Неумолимое время

Нина Пручкина 2
Картина С. Дали "Постоянство памяти"

Игра  Светлой Ночки "Рисуем словами"
http://proza.ru/2023/11/19/185


      Напудренное лицо  Екатерины Дмитриевны было испещрено глубокими морщинами. Черный кружевной шарф на редких, но почему-то не поседевших волосах песочного цвета. Дорогие серьги с бирюзой и такой же перстенек. Очки с очень толстыми линзами, делавшие ее похожей на муравья. Губы с неровно нанесенной помадой красного цвета.  Непременно маленькая сумочка в сухонькой руке. Вот такой запоминающийся портрет старой дамы, доживавшей свой век в одиночестве в крохотной квартирке в центре старинного городка.

      Вставала она рано и приводила себя в порядок. Предстоял ежедневный поход  на рынок , где она любила подолгу выбирать продукты и торговаться. Это доставляло ей удовольствие.

      Дома Екатерина Дмитриевна складывала продукты в буфет из красного дерева, почерневший от времени. Потом переодевалась в пижаму и ложилась отдыхать. Непременно с  книгой в руках. Это были  романы о любви на французском языке. Она изучала его очень-очень давно. Но, будучи лучшей ученицей в гимназии, помнила  до сей поры.

      Это было второе удовольствие в жизни старой женщины. Она погружалась в книжный мир, становясь одной из героинь романа и наслаждалась той жизнью. Засыпала с улыбкой на губах.

       Через пару часов приходила соседка, которая за небольшую ежемесячную плату готовила обед. После трапезы  Екатерина Дмитриевна снова читала. До самого вечера. Ужин ее состоял из стакана кефира и одного печенья.

       Текли  однообразные дни.

       Но однажды  произошло событие, которое взволновало Екатерину Дмитриевну. Она получила письмо от неизвестного мужчины с признанием в любви и приглашением на свидание к старому дубу.   

       Воображение унесло ее вглубь старинных романов... Но сохранившийся рассудок заставил задуматься: надо ли ей идти к тому дубу? Все-таки, незнакомый мужчина. И решила она спросить совета у подруги своей дочери, жившей неподалеку.

       - Анечка! Прочти, пожалуйста! Не знаю, как мне поступить...

       Аня, конечно, отговорила от встречи с незнакомцем. Мало ли что у того на уме? Если учесть возраст Екатерины Дмитриевны, а ей было уже далеко за восемьдесят, то ясно было, что это в лучшем случае - насмешка, в худшем - склонение к написанию завещания на квартиру. Подругу старая дама уважала и доверяла ей. На свидание не пошла.

       Она не была одинокой. Но дочь и тридцатилетний внук  жили далеко, в столице, в одной комнате коммунальной квартиры. Несколько раз в году пожилая женщина, как известные героини пьесы Чехова, рвалась в Москву, о чем и сообщала своим близким. Игорюша, как называла своего внука Екатерина Дмитриевна, по первому ее требованию отпрашивался с работы и мчался на поезде за бабушкой. 

       В тесной комнате втроем жить ей быстро надоедало, поэтому снова беспрекословно выполнялось желание любительницы французских романов: внук отвозил ее домой, теперь уже до октябрьских холодов.

       Так продолжалось еще несколько лет. Потом дочь получила отдельную двухкомнатную квартиру в хорошем районе, и Екатерину Дмитриевну забрали в Москву насовсем.

       Трудно было жить с требовательной, капризной, временами вздорной, а в силу возраста и страшно обидчивой мамой и бабушкой, которая уже давно жила в каком-то своем, выдуманном мире. Но, надо отдать должное родным Екатерины Дмитриевны - даже такую, ее продолжали любить и жалеть.

       А она чувствовала себя юной, двадцатилетней девушкой. Зеркалам не верила. Не понимала, почему тело ее стало таким непослушным. Почему все больше хочется лежать, закрыв глаза, и уноситься в далекое прошлое...

       Умерла она на девяносто третьем году. Тихо, с улыбкой на устах, как будто перед смертью покаялась и получила прощение за свое эгоистичное поведение в отношении дочери и внука.
 
       - Успокоилась, - сказал Игорь.
       - Мама, я знаю, ты любила нас. А мы тебя, - губы Нины Никитичны задрожали...

       Дочь Екатерины Дмитриевны была полной противоположностью своей матери.  Добрая, отзывчивая и радушная Нина Никитична помогала всем, кому могла. Сколько гостей останавливалось в ее квартире проездом через Москву, не счесть. Близкие и дальние родственники, друзья и земляки из города ее детства. Она готовила вкусные блюда, доставала дефицитные в то время продукты, чтобы побаловать нечасто бывающих в столице гостей. Дарила подарки и обязательно провожала на вокзал, хотя это и не было необходимостью. Считала своим долгом достойно встретить и проводить.

       Умная, красивая, интеллигентная женщина после смерти мужа так и не вышла больше замуж. Растила сына одна, дав Игорю, а затем и внукам все, что было в ее силах. Удивительно, насколько разными бывают родные люди.

       Прожила Нина Никитична ровно столько, сколько и ее мать. Давно это было. Но до сих пор ее вспоминают  добрым словом.

       Вот вам и судьба...