Экспертиза

Проскуряков Владимир
       (рассказ-быль)

     – Ой, Серёня, как ты кстати! – расплылся в улыбке оперативный дежурный, собиравший в стопку журналы, увидев вошедшего в дежурную часть участкового. – У тебя на участке кража, мотоцикл раздели. Вот только что позвонили, я даже группу выслать не успел.
     – Теперь, конечно, уже и не вышлешь, если я пришёл, – мрачно проворчал участковый Сергей Ковалёв, – куда хоть ехать-то придётся?
     – Недалеко, в Стрешнево… звонил агроном совхоза, это у него мотоцикл с коляской возле дома ночует.
     – И на том спасибо, хоть не за сорок вёрст!
     Ждать, пока вернутся оперативные дежурные со сдачи суточной смены, смысла не было. Сергей ясно представлял, что ехать придётся ему одному, и никого из оперов на такую ерундовую кражу ему шеф не пристегнёт. Идти к начальнику за «напутственным словом» тоже не хотелось. Сергей заранее знал, что подполковник, как всегда, отпустит устную директиву насчёт того, что надо там разобраться на месте, и разобраться так, чтобы не привозить с собой в райотдел письменное заявление об этом чёртовом мотоцикле, чтобы не возбуждать ещё одного «глухаря», коих в этом году и так достаточно…
     Сергей зашёл в кабинет следователей, заискивающе глянул в глаза Петровичу, уже поседевшему бумажному зубру, осторожно погладил его мятый майорский погон:
     – Петрович, будь другом, подари листочек дактоплёнки!
     – Это тебе зачем? – подозрительно взглянул из-под очков старший следователь –  Товар дефицитный, на пустяки не раздаём.
     – Надо, Петрович, надо, – как можно убедительнее вымолвил Сергей, – на кражу еду, хочу кое-какую комбинацию провернуть, чтобы глухаря не возбуждать.
Аргумент подействовал. Петрович вытянул из шкафа чёрный пластиковый чемодан, уже  изрядно потрёпанный в поездках, и вопросительно взглянул на участкового:
     – Тебе какую – тёмную или светлую?
     – Светлую, Петрович, с мотоцикла буду отпечатки снимать.
     – Ой, уморил! – расхохотался майор. – Неужели ты думаешь, что тебе со зачуханного мотоцикла отпечатки пальцев удастся снять, да ещё и пригодные для идентификации?! Брось, парень, фигнёй заниматься, и плёнку я тебе для этого не дам – впустую тратить…
     – Петрович, я не хуже тебя знаю, что пригодные отпечатки не найду. Да мне это и не нужно. Я хочу, чтобы люди в Стрешневе знали, что у них обчистили мотоцикл, приезжал участковый и снял отпечатки пальцев. Дальше уже моё дело… А потому я тебя, Петрович, очень прошу: дай мне плёнку, кисточку и чуток угольного порошка. Кисточку и порошок верну после обеда в целости и сохранности.
     – Ну, коли так… Валяй, действуй, великий комбинатор!

     Участковый вышел во внутренний дворик, достал из коляски своего служебного «Урала» комбинезон и энергично вытряхнул из него тучу пыли, оставшейся со вчерашней поездки по обслуживаемой территории. Спрятал фуражку в полиэтиленовый пакет, натянул на себя комбинезон, застегнув его наглухо, и надел мотошлем. Взревел мотор, и сизая дымка подтвердила, что старший лейтенант Ковалёв убыл на выполнение служебного задания.
     Спустя полчаса исполнив ту же процедуру в обратном порядке, запихав комбинезон в насквозь пропылённую на глинистой пересохшей грунтовке коляску и водрузив на голову фуражку, он вошёл в контору совхоза «Светлый путь». Здесь он и нашёл агронома Андрея Федотыча, седоголового толстячка в серой тенниске и спортивных штанах с вытянутыми коленками, для надёжности поддерживаемых подтяжками.
     Прошли к дому агронома, посмотрели на мотоцикл «Иж-Планета». Неизвестные злодеи аккуратно отвинтили и унесли карбюратор и генератор. Все гаечки за ненадобностью лежали здесь же, аккуратной кучкой…
     – Заявление о краже будешь писать, Андрей Федотыч? – с ещё теплившейся надеждой в голосе спросил Сергей.
     – Мне железо обратно нужно на мой мотоцикл, а не бумажка! – с раздражением ответил агроном. – Ты на мою бумажку десять своих нарисуешь, а толку…
     – Ладно, Андрей Федотыч, иди, работай… Я тоже поработаю… Нужен будешь – найду.

     Сергей вызвал из соседнего дома чету старичков и попросил их поприсутствовать в качестве понятых при осмотре мотоцикла. Он показал сложенные горкой гайки, указал на пустые места, где должны были быть карбюратор и генератор… Старички  смотрели внимательно, явно польщённые оказанным им вниманием. Незаметно Сергей собственным носовым платком протёр в двух местах гладкую поверхность бензобака. В одном месте он плотно приложил пару пальцев, а в другом – фрагмент ладони.
     Он достал из планшетки крохотную баночку с порошком сажи, мягкую кисточку и принялся священнодействовать. Осторожно обмакнув кисточку в порошок и стряхнув в баночку излишки, Сергей едва касаемыми штрихами стал «проявлять» на краске бензобака собственные отпечатки пальцев. Получилось почти идеально, как в лаборатории на курсах подготовки. Понятые восторженно переговаривались, восхищались способностями своего участкового, а Сергей добыл из планшетки листок дактоплёнки и небольшие ножницы, вырезал лоскуток требуемого размера  и снял с него защитную плёнку. Клейкую плёнку он плотно наложил на проявленные отпечатки, прогладил ею, аккуратно снял с металла и вновь заклеил защитной плёнкой. Между двух прозрачных плёнок ярко смотрелись узоры указательного и среднего пальца…
Он чуть не забыл, в каком же именно месте оставил отпечаток ладони. Попробовал – и кисть оставила такой жирный мазок, что Сергей сразу же вспомнил слова следователя… Но вторая попытка удалась, и он так же успешно снял отпечаток собственной ладони. Он даже показал старичкам, чем отличаются отпечатки пальцев от ладони, и те согласно закивали, посчитав, что уж в этой теме они теперь – «доки».
     Отпустив «понятых», так и не оформив протокол об изъятии отпечатков пальцев, участковый поспешил в контору, где во всеуслышание и объявил агроному, что нашёл и снял с мотоцикла отпечатки пальцев. Задуманное было сделано…

     На следующий день Сергея вызвал начальник РОВД, чтобы определиться с этим злосчастным мотоциклом.
     – Я думаю, товарищ подполковник, что обойдёмся без уголовного дела…
     – Что, опять отказывать из-за малозначительности ущерба? И так на нас прокурор косо смотрит…
     – Ну, зачем же – из-за малозначительности… Я хочу найти это железо и вернуть потерпевшему.
     Шеф округлил глаза:
     – Если найдёшь, тогда почему без уголовного дела? А процент раскрываемости кто будет поднимать?
     Участковый потупил глаза:
     – Я подумаю…
     – Иди, думай, на всё у тебя три дня.

     После обеда Сергей объявился в местном профтехучилище, где обучалось на трактористов три десятка местных подростков-обалдуев. По его просьбе ему оставили для беседы только четверых, которые жили в Стрешневе и ежедневно ездили на занятия в райцентр. Сергей внимательно, изучающе оглядел каждого и спросил:
     – Вы уже слышали у себя, дома, что у агронома мотоцикл разобрали?
     Будущие трактористы переглянулись, согласно кивнули вихрастыми головами.
     – А о том, что я отпечатки пальцев с мотоцикла снял, тоже слышали?
     Вихрастые головы повторно кивнули.
     – Так вот теперь слушайте меня очень внимательно, чтобы не пропустить ни слова. В том, что это – ваша работа, я не сомневаюсь. Все ли вы вместе, либо кто-то один, либо на пару – но железо с мотоцикла поснимали вы. Теперь я легко это докажу, достаточно взять у всех вас образцы отпечатков пальцев. Вы – парни неглупые, начитанные, знаете, что ещё не родилось на этой планете двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Но вот какая петрушка получается: чтобы законно взять у вас образцы, мне надо прежде возбудить уголовное дело.  Без этого провести экспертизу невозможно. А вот возбуждать его и сажать кого-то из вас, виновных, на скамью подсудимых, молодые жизни портить – мне совсем не хочется. Из-за такой-то мелочёвки! У меня остался один день, завтра я должен принять решение по этой краже. Если всё похищенное возвратить потерпевшему, уголовного дела не будет. Как возвратить? Да очень просто – ночью положить в коляску мотоцикла. Я даже не буду допытываться потом, кто же из вас это сделал. Я ясно изложил? Если вопросов нет, то все свободны.

     Утром, около семи часов Сергей позвонил в Стрешнево на домашний номер агроному:
     – Слушай, Андрей Федотыч, такое дело… Видение мне сегодня ночью было, что карбюратор твой с генератором в коляске твоего мотоцикла лежат. Не очень верится самому, но ты, пожалуйста, сходи, проверь. Трубку не клади, я подожду…
     Через пару минут он услышал восторженный голос агронома:
     – Ну, ты гигант! Сам, что ли, подложил?!
     – Делать мне по ночам больше нечего? Говорю тебе, видение было… Заявление-то не будешь писать?
     – Зачем? Сегодня же всё на место поставлю, буду ездить!
     – Ладно, я сегодня подъеду, придумаем объяснение, мол, информация о краже не подтвердилась.
     – Ты мне всё же скажи, чьи отпечатки ты нашёл на мотоцикле?
     – Скажу, но не для огласки – свои собственные…