Церковь Успения в Литвинове

Геннадий Подбородников
310 лет назад, 19 августа 1712 года, состоялось освящение храма Успения Пресвятой Богородицы в Литвинове. Четверть тысячелетия эта церковь служила духовным оплотом для крестьян и была украшением нашей земли...

Сельцо Литвиново, в прошлом пустошь, стало центром древней вотчины Волынских в середине XVII века, и храма здесь раньше не было. После смерти стольника Ивана Волынского (†1704) имение перешло к Щербатовым – князь Иван Иванович был женат на Агафье Волынской, родной сестре хозяина Литвинова.

Практически сразу новые хозяева приступили к постройке в селе каменного дома и храма. Работа шла не один год. «1710 года октября в 10 день по указу Великого государя» было «велено новопостроенной церкви Успения Пресвятыя Богородицы, которую построил стольник князь Иван княж Иванов сын Щербатово в вотчине своей в Боровском уезде в селе Литвинове на попа с причетники дани положить». А вот указ об освящении церкви «запечатали» только 5 августа 1712 года Архимандриту Боровского Пафнутьева монастыря Серапиону предписали выдать в село Литвиново антиминс, что и было исполнено уже 6-го числа. По благословению митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), местоблюстителя Патриаршего престола, чин освящения храма совершили в день памяти св. мученика Андрея Стратилата.

Хотя Литвиновская вотчина и являлась владением И.И. Щербатова, её фактическим хозяином был младший сын князя – Алексей Иванович. Именно он указан в качестве храмоздателя во всех метриках церкви. Князь Алексей был гардемарином – по указу царя Петра I его направили обучаться навигации в Голландию и Англию. Вернувшись в Россию, князь «был во многих походах» командиром корабля и стал капитаном первого ранга, служил в Петербурге.

Церковь в стиле «московского» барокко поставили «в саду, при господских домах и домах духовенства, что и называется селом, на возвышенном месте, при реке Наре». При строительстве использовался кирпич из экономии князя Щербатова: «толстый, продолговатый, обожженный, весом фунтов в 12-ть и более». Цоколь здания облицевали белым камнем.

Алтарь отделили от храма стеной с тремя пролётами – для Царских врат и боковых дверей. В церкви обустроили хоры и сделали три двери: Западную, Южную и Северную. Интерьер храма украсили фресками и орнаментом, а экстерьер искусно декорировали, используя резной кирпич. В квадратной трапезной освятили придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. Звонницу при церкви не возводили.

Спустя 60 лет князь Григорий Алексеевич Щербатов завершил дело отца, пристроив к храму колокольню с высоким шпилем и курантами. Она была немного выше церкви – её высота составляла 35 метров. (Запись о литвиновских храмоздателях была вырезана на старинном дубовом кресте, бережно хранившемся в церкви.)

Григория Алексеевича и его жену Анастасию Николаевну, урождённую княжну Долгорукову, похоронили в литвиновском храме. Их уход из жизни был связан с неожиданной смертью любимой невестки Екатерины, в девичестве княжны Вяземской (она была старшей сестрой поэта Петра Вяземского). Беременная первенцем Екатерина Андреевна скончалась в январе 1810 года от «жестокой нервной горячки», возникшей на фоне острой зубной боли. Хозяева Литвинова не смогли пережить это горе. Несколько лет назад в Винницком областном архиве была найдена уникальная фотография – снимок надгробных плит князей Щербатовых, установленных в трапезной части Успенской церкви.

Благоустройством храма занимались и следующие владельцы имения: генерал от инфантерии, будущий Московский военный генерал-губернатор князь Алексей Григорьевич Щербатов (1776–1848) и его вторая жена Софья Степановна, урожденная Апраксина (княгиня была хозяйкой имения в течение 68 лет).

Следуя новым вкусам, обветшавшие фрески «покрыли мелом» – церковь преобразилась и стала светлой. В 1836 году иконостас, «существовавший с основания храма, за ветхостью и неблаговидностью» заменили новым четырехъярусным, в стиле «ампир». Очевидно, его создали по проекту О.И. Бове, архитектора, определившего облик всей послепожарной Москвы.

«Памятником старого иконостаса осталось резное распятие Господа нашего Иисуса Христа в рост и несколько икон <…> на приличных им местах во вновь устроенных киотах». Впоследствии распятие перенесли в приписную Введенскую церковь в Пашкове. Иконостас петровского времени и ветхие иконы предали огню.

Начиная с 1848 года, щербатовские крестьяне особо почитали Боголюбскую икону Божией Матери, находившуюся в церкви. Во время эпидемий холеры эта икона «поднималась прихожанами во все селения прихода и болезнь как на людей, так и на рогатый скот тотчас же прекращалась». В результате, крестьяне в каждом селении «положили празднование» иконе в избранный ими день – ежегодно служили «молебны подворно и один общий в селении».

Также в Литвинове особо почиталась икона Успения Богородицы: «в день торжества ея 15-го августа стекается множество народа с страждущими младенцами»; «прибегающие к ней получают исцеление». «По случаю болезни холеры» литвиновских священнослужителей не раз приглашали «в село Нару в крестный ход» с чудотворными иконами Успенской церкви.

Трепетное отношение верейских крестьян к Боголюбской иконе побудило Успенского настоятеля отца Иоанна Виноградова обратиться к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) за разрешением обустроить в храме третий придел – во имя Боголюбской иконы. Благословение было дано, и в 1864 году «тщанием и иждивением» священника «с большею помощью от некоторых из прихожан» престол был устроен.

В том же году «ея сиятельству княгине Софье Степановне Щербатовой  угодно было на своё собственное иждивение, по одному рисунку с иконостасом Боголюбской Божией Матери заменить новым» старый Владимирский придел. Интерьер храма получил свой завершённый вид.

В 1893 году частично обновили храмовый звон: заменили два треснувших колокола (всего же их было семь). Первый отлили весом в 1736 кг., второй – 635 кг. Главным жертвователем на создание новых колоколов стал казначей Московского Покровского миссионерского монастыря иеромонах Иоиль, ранее много сделавший для украшения соседней ташировской церкви.

Накануне Революции 1917 года в Литвиновский приход, помимо села, входили Новинское, Чешково, Алешково, Плесенское, Настасьино, Маурино, Григорово и Детёнково. Всего насчитывалось 1239 прихожан, из них 330 проживали в Новинском, самой большой деревне прихода.

Церковь закрыли в 1935 году и использовали для нужд пионерского лагеря и санатория, обосновавшихся в княжеской усадьбе. После Великой Отечественной войны колокольню разобрали, а храм отремонтировали. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР Успенская церковь была даже признана объектом культурного наследия Московской области! Но, несмотря на это, через четыре года святыню стёрли с лица земли. Сейчас на месте трапезной храма, там, где покоятся князья Щербатовы, из кустарников высажен православный крест…

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
01. Церковь Успения в Литвинове. 1960. Фото предоставлено А.С. Даниловым. Публикуется впервые.
02. Надгробные плиты князя Г.А. и княгини А.Н. Щербатовых в Успенском храме. Начало 1900-х гг. ДАВО. Фото предоставлено к.и.н. О.А. Лобко (Киев, Украина).
03. План Успенской церкви. 1916. ЦГАМ. Публикуется впервые.
04. Санаторий «Литвиново» и храм Успения. 1961. Фото А.П. Гришина. Частное собрание.
05. Молебен на месте разрушенного Успенского храма в Литвинове. 25 июля 2020. Фото Г.В. Подбородникова.

ПРИМЕЧАНИЯ:
*Статья основана на архивных материалах.
*Статья написана для печатного издания «Основы Православия» Наро-Фоминского благочиния в августе 2022 года.
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Церковь Успения в Литвинове // Основа. 2022. №33. Основы Православия. 2022. №7. С. 14.