75-ти участников были представлены и 6 работ Сидоренко.9  
  Основные серии работ Сидоренко: "На Волге" (1924 -- 1925), "Москва" (1926 -- 1926), Останкино (1927 -- 1928), "Комбайнстрой в Саратове" (1929 -- 1930), "На тракторном заводе" (1931), "Таджикистан. Старое и новое" (1932 -- 1939).10
В "Галерее на Чистых прудах" Москвы устроены две персональные выставки Вячеслава Леонидовича Сидоренко: в 2009-ом, парная, совместно с Львом Зевиным (1904 -- 1942) «Другие песни тридцатых» (куратор Анатолий Гостев, выставку освещает телеканал "Культура", после неё издаётся в 2011 Альбом) и текущая (на год), 2023 -- 2024, к 80-летию кончины художника «Последний Голуборозовец Вячеслав Сидоренко», к которой выходит следующее издание альбома коллекции и снимается фильм...
Основная литература о Вячеславе Леонидовиче Сидоренко: Лобанов В. "Вечерняя Москва" за 7 октября 1926, Тугендхольд Я. "Известия" за 21 ноября 1926, Андреев К. "Советское искусство" за 20 июля 1945, Ройтенберг О. «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», издательство "Галарт", Москва, 2004, 544 страницы, тираж 1200 экземпляров, «Вячеслав Сидоренко. Живопись», "Галерея на Чистых прудах", альбом, издательство "Виртуальная галерея", Москва, 2011, 44 страницы, тираж 50 экземпляров, Ольга Давыдова «Время в себе»… О выставке «Другие песни тридцатых», журнал «Собранiе» (2010, март, № 1. С. 108 – 115): «Свободные художники тридцатых годов: Сидоренко, Зевин и другие» (опубликовано с небольшими сокращениями) и с сайта "Российской Академии художеств", Вера Чайковская "«Гармония  в  мире революций и войн» (О  выставке Вячеслава   Сидоренко (1901 -- 1944) в "Галерее на Чистых  прудах")", рукопись и с сайта "Литературная Россия", Анатолий Гостев статья о выставке "Другие песни тридцатых" и её пресс-релиз  с сайта "Галерея на Чистых прудах".11
Где и у кого есть \ хранится Сидоренко? -- Помимо коллекции "Галереи на Чистых прудах", которая есть, в основном, сохранённая посмертная 1945-го года выставка в ЦДРИ Сидоренко, наследие художника хранится в частных собраниях, у родственников и в музеях: Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева (Бишкек), Национальный музей Таджикистана имени Камольиддина Бехзоди (Душанбе), Историко-краеведческий музей истории и фортификации (Худжанд), Государственный художественный музей имени А.Н. Радищева (Саратов), Ивановский областной художественный музей (Иваново), Кирсановский краеведческий музей (Тамбовская область); художник А.В. Петров, долгие годы хранивший наследие Вячеслава Леонидовича, бОльшую его часть передал в Душанбе и в  Кирсаново.12


Попутного ветра (в начале пути) «Паруснику на Волге»

Пролетим по творчеству Сидоренко вслед его увлечённо-меняющейся кисти!..
Справедливо открывает собрание, наш альбом, выставку и фильм 01 \ 35 «Парусник на Волге» первой четверти XX-го века (так мы датировали), картон, масло, растворители, лаки, кисти, 19,8 х 25,9 см, собрание "Галереи на Чистых прудах". Несмотря на свидетельство семьи, что это -- кисть и работа Сидоренко и -- соответствующая этому надпись на обороте произведения, мы всё же подумали, что верней будет так, как написали: "Художник из окружения Сидоренко", -- поскольку и подпись по начертанию графики уж очень не напоминает сидоренковскую, как ни расшифровывай. Однако, вот что: эта работа удивительно точно -- зачало всему в смысле эмоций и легко ложится в строй «Алой» и «Голубой розы» по настроению! (Работа для экспертов тут найдётся -- всё впереди! Но...) А происхождение её, этого обаятельного опуса, в смысле глубинного генезиса? -- безусловно от волжских мотивов Дубовского, вспомним отклик на ставшую трамплином к славе Николая Никаноровича «На Волге», 1892 (Государственная Третьяковская галерея), который точь-в-точь идеально подходит и рассматриваемому Сидоренко: „<...> пример изящной живописи, где бледные сиреневые и золотистые цвета создают равновесие чувств, а огромные светлые пространства рождают "впечатление простора и необычайного покоя, словно остановившегося времени"“ (из статьи Administrator-а с сайта "Пейзаж XIX века": и от мастера водных гладей Алексея Петровича Боголюбова, основавшего в Саратове "Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева" (внуком кого являлся), на произведениях и вещах где, собственно, и выросли всем поколением будущие «розовцы», а также "Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова" (все названия -- современные), в котором учился и наш герой, Вячеслав Сидоренко.


Соколова гора и Зелёный остров: вершины и низины Отчизны...

04 \ 35 «На Волге. Соколова гора», 1925, реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 68,0 х 80 см, собрание "Галереи на Чистых прудах", -- следующая отправная точка, элемент базиса, на котором стоит Сидоренко -- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. (Мог ли саратовец не писать Соколовую гору, эту вершину -- царицу волжских просторов, на которой по преданию в густо-изумрудных лесах хозяйничали некогда и над чем парили ввыси вольные соколы?) «Соколовая гора» -- так до недавнего называли её, место притяжения, магии, мистики, возлюбленной голуборозовцами-символистами; от горы получил и имя сам Саратов, «Сары-тау», "Нагорная сторона" ("Жёлтая гора" -- с тюркского?). А ниже по полотну юной кисти Вячеслава распластался объятый тканью скорых волн великой русской реки мечтательный и уединенный "Зелёный остров", обитель влюблённых пар и безумных то с счастья, то с горя поэтов! Плотность красочного слоя и манера, моделировки лепки, формообразование кистью Сидоренко тут -- от Петрова-Водкина, которые тот нашёл ещё в своей африканской поездке 1907 («Африка», 1907, подрамник, холст, масло, кисти, 40,0 х 56,0 см, ГТГ, инв. 27283). К сидоренковскому виду с Соколовой горы я бы отнёс и эпистолярные, поэтические строки Петрова-Водкина матери: „<...> И вот среди этих чудес застываешь и молишься. Кому-то неведомому рождается восторг и благодарность, таким слабеньким себя чувствуешь, чтоб выразить хоть одну чуточку этой вечной красоты <...>“ (из письма к А.П. Петровой-Водкиной от 6/19 апреля 1907; цит. по изд.: К.С. Петров-Водкин: Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991. С. 9614). Несомненно, Сидоренко видел на родине в те годы, 20-ые, куда больше Петрова-Водкина, чем мы сейчас. От Петрова-Водкина он усвоил пластическую натянутость (как тетива), упругость композиции. Она переломана своею протяжённостью без краёв горизонта прямо посередине -- стрелою ярко вертикально строго в небо! И эти волжские просторы и размытые с зеленью голубоватые дали с исчезающими в небе брЕгами на картине Сидоренко с Соколовой горы, спружиненные, как бы, и направленные в выси Богу, стали предтечами его поистине шедевра вне времени «На Волге. Обнажённые»...


Эрос на песках волжских брегов (обнажение вровень Боннару)

Их ждали, ждали давно, этих «Обнажённых», ту живопись, что сплетёт, наконец, воедино две традиции письма, русскую и французскую, групп «Наби» (по-французски Nabis, от древнееврейского "пророк", "избранный") и «Голубой розы». И вот это случилось, -- чудо, -- мы видим Сидоренко 03 \ 35 «На Волге. Обнежённые», 1925, реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 50,0 х 61,1 см, собрание "Галереи на Чистых прудах".
Об этой картине будут писать много и многие. Стремясь выделить и выдернуть её с коллекции, оторвать от Сидоренко. Но что будет гряда гор без пика? Думается, что «Обнажённые» -- не только апогей в творчестве лично Сидоренко, но то, что может войти в Историю отечественного искусства того времени и -- по силе художественности, и по настроению; наготой красоты и красотой наготы живопись Сидоренко говорит с Боннаром, лидером «Наби», с его обнажёнными, тоже помещёнными рядом с водой, естественно, в купальнях. Где \ когда художника, как бы, нет, за створками невидимкой...
Я тоже не удержался и пару строк сочинил вне стилистики статьи о девушках на песчаной подушке берегов Волги, беседующих так доверительно на расстеленных покрывалах при ослепительно белом кувшине питьевой воды и лежащими в круг четырьмя (символично, правда? -- хотя, случайно) цветастыми фруктами, не прячась друг друга в доверии поз. Вот:


Эрос
Это всегда
Необъяснимо и
Неизъяснимо высоко

Эрос (кто знает, чует) -- это всегда высокая и новая весть
завета с Богом;
эх, как удалось
этому Сидоренко с крохотного Камышин, столь
виртуозно, -- завершающему сплетение 
"Алой" и "Голубой" неземных роз мистики, -- летящей так
кистью своей
свершить необъяснимое: разорвать все беды
Руси, Революции, Гражданки, Террора, Глада
да в диком 1925 выписать
покоя ласку, солнце на песку, тихое теченье времени
без заботы, купание в словах мира, а не тоски, всю
се красу, свободы лёт, выси и плоти, льнущих к и в глубизну дали,
без краев заволжские степи, простор воли души,
чудо доверительных касаний, разговор осязаемый   
в обнажении
лежащих русских двух красавиц-дев? 
эрос -- чУдно, несказанно и неодолимо
высоко..!


"Голубая Роза" Волги

Саратовцы -- это школа письма
Такого счастья в живописи,
Что искупила своим явлением
Все прорехи, горести, беды, катастрофы,
"Алая роза" России 1904 --
Перед кровавым 1905;
Дорога этих мастеров шла стихами и
Чистотой стяжания блаженств;
У основании её совершенства -- 
Борисов-Мусатов, светлейший бог
Поклонения
Гению Женщины;
На завершении пути -- молодой Сидоренко,
Рискнувший в 1925, после ужасов череды
Войн и революций, писать
Негу нагих девичьих тел!


Эрос -- вечная, вдохновляющая тысячелетняя тысячелетия тема. Девы Волги расположились совсем не как у Гогена в его лучшей по признанию самого художника на те годы работе «А ты ревнуешь?» („Aha oe feii?“ -- по-таитянски), 1892 (подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 66,0 х 89, 0 см, ГМИИ, Москва, инв. Ж-3269), затылок к затылку в разные стороны, а раскинувшись друг ко другу нагими юными `причинными` местами. Раскрывая друг другу не только душу, но поверяя, как выглядит самое укромное, девическое лоно. Можно предположить, что и разговор девчонок, купальщиц (бесконечная тема всех эпох краёв Земного Шара и их гениев) близок тематически тому, что удалось подслушать \ подсмотреть (из жизненной сценки) великому Полю Гогену для его знаменитой картины, который потом он, ещё и писатель, редактор, борец за права аборигенов и женщин особо, горячий их воин, защитник, вольнопевец и недержимый любовник, описал в своей «Ноа Ноа»: „На берегу две сестры, они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на песке в непринуждённых сладострастных позах -- беседуют о любви вчерашней и той, что придёт завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: "Как? Ты ревнуешь!"“ (перевод из и по Википедия). Как это близко...


Московские площади и перекрёстки с птичьего лёту

„<...> Летом 26-го из Саратова в Москву раньше других приехал Вячеслав Сидоренко, снабжённый рекомендательными письмами своего учителя П.С. Уткина к А.Е. Архипову ("Не оставляйте его своими советами") и Р.Р. Фальку ("Он нуждается в хорошей художественной среде"). Рекомендации не пригодились. Побывав как-то на собрании «4 искусства», Сидоренко понял, что такое хорошая художественная среда. Снял комнату в Арбатском переулке, недалеко от дома, где жил П.В. Кузнецов, и начал исправно выполнять миссию связного между саратовской группой «4 искусства» и московской. От А. Уткиной шли письма с информацией, у кого из учеников Петра Саввича побывали, что талантливое увидели. Чаще всего упоминалось об успехах Владимира Кашкина. С осени 26-го на выставках «4 искусства» превосходную саратовскую школу живописи наряду с Н.И. Симоном, П.С. Уткиным, В.М. Юстицким представляли младшие: М. Аринин, Е. Егоров, В. Кашин, Б. Миловидов, В. Сидоренко, и в 29-ом также Б. Леймик, Г. Мельников.
<...>“15
 (Со страницы 84 из книги-альбома Ольги Ройтенберг «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», книга-альбом, издательство "Галарт", Москва, 2004, 544 страницы.)
Два московских пейзажа их семьи художника, опубликованные Ольгой Розенберг на 74 странице книги-альбома «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», издательство "Галарт", Москва, 2004: 05 \ 35 «Самотёчная площадь», 1928, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 57,0 х 67,5 см и 06 \ 35 «Дома и трамваи», 1928 -- 1929, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 65,0 х 75,0 см, -- показывают нам иного зрелого Сидоренко, в котором нет уже никаких следов того волжанина-романтика, собственно `голуборозовца` кисти «Обнажённых» и «Соколовой горы» 1925. Вслед и самому изменившему радикально свой творческий почерк лидеру Объединения «4 искусства», некогда стоявшему у глубинных истоков «Голубой розы», Павлу Варфоломеевичу Кузнецову, активно влившийся в эту московскую среду, взяв на себя прямую творческую и организационную связь саратовцев и москвичей, Вячеслав восприял, отлично усвоил, напитался, сделав их органично своими, всеми уроками и ходами новой живописной культуры, отличающейся от мечтающего юношеского символизма саратовцев ко зримому уверенностью поэтическому реализму неомосквичей. Несмотря на то, что жестокое (оно не всегда таково) время той эпохи оставило в живых нам лишь 2 холста в наследии от того периода Сидоренко, следует заметить: ему удалось создать свой облик и образ города: Москва почти домашняя (для тех, кто чувствует -- что за живописью) уютная, тёплая, живая, волнующая и волнительная, своя! Обе композиции (а это именно мноргофигурные композиции, пейзажи со стаффажем) -- с высоких точек зрения: над СамотЁкой и ЯУзами. Места узнаваемые, дорогие москвичу, согретые! Думается, это такая живопись, с пленительной кузнецовской рисующей синим кобальтом кистью, что ощутишь, как же был счастлив Вячеслав, попав под крыло Павлу Варфоломеевичу, и обретя свой исключительный, композиционный и цветовой, пластический художественный язык! <...> „Целенаправленность зрения -- путь к границе, где по одну сторону -- "смотреть", по другую "видеть". Если это получилось так, как у <...> Сидоренко <...> -- рождается доверие, так художник свой город прочувствовал, стало быть, и впрямь так было. "А почему не так?" -- слышится в <...>“16, со страницы 276 у Ольги Ройтенберг.


„«Певец больших строек»“ разве?

 Необыкновенно, но всего лишь одна `производственная` живописная картина Сидоренко из Дальневосточного художественного музея «Экскаваторы», опубликованная без дополнительных каталожных данных (год и место создания, материал, размер) на сайте "HABINFO интернет-журнала Хабаровска":  (источник: https://habinfo.ru/vyacheslav-sidorenko)17 в статье заведующей сектором современного искусства ДВХМ Марины Константиновой «Художник больших строек Вячеслав Сидоренко в коллекции Дальневосточного художественного музея», позволяет нам утверждать, что Сидоренко -- в производственном письме строек -- строгий ученик и преданный последователь Кузнецова по приёмам, колориту, акценту рисующей кистью синим кобальтом. Однако же, не всё так! Мне видится именно тут тот разлом в оценке происходящего между "Старым" и "Новым". Если Армения Кузнецова -- это и впрямь энтузиазм строительства новой жизни, подъём и энергия созидания верного будущего своей земли всем народом, то уже в «Экскаваторах» Сидоренко я бы предложил заметить иное -- землю разрывают... Людишки какие-то? -- мелочь. Стаффаж. Но безликий! А разовью это своё предположение, что сущностно Сидоренко не принял "Новое", дойдя до его таджикской серии «Старое и новое», в которой, как мне видится (возможно, подспудно и незаметно даже себе, помимо воли, выраженной в сознании) "Старое" -- свежо, сочно, живо -- правда, а, так называемое, "Новое" -- хмуро, безлико, античеловечно.
„<...>
Сотрудники музея принимали активное участие в организации краевых художественных выставок, приглашая для участия в них художников из Москвы и Ленинграда, сами ездили в центральные города страны, посещали выставки советских художников и, естественно, приобретали работы в фонд молодого художественного музея в Хабаровске. Так в коллекции ДВХМ появились работы И. Серкунова, Ф. Богородского, А. Куприна, К. Каля, Г. Великановой, Ц. Сампилова и многих других.
Работа Вячеслава Сидоренко «Экскаваторы» была приобретена директором музея Петром Покровским в 1933 году с выставки «Таджикская ССР – Памир».
<...>
По итогам первого этапа экспедиции в 1933 году в Москве была организована выставка «Таджикская ССР – Памир», на которой было представлено сотни рисунков, эскизов и набросков, созданных художниками в творческой командировке на Памир. Среди прочих была и работа Вячеслава Сидоренко «Экскаватор», которая в тот же год вошла в фонд Дальневосточного художественного музея.
На холсте среднего размера в эскизной манере изображены работающие в карьере экскаваторы. Горячий южный воздух, жаркое солнце наполняют эту работу. Камертон цветовой гаммы составляют тёплые золотистые тона. Сочетания локальных пятен охристого, синего, зеленого не нарушают общего единства колорита, но обогащают его звучными, органично подобранными красочными аккордами. Предельна интенсивность чистых красок: они кажутся наполненными энергией и светом изнутри. Плотная материя корпусной живописи формирует цельную ткань картинной поверхности. Эта работа характеризует В.Л. Сидоренко и как прекрасного колориста и, в то же время, живо и убедительно передает дух эпохи – времени больших строек и освоения новых земель.
<...>“18 (Вот ещё Марины Константиновой с Дальневосточного художественного музея)


(Воспевший женщину) а ему далась бы карьера салонного мастера

Наверное, -- самый сильный эстетический шок от Сидоренко, -- это его единственный, опубликованный на 325 странице книги-альбома Ольги Розенберг «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», издательство "Галарт", Москва, 2004, 07 \ 35 «Женский портрет», начало 1930-ых, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 70,5 х 62,5 см, частное собрание, Москва. Здесь Сидоренко не просто мастер своего времени, создавший типический -- точно и классно -- образ, но легко и воздушно, буквально в одно касание, а временами в растирку, справился с лепкой лица, одежды, фона, сходу взяв сочный, без грязцы и ошибочных замесов, цвет, попав в верный тон. Да, можно увидеть в портрете лучшие женские образы эталонов Владимира Васильевича Лебедева -- создателя всей иконографии дам и дев той эпохи; так разве это не феноменальное достижение Вячеслава? Я бы рискнул сказать, что портрет этот, как эталонный, -- следующее (возможное и допустимое) попадание Сидоренко в историю: живописи и страны.
В этом ряду стОит рассмотреть и единственно сохранившийся портрет азиатского цикла Сидоренко 08 \ 35 «Портрет девочки», 1934, картон, масло, растворители, кисти, 35,3 х 29,0 см из собрания "Галереи на Чистых прудах", безусловно, писанный легко и виртуозно. Бесспорно, художник чувствует и любит модель, как молодую женщину, так и девочку, работает быстро, споро, без ошибок. Лиричен! И, хоть портретов имеем всего пару, но хороши, и, несомненно, ему далась бы карьера салонного мастера, останься он в наших столицах!


Акварель Памирского предгорья и предчувствия

„Для Вячеслава Сидоренко соприкосновение с Востоком стало эпохой и вершиной творческой эволюции. Его путь туда начался довольно необычно. В 1932 году он был прикомандирован в качестве художника к Таджикской комплексной экспедиции АН СССР на Памире. Судьба дала ему уникальную возможность не только увидеть своими глазами природу овеянной мифами «Крыши мира», но и стать участником крупнейшего события в истории ее исследования. Перед экспедицией стояли сложнейшие научные, культурные и спортивные задачи. В ее состав входило около 1000 человек – специалисты различного профиля и знаменитые альпинисты. Даже с точки зрения сегодняшнего дня такой объем работы представляется титаническим.
С одной стороны, экспедиция ставила цели продолжения дела великих русских и иностранных ученых прошлого: изучение географических и топографических особенностей Памира. С другой стороны, в связи с перестройкой народного хозяйства страны, первичными становились геологоразведочные задачи – поиск промышленных месторождений для дальнейшей разработки новой сырьевой базы. До 1932 года Таджикистан в геологическом отношении оставался почти сплошным белым пятном.
Работа экспедиции проходила в трудных условиях. Не обошлось без человеческих жертв; многих преследовали болезни. Однако результаты ее поражали своим масштабом. Была составлена подробная геологическая карта, вскоре началось строительство множества рудников. По итогам был издан двухтомник трудов экспедиции, а сама она была преобразована в постоянно действующее научное учреждение. Произошло в ее ходе и выдающееся спортивное событие – первовосхождение альпиниста Е. М. Абалакова на открытый недавно памирский семитысячник Пик Сталина. Достигнув его, Абалаков запечатлел открывшийся вид в своем походном альбоме“.19
(Из статьи кандидата искусствоведения Марии Валяевой «"Старое, новое, вечное". О творчестве Вячеслава Сидоренко», в альбоме «Вячеслав Сидоренко. Живопись» со страниц 9, 10, "Галерея на Чистых прудах", издательство Виртуальная галерея, Москва, 2011.)
„<...>
По итогам первого этапа экспедиции в 1933 году в Москве была организована выставка «Таджикская ССР – Памир», на которой было представлено сотни рисунков, эскизов и набросков, созданных художниками в творческой командировке на Памир. <...>“20 (C сайта "HABINFO интернет-журнала Хабаровска" [источник: https://habinfo.ru/vyacheslav-sidorenko] в статье заведующей сектором современного искусства ДВХМ Марины Константиновой «Художник больших строек Вячеслав Сидоренко в коллекции Дальневосточного художественного музея».)
Открывать Азию Сидоренко следует особой, отдельно отстоящей работой, единственно сохранившейся нам акварельной, но, пожалуй, тоже говорящей о художнике столь много, что можно остановиться! Повнимательнее вглядеться. 02 \ 35 "Предгорье Памира"; 1932; белая бумага, акварель, вода, мягкие кисти; 30,6 х 42,5 см (в `свету` паспорту). Скорее всего, эта акварель -- натурная, с экспедиции. Несомненно -- вещь интересная! И поразительно, что художник опять удивляет, показывая себя мастером сдержанного по цветности колорита, великолепно владеющим самыми разнообразными приёмами и техниками водорастворимых красок, тут и: вплавления цвет во цвет, работа "по-сырому" и лессировочно по просохшему слою следующими, заливки и наплывы, чистые силуэты и виртуозное размывание предыдущего слоя последующим, работа линией и пятном (как-то очень просто [технически] на этом фоне кажется Волошин, акварельный кумир и бог, не правда ли?), и, ну конечно, -- наслаждение случайностями, что так украшает водные техники, чем наслаждаются обычно хитрецы-знатоки, направляя их по и к своим, нужным им, руслам! Вспомнишь, пожалуй, что Сидоренко -- из голуборозовцев, которые начинали и соткали свой вкус из радищевской музейной коллекции не броских и не падких в эффекты, не ярких цветово, сдержанных барбизонцев, а следом художественную славу свою поначалу -- из водорастворимых красок (клеевая, акварель, казеиновая темпера): Мусатов, Врубель, Сапунов, Судейкин, Фонвизин, Крымов, Сарьян, Уткин, Кузнецов, оба Милиоти, Николай и Василий, Петров-Водкин...


Катастрофа «Старого и нового», -- ну не может художник врать!..

Не нужно быть спецом, чтобы увидеть: Сидоренко, хоть и писал по заданию, так называемую, "новую жизнь" Азии, Таджикистана, куда был командирован, -- но разве кисть обманет сердце? И сложенный им образ, так называемого, "нового" -- печаль и безысходность! Вот такой рискну сделать вывод. Возможно, это не было столь заметно ране? Но сейчас не сказать этого уже нельзя, хотя сия мысль и восприятие -- только ощущение от чтения процесса авторской живописи Вячеслава и сравнение её... К этой группе работ я бы отнёс 8:
15 \ 35 "Шураб-уголь"; 1934; картон, масло, растворители, кисти; 32,8 х 43,0 см
16 \ 35 "Посёлок под горой"; 1934; картон, масло, растворители, кисти; 32,4 х 50,0 см
17 \ 35 "ГЭС на реке Верзоб на Вахшстрое"; 1934; картон, масло, растворители, кисти; 37,0 х 52,5 см
18 \ 35 "Шахтёрский посёлок под горой"; 1934; картон, масло, растворители, кисти, мастихины; 32,5 х 50,5 см
19 \ 35 "Рудник"; 1934; картон, масло, растворители, кисти, мастихины; 40,5 х 51,5 см
20 \ 35 "Шураб-уголь (шахта в Сулюкте)"; 1935; картон, масло, растворители, кисти; 35,5 х 52,0 см
27 \ 35 "Консервный завод. Таджикская ССР"; 1937; реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти; 62,0 х 74,5 см
28 \ 35 "Фабрика в Азии"; 1934; белая чертёжная бумага `ватман`, масло, растворители, кисти; 31,5 х 46,0 см
Живопись, безусловно, сильная! Ясная! Но, думаю, Сидоренко какой-то азбукой Морзе, пунктиром, что ли, передаёт нам через многие-многие десятилетия, что надвигающееся, так называемое, "новое" -- против человека и его культов, против его породы и природы, их разрушение в основах, деструкция сущего бытия. Это снос просто жизни, превращение её в лекало без отклонений и вариаций! И, пожалуй, апогей, -- работа 37-го года (`старта` "Большого террора") «Консервный завод». Смотрите, во что превращается человек? Робот на конвейере? Только что быв ярким, с базара, на ослике, в быту и окружении чинар и минаретов, весь усыпанный солнечными `зайками`, в такой же яркой, пряной и праздной толпе сородичей-единоверцев? Он сам превращается в те механизмы, которыми, вроде бы, и управляет? Какие-то тараканы (чёрные) -- заместо стаффажа! Колорит мрачнеет... Стилистически и трагически эта работа выделяется, мне думается, она -- ведущая, логотипная, заглавная, "древинская" (а в 1938-ом Древин, Александр Давыдович, лучший живописец, наряду с посаженным в том же году Соколовым, Михаилом Ксенофонтовичем, расстрелян; оба -- ни за что -- это понятно!), с предчувствием многого недобра вокруг и вскорости и впереди. Мог ли такой художник, человек ещё очень молодой, не уставший, зачинающий, по сути, жизнь, каков был Вячеслав Сидоренко, не видеть, а главное -- не прочувствовать того, что нам известно теперь, как репрессии сталинщины? Однообразные низкие постройки (клети) и сетчатая вышка с картины «Рудник», не напоминает ли лагерное, с вышкой надзирателя, `смотрящего` над заключёнными, возможно, скорее, это уже наше восприятие таковое, искажённое знанием эпохи..? Ну не может художник врать -- точно, даже, если хочет очень! О да, художник лгать своим искусством не станет (что влечёт его взаправдашно?): взгляните, как смачно ритмично-легко взяты цветом срезанные ровно охросветлые песчаные склоны на реке "Верзоб" картины «ГЭС на реке Верзоб на Вахстрое»? -- не стройки его влекут, художника Вячеслава Сидоренко. 


Конец

„<...> В. Сидоренко скончался 21-го июля 1944-го года, предположительно, в Москве от болезни лёгких. С 1941-го года основную проблематику его творчества определяла тема участия таджиков в Великой Отечественной войне, что подтверждает, например, его участие в выставке 1942–1943 года в Государственной Третьяковской галерее: «Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры “Велика Отечественная война”». Как работал художник над своими образами, исключительно ли на основе этюдных материалов и воспоминаний или, выезжая из Москвы (есть версия, что он умер в г. Самарканде), ещё предстоит уточнить.
<...>”21


Безусловно, Сидоренко -- победитель в жизни!

„Наряду с показом индустриальных строек первых пятилеток, художники по сходной программе выполняли задачу отражения обновленного сельского хозяйства, чему также было посвящено множество произведений 1920-ых – 1930-ых годов. Третьей и не менее значимой темой, которую были призваны воплотить мастера искусства, была новая жизнь Советского Востока. Её интерпретацией занимались и русские художники, жившие в Средней Азии, и их ученики из коренного населения республик, начинавшие приобщаться к изобразительному искусству, и те, кого столичные организации посылали туда в поездки. Пожалуй, ни один из художников не остался равнодушен к тому особому складу быта, к изысканной красоте прикладного искусства и архитектуры, к суровым пустынным пейзажам, залитым горячим солнцем, которые раскрывались перед взором впервые попавших в Азию и живших там долгие годы“22, -- читаем у Марии Валяевой и соглашаемся с концовкой.
Живопись Сидоренко, где он пишет, так сказать, "старое", -- просто великолепна! Она вся ровная, мАстерская, взахлёб как бы! Даже не выделить лучшее, но всё же, хотя бы вот эти тоже следующие параллелью 8, ослепительные, особо ставшие любимыми:
21 \ 35 "Улица Бухары"; 1935 -- 1936; реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти, пальцы рук; 43,0 х 50,0 см
23 \ 35 "Вечер"; 1939; реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти; 54,5 х 40,5 см
24 \ 35 "Минарет"; 1935 -- 1936; реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти, мастихины; 65,0 х 50,0 см
31 \ 35 "Базар в Ходженте"; 1938; картон, масло, растворители, кисти, мастихины; 35,0 х 47,0 см
32 \ 35 "Бухара. Этюд"; 1936; картон, масло, растворители, кисти, мастихины; 40,2 х 49,5 см
33 \ 35 "Уголок базара (в Таджикистане)"; 1936; картон, масло, растворители, кисти, мастихины; 48,0 х 35,0 см
34 \ 35 "Бухара. С базара"; 1937; реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти; 60,5 х 50,5 см
 35 \ 35 "Улица утром"; 1939; реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти; 50,5 х 40,0 см
Живопись Сидоренко сложившегося, азиатского периода не сложно отличить от других авторов, это большое вспомощение будущим экспертам, когда это понадобится; Сидоренко совсем не как те, к кому написал о нём его учитель и покровитель Уткин: Абрам Ефимович Архипов, мастито и чётко пролеплевающий корпусным, сочным мазком формообразование, или, как равномерно плотно укладывающий всю площадь своей живописи, не замечающий сознательно объективности Роберт Рафаилович Фальк, -- усваивает и отлично развивает во след Константину Алексеевичу Коровину, столпу русского импрессионизма, ударный, словно выстрел, в обход рисунку, короткий, пульсирующий солнечно реальностью, равно жест, отрывной, не аккордами, а отдельными нотами, мазок; и, кстати, и находит он этот исключительно свой личный приём значительно рано: взгляните-ка, как написаны фрукты и белый кувшинчик на ткани меж волжских купальщиц, обнажённых 1925-го? -- он очень грамотен в построении своего художественного языка, а в нём необходимо всегда учесть и увидеть, прочувствовать и усвоить наследие тех, кем вдохновлялись, у кого занимались те, у кого учишься ты!
Но и будущий западный зритель, знающий и любящий искусство, узнАет, когда встретится, в Сидоренко своего -- художника ждёт горячий успех -- его приёмы и живописный язык вырастают из новоевропейских в широком смысле. «Минарет», 1935 -- 1936: внутри замесов и в прописях слышатся великие, волшебные эквилибристической игрой цвета циклы гения Клода Моне; «Бухара. Этюд», 1836: страстность "Диких", фовистов, мастихинные пляски Вламинка, как в подложках, так и в верхах; «Консервный завод», 1937: мрачноватая строгость и скупость Дерена с аскетичностью и интеллигентской сдержанностью решения Марке, («Улица», 1935 -- 1936) прочерки острым черенком кисти по свежей краски Дюфи...
Как удалось Вячеславу Леонидовичу так обмануть начальство, его пославшее воспевать перемены в Азии, запечатлеть и оставить нам полный каталог того, что намечалось ко сносу и было, в итоге, стёрто, но, благодаря его пламенной и праздничной кисти стало историей отечественного искусства? Оставленный нам, потомкам земли, список \ слепок с реалии той жизни оживает. И погружаемся в дивный свет, цвет, волшебный, живой, как питательный человеку, органичный воздух его привычной среды и культуры, бытия и радости пребывания на родине, не тронутой никакими лживыми переменами, будто мифы, что не угасают никогда. И, хотя степные мотивы напоминали поначалу кузнецовские в 09 \ 35 «Юрты», 1934, картон, масло, растворители, кисти, мастихины, 40,0 х 54,0 см и в 10 \ 35 «Отдых в степи», 1934, картон, масло, растворители, кисти, 36,5 х 52,0 см, а заказная  11 \ 35 «В родном кишлаке», 1939, реставрационный подрамник, холст, масло, растворители, кисти, мастихины, 48,0 х 62,0 см явно -- с мощным использованием наработок Петрова-Водкина, художник со временем, медленно, годами, но выходит, всё ж таки, из под всех влияний, становится уникальным, с личным профессиональным обликом, легко узнаваемым и определимым профилем и почерком, характером. (Экспертам не будет сложно работать по вопросам установления авторства произведений этой его серии -- он состоялся всесторонне!) Подметим, что и вручённые своему ученику Сидоренко письма его учителя Уткина к Архипову и Фальку были не зря. Прекрасный и вдумчивый ученик Сидоренко усвоил их уроки. Следы и черты живописи Роберта Фалька прослушиваются в заглушённых и сближенных тоном и цветом смесях, а Архипов присутствует в живописи Сидоренко и длинным и скорым мазком и ударом по холсту красочными, звенящими пастами, как и угрюмыми. Вячеславу Сидоренко удалось победить, как многим талантам, раннюю, безвременную кончину и оставить нам исключительного колорита солнечный мир, не подвластный никакой коррозии, поскольку он светит добротой, его даром, любовью и праздничен, здоров и приветлив, как будущее. Вот оно наше истое "новое", встречайте -- одолеть напасти, горе и временщиков, сохранить старое, вечное, святое. Сидоренко, безусловно, -- победитель!


Сидоренко везунчик

Вячеслав Леонидович родился в тиши и воле срединной Руси, на великой Волге, в Камышине, -- „<...> На распутье бескрайних дорог, \\ Город-порт, посреди русских пашен, <...>“ (из гимна города, слова и музыка Евгения Ивановича Крюкова), -- учился в легендарной саратовской "Боголюбовке" у лучших педагогов, воспитанник Петра Саввича Уткина, наслаждаясь "барбизонцами", взрос на "Радищевке", музее, попал под крыло ведущим, Павлу Варфоломеевичу Кузнецову, и оказался в гуще жизни юной Страны, Которая направила его молодым, полного творческого огня, задора и энтузиазма, внимания и физических сил, на самый сложный, неизведанный, востребованный и интереснейший, загадочный, сохранный в первобытности архаики, веры, уклада, памяти и памятников, участок: Памир, Средняя Азия, Таджикистан, -- там он и нашёл себя неповторимым, хотя все его периоды: волжкий, "голуборозовский", напитанный творчеством Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатов и Кузьмой Сергеевичем Петровом-Водкиным, московский, "четырёхискусснический" и "производственный" в поездках и командировках  (Саратов и Сталинград), -- яркие, самобытные! Сидоренко, не ловчась, без лжи и творческого провала в агитацию, избегает репрессий и фронта (вот счастье-то редкое для той эпохи массовых злодейств!), ‘’уходит‘’ из жизни молодым, в Столице, на взлёте кисти и души, выставляясь ежегодно; оставляет после себя память у профессионалов и работы в музеях. Посмертная выставка Вячеслава Леонидовича в ЦДРИ 1945-го верностью в целом сохранена родственниками (благодарим профессора МГУ Владимира Николаевича [фамилия не восстанавливается памятью, а прежний телефон ныне молчит, безответный]). Его наследие не пропадает, а усилиями художника А.В. Петрова передаётся в два музея, -- найти легко, значит. СчАстливо Сидоренко не канул в Лету, а словлен в сети гениального историка искусства и попадает в книгу-альбом Ольги Ройтенберг «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», 2004, книга-альбом, издательство "Галарт", Москва, 2004, 544 страницы, тираж 1200 экземпляров. Ройтенберг собирает скудное всё оставшееся и доступное о Сидоренко, вытаскивает его, как и десятки других, из небытия, находя, систематизируя, публикуя краткие биографические материалы, включая списки: литература, выставки, музеи, -- и 3 репродукции, включённые по исключительной их ценности и в данное издание. Разлетающуюся книгу-альбом, буквально, прямо с типографского станка вырывает себе Новиков, загоревшийся по этому изданию, в том числе, и Сидоренко. А коллекция посмертной выставки Сидоренко его родственника, Владимира Николаевича, ошеломительно счастливой случайностью где-то 20 лет назад попадает к дерзновенным собирателям, двум подвижникам, зачинающим примерно тогда же "Галерею на Чистых прудах", Анатолию Матвеевичу Гостеву и Валерию Павловичу Новикову, сейчас известным всему художественному сообществу. За свои средства Новиков и Гостев привлекают специалистов, реставрируют коллекцию, рамируют её и возвращают к жительству. В 2009-ом в "Галерее на Чистых прудах" открывается персональная выставка Сидоренко,  которая имеет успех и широкий резонанс, освещаясь новостными и культурными программами средств массовой информации. Через год по выставке появляется статья Ольги Сергеевны Давыдовой в журнале «Собранiе» (2010, март, № 1. С. 108 – 115): «Свободные художники тридцатых годов: Сидоренко, Зевин и другие» (где статья публиковалась с небольшими сокращениями) и интернет-публикация на сайте "Российской Академии художеств", 2012: "«Время в себе»… О выставке «Другие песни тридцатых»". Выходит и первая монография Сидоренко: «Вячеслав Сидоренко. Живопись», "Галерея на Чистых прудах", альбом, издательство "Виртуальная галерея", Москва, 2011, 44 страницы, тираж 50 экземпляров, каталог посмертной коллекции, в котором: стихи Эйджена Глазова (простите, что -- без отчества, не найти) и стихи Георгия Алексеевича Комарова, заметка Ефима Исааковича Водоноса (Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева) и -- главное -- развёрнутая, большая, подробная, прекрасная статья Марии Васильевной Валяевой (Государственная Третьяковская галерея). С 2023-го и в 2024-ом ко 80-летию кончины Вячеслава Леонидовича Сидоренко, 20-летию "Галереи на Чистых прудах" и журнала "Собрание" выставка Сидоренко предстаёт московскому зрителю в течении всего юбилейного года. А к новой монографии, объединяющей всё важное, на сегодняшний день написанное о Сидоренко, и воспроизводящей все его произведения коллекции Галереи, пишутся и эти мои строки! Сидоренко, помимо частных собраний, у родственников, хранится в музеях Душанбе, Бишкека, Иванова, Саратова, Ходженда, его наследие сосредоточилось, переданное туда художником А.В. Петровым, в двух местах, в Душанбе (музей не определён, возможно, Национальный музей Таджикистана имени Камольиддина Бехзоди?) и в Кирсановский краеведческий музей (Тамбовская область, почему, туда -- возможно, по месту жительства А.В. Петрова, или просто, куда взяли?). Что ж, можно ожидать персональной выставки, если интерес к Сидоренко не ослабнет, к примеру, что естественно, в Государственном музее Востока в Москве, когда, надеемся, можно будет увидеть участие, помимо коллекции "Галереи на Чистых прудах", и музейных вещей перечисленных выше собраний, а также других частных коллекций? С Богом! Дорогу идущим...


Место и значение

Сидоренко вошёл в Историю отечественного искусства своими: «На Волге. Обнажённые», 1925, -- шедевр своей эпохи, им можно гордиться и предстоять в мире, как национальным эталоном живописного качества, -- и среднеазиатским циклом, в котором ему удалось создать целую правдивую поэму исчезнувшей прекрасной патриархальной жизни, хотя Партия его посылала явно за другим по тем стройкам, что затеяла! Безусловно, «На Волге. Обнажённые», 1925, -- это рубеж, водораздел и мостик одновременно между Русским символизмом и Поэтическим реализмом в живописи. Эта картина -- венок прошлому, где остались от Борисова-Мусатова наши национальные гении, "ало- и голуборозовцы", и окно в будущее...

   
Сноски и ссылки на использованную литературу, интернетресурсы и рукописи:

01 -- из статьи Ольги Сергеевны Давыдовой, (на то время) старшего научного сотрудника отдела художественной критики НИИ РАХ "«Время в себе»… О выставке «Другие песни тридцатых»" с сайта "Российской Академии художеств", 2012:
и из журнала «Собранiе» (2010, март, № 1. С. 108 – 115): «Свободные художники тридцатых годов: Сидоренко, Зевин и другие» (где статья публиковалась с небольшими сокращениями); интернет-публикация производилась с разрешения главного редактора журнала А.К. Якимовича
02 -- из материалом со сноски [3] под статьёй Ольги Сергеевны Давыдовой, (на то время) старшего научного сотрудника отдела художественной критики НИИ РАХ "«Время в себе»… О выставке «Другие песни тридцатых»" с сайта "Российской Академии художеств", 2012:
и из журнала «Собранiе» (2010, март, № 1. С. 108 – 115): «Свободные художники тридцатых годов: Сидоренко, Зевин и другие» (где статья публиковалась с небольшими сокращениями); интернет-публикация производилась с разрешения главного редактора журнала А.К. Якимовича
03 -- «Вячеслав Сидоренко. Живопись», "Галерея на Чистых прудах", альбом, издательство "Виртуальная галерея", Москва, 2011, 44 страницы, тираж 50 экземпляров, страница 43
04 -- смотри 02
05 -- из статьи кандидата искусствоведения Марии Валяевой "Старое, новое, вечное. О Творчестве Вячеслава Сидоренко" альбома "Вячеслав Сидоренко, 1901 -- 1944, живопись", "Галерея на Чистых прудах", Москва, издательство "Виртуальная галерея", 2011, 44 страницы, тираж 50 экземпляров, страница 09
06 -- смотри 01
07 -- смотри 02
08 -- смотри 03
09 -- смотри 02
10 -- смотри 03
11 -- смотри 03
12 -- смотри 03
13 -- статья Administrator-а с сайта "Пейзаж XIX века":
14 -- К.С. Петров-Водкин "Письма. Статьи. Выступления. Документы", Москва, 1991, страница 96
15 -- Ольга Ройтенберг «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», книга-альбом, издательство "Галарт", Москва, 2004, 544 страницы, тираж 1200 экземпляров, страница 84
16 -- Ольга Ройтенберг «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», книга-альбом, издательство "Галарт", Москва, 2004, 544 страницы, тираж 1200 экземпляров, страница 276
17 -- с статьи Марины Константиновой, заведующей сектором современного искусства ДВХМ «Художник больших строек Вячеслав Сидоренко в коллекции Дальневосточного художественного музея», Дальневосточный художественный музей, с сайта "HABINFO интернет-журнал Хабаровска":

источник: https://habinfo.ru/vyacheslav-sidorenko
18 -- смотри 17
19 -- из статьи кандидата искусствоведения Марии Валяевой «"Старое, новое, вечное". О творчестве Вячеслава Сидоренко» в альбоме «Вячеслав Сидоренко. Живопись», "Галерея на Чистых прудах", издательство Виртуальная галерея, Москва, 2011, со страниц 9, 10
20 -- смотри 17
21 -- смотри 01
22 -- смотри 05


Список использованной литературы, интернетресурсов и рукописей:

01 Ольга Ройтенберг «"Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." Из истории художественной жизни. 1925 -- 1935», издательство "Галарт", Москва, 2004, 544 страницы, тираж 1200 экземпляров
02 «Вячеслав Сидоренко. Живопись», "Галерея на Чистых прудах", альбом, издательство "Виртуальная галерея", Москва, 2011, 44 страницы, тираж 50 экземпляров
03 сайт "Галерея на Чистых прудах": http://cleargallery.ru/
04 Марина Константинова, заведующая сектором современного искусства ДВХМ «Художник больших строек Вячеслав Сидоренко в коллекции Дальневосточного художественного музея», Дальневосточный художественный музей, с сайта "HABINFO интернет-журнал Хабаровска":
источник: https://habinfo.ru/vyacheslav-sidorenko
05 Ольга Давыдова «Время в себе»… О выставке «Другие песни тридцатых», с сайта "Российской Академии художеств":
Журнал «Собранiе» (2010, март, № 1. С. 108 – 115): «Свободные художники тридцатых годов: Сидоренко, Зевин и другие» (опубликовано с небольшими сокращениями)
06 Вера Чайковская "«Гармония  в  мире революций и войн» (О  выставке Вячеслава   Сидоренко (1901 -- 1944) в "Галерее на Чистых  прудах")", рукопись и с сайта "Литературная Россия", интернет-портал: 07 Георгий Комаров «Живопись Вячеслава Сидоренко», стихи, рукопись и с альбома «Вячеслав Сидоренко. Живопись», "Галерея на Чистых прудах", альбом, издательство "Виртуальная галерея", Москва, 2011, 44 страницы, тираж 50 экземпляров
08 статья Administrator-а с сайта "Пейзаж XIX века": 09 Анатолий Гостев статья о выставке "Другие песни тридцатых" с сайта "Галерея на Чистых прудах": http://cleargallery.ru/vistavka_drygie_pesni_tridcatix.html
10 статья Марины Константиновой, заведующей сектором современного искусства ДВХМ «Художник больших строек Вячеслав Сидоренко в коллекции Дальневосточного художественного музея», Дальневосточный художественный музей, с сайта "HABINFO интернет-журнал Хабаровска":

источник: https://habinfo.ru/vyacheslav-sidorenko


осень ~ 2023 _ _ 2023 ~ осень
 Последний Голуборозовец Вячеслав Сидоренко
Артём Киракосов, реставратор, "Галерея на Чистых прудах"

анонс выставки

Выставка осени 2023-го -- зимы 2024-го в московской "Галерее на Чистых прудах" «Последний Голуборозовец Вячеслав Сидоренко», приуроченная к 80-летию кончины художника, представляет 20 лет назад, на заре создания журнала по искусству и культуре "Собрание" и "Галереи на Чистых прудах", чудом спасённую и сохранённую посмертную коллекцию живописи замыкающего великую плеяду мастеров "Алой" и "Голубой розы", "Четыре искусства" выходца с знаменитой Саратовской школы Вячеслава Леонидовича Сидоренко (1901, Камышин -- 1944, Москва). Живописец учился у её основателей в знаковой Отечеству Боголюбовке и продолжил в след им Русский путь по Памиру и Азии, навсегда связав с ними обретение своего художественного языка, стиля, профессиональный рост, судьбу и творчество. На всех этапах своего восхождения к мастерству и зрелости Сидоренко умело создавал яркие, столь разные, самобытные, не похожие ни на кого (несмотря на учителей и мощную художественную традицию) произведения. В искусстве Сидоренко слышны стончающие нюансы лирика 20-х, приподнятая гражданственность строительства Нового строя, жизни и производств начала 30-х, экспрессия нрава и ментальность русского человека конца 30-х, когда из Бытия вытравленная напрочь уходит созерцательность...

лето 2023 ~ 2024 зима

Москва, Чистопрудный бульвар 5 (вход со сторону переулка), Деловой центр Торгово-промышленной палаты РФ, "Галерея на Чистых прудах", 3 этаж, открыто ежедневно с 09 до 21, вход свободный

АвтоТекст # 0813 за 2023:
http://proza.ru/2023/11/28/448
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_54381
1579 показывать фото Фрагменты Живописи Вячеслав Сидоренко На чистых 16 11 2023:
https://disk.yandex.ru/d/fMzcyJcboMR04A
1539 фото Вячеслав СИДОРЕНКО на Чистых 01 09 2023:
https://disk.yandex.ru/d/mB2x_4x3fWOZoA
https://vk.com/album15993373_302181878