Э-л-е-м-е-н-т-ы Часть 10. Свои люди. Фрагмент эссе

Алексей Борчев
   «Э-л-е-м-е-н-т-ы» Часть 10. «Свои люди.»         

                "И живяху кождо с своим родом, на своих местах,
                … имеяху бо обычаи свои и закон отец своих и предания кождо свой нрав"
                (Нестор-летописец)

Мифический Пеласг, эпонимный предок народа пеласгов, был рождён из Земли в Аркадии.  Асий Самосский, элегический поэт (около 700 г. до Р.Х.) упоминает Пеласга, как первого человека, рождённого на земле. Пеласги именовали себя «земнорождёнными». Якобы именно они и были посеяны спасшимися от потопа предками. То есть пеласги мифологические прародители современной цивилизации.
Аркадия.  Страна чудесного мира и благополучия. Там пастушкИ и пастУшки мирно играли на свирелях, общаясь с баранами и козлами, овцами и козами. Волки и медведи ни их самих, ни их тучные стада до субпродуктов не раздирали.
Рои пчёл, витиевато летая в такт свирельных композиций, откладывали мёд сразу в расписные горшочки. Молочные реки не прокисшего, стерилизованного жирного молока неторопливо омывали липко – сладкие, ароматные кисельные берега.
Беззаботные «аркадские пастушки», как в античной литературе, а впоследствии и в своих пасторалях называли их придворные поэты Франции, вели беспечное существование. Буквально райские угодья. Таков был образ Аркадии.
Любой элегический, поэтический образ, как и прыщ, на пустом месте и без причины не выскакивает.
Фактически, греческая Аркадия, это земли внутренней области полуострова Пелопонес. Они, эти земли, в силу географического положения были заселены не одноглазыми небритыми моряками, некоторые из которых с деревянной ногой, идеально приспособленной для пинка в тощий зад нерадивому юнге. И не пронырливыми купцами - обманщиками, сладко воркующими, и одновременно до нитки обирающими клиента. В этих местах проживало оседлое население земледельцев и скотоводов.
Этот народ славился гостеприимством, миролюбием и патриархальной чистотой нравов.
И в то же время страна называлась словом – Аркадия, которое однокоренное греческому Арктика, то есть «медведица». Страна медведей.
И это не просто домысел.  Мифологически подтверждено, что Аркад, в честь которого названы земли, был фактически сыном медведицы, нимфы Каллисто, которую Боги превратили в медведицу, узнав, что она беременна Аркадом.
Да так и не расколдовали.  Аркада, медведица, родила сына Каллисто.
Сын человека – зверя. Медвежий сын. Человек – медведь. Как тут не вспомнить Дерсу Узала. Медведи, это люди. Хозяева тайги.
«…вероятно, получила свое название, приписываемое преданием Аркаду, сыну Зевса и Каллисто, от медведей, которые в древности водились на ее возвышенностях.» (- Брокгауз и Ефрон.).
Ну вот и опять «вероятно», «в древности» без привязки к датам...Ещё одна Энциклопедия. Очередной пример человеческой «академической» науки по имени История.
 
Если медведи в Пелопонесе и водились, то уж наверняка по всему острову, а не только на возвышенностях Аркадии. 
Но «медвежьей страной» названа именно эта земля с её народом – пеласгами. Народом, мифологически рождённым от медведя, символизирующегося с северным созвездием медведицы, с северной зоной Ойкумены и, вероятнее всего потому, что пеласги (филистимляне), на удивление соседних с ними народов, медведей не опасались и умели с ними обращаться, не в пример окружающим.
   Ну, например – учили ходить на задних лапах, пить водку, и плясать «камаринского»!
А потому они, пеласги, «медвежьи» люди, вероятнее всего пришли оттуда, из северной страны медведей, захватив с собой не только навыки мирного обращения между собой, но и с грозными животными, а также, на удивление окружающих племен, и патриархальные замашки по соблюдению чистоты нравов.
Те черты народа, которые не характерны для привычного поведения окружающих и заметно отличаются от известных большинству навыков, именно те свойства и замечаются, и отмечаются, и запоминаются в первую очередь.
 Версия достаточно приемлемая.
Опять повторюсь. Мифы – правда о главном! Песня о сути, о корнях.

Всё это конечно замечательно, но не столь обоснованно, как другой факт. Это сведения о том, кто и как принял власть у Пеласга в Аргосе и каким образом. Именно принял власть, а не завоевал, не уничтожил предшественника. А предшественник, Пеласг, эту власть осознанно передал.
Следующим правителем является Данай. 1475 - 1425 гг. до Р.Х. по Евсевию (1551 – 1501г.г. до Р.Х. по «Троянскому перечислению»). Тогда произошёл насыщенный событиями нашего расследования исторический этап.
Это время завершения правления Агенора в Финикии, прихода к власти Кадма в Беотии, рождение Европы, её похищение и переезд на Крит, погони за сестрой на перекладных сыновей Агенора по Эгейскому морю, строительство греческих Фив (Кадмеи), рождение Миноса Великого, начало продвижения Кадмом своего «азбучного» изобретения по островам и весям.
Как бы с информационными каналами связи плоховатенько не было в те времена, а мимо этих событий, или рассказов о них, Данай, Пеласг, и его пеласги пройти не смогли бы. А самое главное не потому, что не хватало информации.
 Об этом ниже.

Итак, Данай и его данайцы.  Время начала правления в Аргосе Данаидов (Египтиадов) – по Евсевию.
Руководствуясь греческой мифологией, выясняем, что Данай был сыном египетского царя Бела.  Египетского скорее всего только потому, что владения его находились в Северной Африке и, или граничили, или находились внутри земель Египта. Иные трактовки мифа уточняют место царства Бела. Это Ливия. Северная Африка, приграничная к Египту территория.
 
Данай прославился помимо прочего тем, что был отцом 50 дочерей!
Несчастный отец, постоянно озабоченный тем, куда бы этот «девичий клуб» пристроить, обеспечив их будущее. Примечательно, что одну из его дочерей тоже звали прекрасным именем Европа. Мода, видимо, на имена, подчёркивающая житие Европ и их родителей в один исторический этап.
Далее выясняется, что папа его - Бел был братом - близнецом нашему незабвенному финикийцу (филистимлянину) Агенору, и значит Данай – племянник Агенора, а Бел такой же филистимлянин, как и Агенор.
Потому, на радость родственнику Данай и назвал, возможно, одну из своих дочерей именем дочери родного дяди - Европой.  В знак уважения, и ради преемственности судеб и поколений.
Сын Бела Данай такой же филистимлянин, как и Кадм а имя Бела практически поэтому с абсолютной вероятностью есть производная от имени Великого филистимлянского бога Баала, «владыка, господин, хозяин, бог». Бел и был Хозяином, Владыкой Ливии.
  Теперь становится понятнее то, почему Бел остался в финикийской (филистимлянской) колонии в Египте, а Агенор мигрировал на землю предков в Ханаан – Финикию. Учитывая, что и Агенор и брат близнец Бел родились примерно в 1620 - 1600 гг.  до Р.Х. можно предположить, что Агенор перебрался в Финикию в 1575 – 1570г. г. до Р.Х.
Возможен и зеркальный вариант событий. Родились Бел и Агенор на землях Финикии в Тире, или Сидоне, и на новые египетские земли был отправлен Бел, тем более что экспансия в Египет ханаанских племён зафиксирована в египетских хрониках примерно с 1675 г. до Р.Х. И Бел шёл проторенным Ханаанеей путём, а Агенор остался на домашнем правлении в Финикии. Но кого куда послали в настоящем контексте не принципиально. 
На одной территории одновременно царствовать они, конечно, не могли. 
И вообще, ужасные и саркастические неуютные ситуации могли случаться, когда по одним коридорам и спальням ходили бы одновременно «двое из ларца, одинаковы с лица».
 Их отец это понимал.  Как увидим далее, вражды между ними не было, а их сыновья, двоюродные братья Данай и Кадм взаимодействовали в своих делах друг с другом слаженно. Родились Данай и Кадм примерно в период переселения Агенора в Тир и прихода на правление Бела, то есть в 1575 – 1570 гг. до Р.Х. (см. «Папка с завязками»).
 Если вспомнить нам с вами уже вышеизложенное в этой главе по теме филистимлян (финикийцев), то было выявлено исторически, что их приход на земли Ханаанские шёл, в том числе, по Кикландским островам, через Санторин, и через Крит. Всё поблизости.
Часть племён, пройдя через Крит и другие эгейские острова, осела на землях Северной Африки, Египта. И это была одна из первых миграций задолго до Агенора, Бела, Кадма и Даная. Было это во времена Посейдона, Баала, Дагона. 
Во времена, историческими артефактами детально пока не подтверждёнными, а известные нам и по мифологии эгейско – малоазиатского пространства, и по косвенным показаниям тех или иных летописцев и литераторов античности по мере их догадок и рассказов старейшин.
Было это в период от пяти - шести до трёх тысяч лет до Р.Х.
Иные племена сразу начали занимать земли нынешней Палестины. И те, и другие влились на Финикийских землях с издавна живущими там такими же филистимлянами.  Но всякий раз, в исторически осязаемое время, на какую бы описываемую землю Средиземноморья не высаживались мигрирующие племена филистимлян (финикийцев) они чаще всего попадали к народам такого же этноса, издавна проживающих тут. 
Так было и на Крите в период зарождения «Минойской цивилизации» с началом её формирования около 2000 лет до Р.Х.
Так было и в Финикии с момента зарождения Библа 3000 – 2000 лет до Р.Х. Так было и в Аркадии при основании Аргоса 2000 лет до Р.Х.
Так случилось и в Финикии около 1600 – 1500 года в то время, когда из Египта исходили семитские, филистимлянские(финикийские) племена.
В то же историческое время часть племён мигрирующих филистимлян за 2000 лет от Р.Х. ушла от давления египтян вглубь Сахары, ассимилировалась с берберами и прославилась в дальнейшем как гараманты со столицей - городом Гарама.
 Так Кадм проходил по Эгейским островам в период, сопоставимый по времени с поисками Европы, пронося колониальную, но бескровную миссию. И далее, далее до Беотии, Фив (Кадмеи) и Спарты.
 Не оставляя в памяти историков шансов на обвинение его в кровавых расправах над местным населением. И это при тех обстоятельствах, что филистимляне считались воинственным, умело и достойно сражающимся в битвах народом, часто нанимавшимся к тем или иным правителям именно для ратных дел.
Но тут, конечно, не стоит путать работу наёмника под флагами работодателя, её достойное исполнение вне зависимости от этноса противника в рамках контракта, и, с другой стороны, решение иной задачи, а именно, собственную этническо - социальную экспансию своих национальных интересов на вновь занимаемых территориях.
В таких случаях филистимляне действуют бескровными методами, отработанными финикийской диаспорой филистимлян.
И в основном потому, что реорганизовывать под свои нужды приходилось народы своего собственного этноса, близко ли, далеко ли ушедшими от них в социально – культурном развитии. Всякий раз по - иному.

 Геродот сообщает, что финикийцы (филистимляне, ханаане) пришли в Финикию из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря. Вероятно, что это филистимляне, которые мигрировали с Крита (через Крит), на Египет, основали там колонии, а затем, не выдержав самодержавности египтян, продолжили исход на Финикию и в обратном направлении – на Крит и Пелопонес, чтобы потом, почти через тысячу лет возвратиться в Северную Африку и основать великий Карфаген.
Однако в расследуемый нами период Египетские фараоны XVIII династии, уже первые преемники Яхмоса I, ведут политику планомерного завоевания земель нынешних Палестины и Сирии. В результате этих длительных войн была захвачена вся Сирия вплоть до границ Малой Азии на севере и до большой излучины Евфрата на северо-востоке. Но особенно отличился Тутмос III (1525–1491 гг. до Р.Х.), который в течение своего продолжительного царствования совершил 17 походов в Сирию.  Гнали они тогда взашей из Египта гиксосов. Заодно и новые земли завоёвывали.

Гиксосы. Около 1675 года до Р.Х., а то и ранее, в дельту Нила хлынули из Азии пассионарные народы, в египетских текстах упоминаемые как ханаанские кочевые племена.  Их называют гиксосами. Они практически не оставили памятников, их этническая принадлежность и длительность правления – дело темное, не исследованное.
Весь период их тирании в Египте вызывали у египтян яростное отторжение. Возможно, поэтому период оккупации Египта гиксосами в XVII – XVI вв. до Р.Х. выпал из египетских хроник, как горькие и стыдные для египтян исторические вехи развития нации. Что вполне понятно. Просто это наглядный пример того, как пишутся летописи и составляются хронологии, на постулатах которых основывается и ныне историческая наука. В том числе и в исследовании древней истории русов и славян. Достоверность и объективность очень даже сомнительная.

Иосиф Флавий говорит о гиксосах, как о предках иудеев. Иные исследователи считают, что они относились к тому же этносу, что и народы, населявшие Сирию и Палестину.
Иосиф Флавий личность скорее всего одиозная и ангажированная, как сейчас говорят. Это знаменитый иудейский историк и военачальник, живший в первом столетии от Р.Х.
Родился в Иерусалиме, принадлежал к фарисеям, участвовал, как лидер в восстаниях иудеев против Рима. Выжил в этой мясорубке хитростью и коварством, но восхищался устройством и величием Римской империи, преклонялся перед Калигулой и призывал иудеев чтить его, Калигулу, как Бога. Был обласкан императором Веспасианом.
В работах своих пропагандировал иудейство, Ветхий завет и пытался доказать, что и иудейский народ имеет свою историю. Историю, насчитывающую десятки веков. Старался быть «хорошим» для всех. Такое вот его человеческое качество. Поэтому для него и его идей, чем больше намёков на возможных предков иудеев, тем полезнее информация. А другую можно и «не заметить».
Поэтому следует придерживаться более – менее приближенных к имеющимся фактам формулировок.
А именно. Племена гиксосов были ханаанские, палестинские, сирийские, то есть финикийские, семитские, филистимлянские по основным этносам. Наверняка были и другие менее влиятельные и менее многочисленные племена и этносы, но не они предмет расследования. Про один из подобных этносов мы узнаем в заключительных главах.
Освоение Египта гиксосами происходило в тот же самый период, когда и на Крите стало возникать новое общественное формирование с приходом финикийцев, со строительством городов – дворцов и развитием могучей флотилии, предворяемый резким уменьшением поставок в Египет строевого кедра, используемого для кораблей.
Только гиксосы вошли в Египет чуть позднее, когда, в том числе, из-за торгового эмбарго Египет ослабел. Совпадение может говорить с большой вероятностью только о том, что один и тот же этнос начал занимать новые территории и противостоять могуществу Египта. И этнос этот – ханаанские племена финикийцев и филистимлян.
На то, что гиксосы были и финикийцами (филистимлянами), косвенно указывают слова Рамсеса II в войне с Ханааном, – в своей молитве богу Амону он именует вражеские орды «пастухами», как нарицательно называли египтяне филистимлян (пеласгов) по роду основной деятельности.

Ю.Б. Циркин, современный антиковед согласен, что гиксосы – финикийцы, отметив, что большинство имён гиксосов – западносемитские, следовательно – гиксосы не хурриты, а выходцы из «Палестины» т.е.   гиксосы были ханаанеями. При гиксосах в Египет проникли и ханаанские культы Решефа и Ваала, также чтимые древними западными семитами.
 Ваала (Баала) уже мы обсуждали. Решеф (Рашап) не лучше. Бог огня и молний, насылающий мор, бог войны, губитель, покровитель оружия. Отождествлялся с шумеро-аккадским Нергалом, в эллинистическую эпоху - с «пастухом» Аполлоном.
Нергал в свою очередь божество шумеро – аккадской мифологии, символ любых отрицательных, гибельных явлений. Круг замыкается. От шумер, до гиксосов (филистимлян, финикийцев, пеласгов).
Итак, изгнание племён Даная и Кадма из Египта. Ориентируясь на Египетскую хронологию, выясняем, что в 1550 г. до Р.Х. фараон Яхмос I начинает осаду и к примерно к 1540 г., после трёх неудачных кампаний, только на четвёртый раз захватывает город Аварис, столицу Древнего Египта при гикосах, расположенную на востоке дельты Нила (см. рис.)

Племена Бела, Кадма, Даная (филистимляне, пеласги) и не только эти лидеры гиксосов, племён много, немало семитских, вынуждены сниматься с освоенных прибрежных земель и искать пристанища на других территориях. Что касается непосредственно дядюшки Бела и его хозяйства в Ливии, то причина его бегства могла быть спровоцирована не только борьбой Египта с гиксосами, но и активизацией войны египтян с нубийцами. Война эта была длительной, с переменным успехом. Таким образом обстановка в Ливии стала опасной для мирной жизни по многим причинам, и Бел на старости лет предпочёл сохранить род, семью, и не лезть разнимать дерущихся шакалов.

Гекатей Абдерский (IV в. до Р.Х.) и Диодор Сицилийский (90 до Р.Х. – 21 г. от Р.Х.) поясняют:
«Спасаясь от брата своего Египта, с которым вместе правил Ливией, он (Данай – авт.) убежал с 50 дочерями на Родос, а оттуда в Аргос, где стал царём...»
«…чужаки были изгнаны из страны, а наиболее выдающиеся и деятельные из них объединились и, как говорят некоторые, были выброшены на берег в Греции и некоторых других областях; их вождями были знаменитые люди, главные из них Данай и Кадм.»
«Как рассказывают, самые выдающиеся и деятельные из них (филистимлян – авт.) объединились и отправились в Элладу и в какие-то ещё страны следом за прославленными предводителями, среди которых Данай и Кадм считались самыми знаменитыми. Но большинство народа отправилось в изгнание в землю, называемую ныне Иудеей, расположенную не далеко от Египта и в те времена совершенно безлюдную…Вёл переселенцев человек по имени Мосес…он помимо других городов основал и самый знаменитый ныне, называемый Гиеросолимы».
Этимологию слова «Иерусалим» достоверно никто не знает, в том числе и современные израильтяне. Название Хиеро – солюма (Гиеросолимы) закреплено в книгах римских и греческих авторов, начиная со второго века до Р.Х. К этому ещё вернёмся.
Таким образом, в мифе о переселении Даная из Египта в Грецию отразился реальный факт пути финикийских (филистимлянских) племён из Северной Африки в Грецию и на острова Эгейского моря в период ухода гиксосов из Египта.

Итак, 1550 г. до Р.Х.
Агенор в Финикии, до рождения Европы осталось восемь лет, Пеласгией правит некто Сфенелат, на Крите оправились от извержения Санторина 1600 года, но пока без Миноса, потому разбойники и пираты разгуливают по всему Средиземноморью, греческие Фивы пока не построены, Троя переживает период расцвета и город расширяется, аж до 200 метров.
В ходе военных действий примерно в 1530 – 1500 гг. до Р.Х.  Яхмос I и его последователи окончательно разгромил гиксосов, в том числе вторгаясь с победоносными войнами в Ханаан, Финикию и Сирию и, как отмечается, с помощью и участием Крита. Скорее всего, с помощью тех самых пиратов и разбойников, наёмников, которые в доминойском Крите чувствовали себя вольготно. Порядок в бандитских рядах навёл только Минос, уничтожив пиратов как явление, и обеспечив тем мирные торговые пути.
 Этот занимательный исторический факт о союзе египтян и критян поясняет, почему Данай и Кадм поплыли при изгнании куда угодно - на разные Кикладские острова, в Пелопонес, в Аттику, по всему Эгейскому пространству, только не на Крит. В то время, возможно, критяне, пираты из Крита, и, наверняка пираты из Ликии, были союзниками Египта. Вполне возможно, что за головы лидеров пираты получили бы солидную награду.

 Но если принять к анализу ситуации мифологическое повествование о том, что Даная гнал из Египта его собственный брат – Египт с пятью десятками своих сыновей, желающих овладеть пятью десятками дочерей Даная, то выясняется, что критяне помогали не египтянам, а такому же своему дальнему этническому родственнику – финикийцу (филистимлянину, пеласгу) по имени Египт.
То есть встали критяне на сторону одного из братьев – князьков. Обычная междоусобица феодалов, аналогичных примеров которой множество в мировой истории и истории России. У кого больше золотого запаса, тот и собирает больше наёмников. Но это опять выводы из мифа – «песни о главном».
Не стали базироваться они, Кадм и Данай и в Финикии, у дяди Даная и отца Кадма, Агенора. Почему?
Ну, во-первых, не дети малые, чтобы плечами толкаться у одного престола с влиятельным родственником. Каждый из них самолюбив и предприимчив. Приплыть к Агенору на консультацию и благословение могли, не бог весть какие расстояния, но показания об этом в источниках и мифах отсутствуют.
Важно и другое. Братьям, возможно, были понятны стратегические замыслы Яхмоса I и его радикальные намерения устранить гиксосов из Египта надолго. Знали братья, что фараон и его династия продолжат захват финикийских и не только финикийских земель. Так и произошло.  Яхмос I под конец своего царствования вошёл в Финикию военным походом.

 Поэтому братья Кадм и Данай мигрировали на новые берега для основания новых колоний, неподвластных Египту.
 Хотя иные племена гиксосов ушли в Ханаан и Сирию, в том числе и дядюшка Бел, прихватив с собой казну и прислугу с охраной.
В этот период Европа уже родилась, чтобы в 1526 г. до Р.Х. уплыть на Крит, не дожидаясь прихода египтян. Хронология этого мифа о бегстве Европы точно редактируется с нападением Яхмоса I на Финикию.
Это бегство Европы, вероятно, было вынужденной мерой, спасением Агенором дочери от воинствующих египтян. Тем более, что после 1525 г. до Р.Х. следы Агенора теряются.  Возможно, он погиб, или сбежал к своему брату близнецу Белу, который, уходя от египтян,  по Диодору Сицилийскому, основал колонию в Междуречье, да и жил не тужил в своё удовольствие.  Более о братьях ничего не известно. Было им к тому времени под 75 лет. Они просто хотели добраться до финиша своего жизненного века спокойно.