Завязочка

Людмила Берзиня
                Люди не пленники судьбы,а лишь пленники
                собственного разума.
                (Из интернета)   


   - Тёть Валь! Там на улице вашего Сеньку Пашкина мать обзывает по-всякому! Он плачет! - заявил закадычный Сенькин друг и защитник,он же сосед,он же одноклассник.
- Некогда мне сейчас с вами разбираться! Потом выйду и выясню что к чему! - Ответила Валентина и продолжила разговор со своей гостьей - тёткой,внезапно нагрянувшей из Нальчика.
   Пришёл плачущий её сын Сеня,размазывающий по лицу слёзы вместе с уличной пылью,отчего лицо его было похоже на чугунок в разводах. Темные,растрепанные курчавые волосы дополняли сходство.
- Что произошло? Толком расскажи - не реви!
- Мы играли - шапками кидались.Завязочка на моей шапке больно ударила Пашке в глаз,он и заревел,как ненормальный. Прибежала его мать и накричала на меня,обзывала гнидой и фашистом. А я же не виноват! Не специально же!
- Вот я сейчас пойду и узнаю,почему Авдотья тебя так назвала.За что? - И Валентина быстрым шагом направилась к зеленой ограде дома напротив,через улицу.
   Позвонив несколько раз в дверь и не дождавшись ответа,она вышла со двора на улицу. Постояла несколько минут,вернулась и позвонила снова. Хозяйка,видимо думая,что это уже кто-то другой звонит,открыла дверь.
- Объясни-ка соседушка,за что ты моего сына называла оскорбительными словами? Он кто? Фашист по-твоему?
- А ну пошла отсюда..., - и Авдотья вытолкала Валентину за калитку дома,вслед крича проклятия и ругаясь последними словами.

   Прошло время. Дети подросли. Но соседи больше не общались - даже не здоровались. Дети тоже перестали знаться.
   Пашкин отец работал всегда в ночную смену. Днём отсыпался. Мать его тоже работала целыми днями - с утра до вечера её не было дома. Павел был предоставлен сам себе и вскоре завёл дружбу с местными наркоманами. Иногда в их дом стали наведоваться и взрослые мужчины - видимо используя помещение,как притон.
   Валентина с мужем видели,что в соседнем доме творятся не очень хорошие дела - Пашка часто стал появляться в непотребном виде - не то пьяном,не то обкуренном. Но Авдотье и мужу её ничего не говорили - да и как скажешь... После всего...
   Однажды хозяин не проснулся. И дом фактически перешёл во владение Павла и его компании. А вскоре и сам он умер от передозировки наркотиком.
               
                ----------------
 
- Здравствуй,Валентина! Слышала я,что твоего сына в армию призвали... А моего нет уже...
- Здравствуй,Авдотья! Прости меня - виновата я в моём молчании...
- И ты меня прости... За неумение молчать...