Из Киева - никуда!

Сергей Туляков
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=VgRqHk2f0d8

Р.Б. Анна о схимонахине Серафиме (Фёдорове):

У нас есть Святошинское кладбище, там похоронены две схимонахини юродивые — Серафима и Мария. Это место — святое, и преподобный Кукша Одесский говорил, что это место святое, его охраняют четыре Ангела. На этом Святошинском кладбище похоронено очень много священства, монашествующих — около трёхсот человек (это монахини Покровского монастыря, а также монахи Киево-Печерской лавры). И, как было открыто последнему чаду схимонахини Марии — Емилии Александровне: что над матушкиными могилами — сей есть “храм на воздусе”, и каждый, кто приходит на это место, получает благодать Божию и благословение.

Матушки Мария и Серафима ещё при жизни говорили (и матушка Серафима, и матушка Мария): «Приходите ко мне на могилку, и я вас услышу, и я вам помогу».

Матушка Серафима отошла в 1943-м году, а матушка Мария — в 1953-м году. И, конечно, информацию о них, о их подвигах, об их жизни мы уже знаем в основном из книг, из воспоминаний. Хочу сказать, что первая книга вышла в 2002 году, потом было переиздание в 2003 году, и последняя книга (переиздание) вышла в 2015 году. Вот эти все три книги вышли благодаря стараниям троих человек. Первая — архимандрит Агапий (Юрков). Он — насельник Свято-Успенского монастыря в Одессе. С него все книги и начались. Ещё также — Емилии Александровне Старченко благодаря, последнему чаду схимонахини Марии.

- Именно она учила детей в школе добывать информацию — искать могилы тех, кто почил, был убит, отдал свою жизнь за наши жизни — нас, современников — в Великую Отечественную войну.

- Да, это правда. И, конечно же, третий человек, который причастен к этой книге, это покойный протоиерей Глеб Помелов, настоятель храма Ксении Петербуржской, вот который находится на Святошинском кладбище.

Ну вот, и хотела сказать два слова про архимандрита Агапита (Юркова). Он по профессии был врач — он кандидат медицинских наук, закончил Одесский Медицинский Институт, защитил диссертацию. А также он закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию (МДАиС), и он — кандидат богословия. Вот благодаря своим врачебным знаниям он участвовал в таких мероприятиях, как освидетельствование мощей преподобного Кукши Одесского, Ионы Атаманского, Иннокентия Херсонского и Таврического. Кроме этого он ездил, его приглашали на освидетельствование мощей Евфросинии Полоцкой, Фёдора Ушакова, дивеевских схимонахинь Александры (Мельгуновой), Марфы (Милюковой), монахини Елены (Мантуровой). А в Москве он так освидетельствовал мощи Алексея Мечёва. А также — Амфилохия Почаевского, в Черкассах — Макария Каневского. И он переоблачал мощи эти.

Это я прочитала на его сайте.

Он написал очень много акафистов и служб многим святым (это больше 20-ти человек), в том числе он написал акафист нашим матушкам — схимонахине Серафиме и схимонахине Марии. Но вначале он написал статью, а статья эта появилась так. Я подняла свои дневниковые записи, и нашла вот там такую информацию: что отец Агапит был знаком с отцом (у меня написано) Н. (не знаю, почему не записала имя…, наверное, Николай). Это был племянник монахини Палладии, которая была келейницей у схимонахини Марии. Этот отец Николай (будем его так называть) был настоятелем одного из одесских храмов, и отец Агапит с ним был знаком. У этого отца Николая сын учился в Киевской Духовной Семинарии, туда же приехал отец Агапит. И они там встретились, разговорились, и этот отец Николай стал рассказывать о матушках на Святошинском кладбище. Отец Агапит очень заинтересовался, и они поехали на Святошинское кладбище. И там вот случайно (а ничего случайного не бывает) встретили Фаину Александровну — чадо которая была схимонахини Серафимы, а после смерти схимонахини Серафимы перешла к матушке Марии. Они разговорились, и Фаина Александровна стала рассказывать о матушках. Но она была больной человек, и они поехали все к ней домой, отец Агапит оказал ей медицинскую помощь, там, в её какой-то болезни. И Фаина Александровна много рассказывала о матушках. Он (отец Агапит) всё это записал, и решил подать эти материалы в журнал «Православный вестник», он вышел в 1998 году по благословению блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана). И когда отец Агапит к митрополиту Владимиру обратился, попросил благословение, тот говорит: «А, да-да, я знаю… Схимонахиня Серафима предсказала, что я буду митрополитом в Лавре».   

И это действительно было так. В 1933 году, когда Лавру закрыли, то матушка Серафима громко — так, чтобы окружающие люди слышали — так говорила: «Не плачьте люди, Лавра ещё воссияет, и будет там жить владыка-митрополит, и будет жить в Лавре!»

* * *

Известен случай, когда в 1888 году возле станции Борки под Харьковом случилась трагедия — в поезде ехала царская семья императора Александра III, поезд сошёл с рельс, и произошла катастрофа. Матушка Серафима в это время в Киеве кричала, так, чтобы все рядом находящиеся слышали: «Крышу держи! Крышу держи!» На самом деле в это время император крышу и держал, потому что эта крыша могла обрушиться на семью. Но что интересно: тогда в этой катастрофе умерло 23 человека, 19 получили ранение, а из царской семьи — никто не пострадал, ни один человек. Вот такое тоже чудо по молитвам (возможно, не только схимонахиня Серафима в это время молилась).

* * *

Мария была в Лавре, и слышала, что монахи лаврские поносили митрополита Владимира (Богоявленского). Она пришла и рассказала об этом матушке, а матушка сказала: «Скажи им, пусть они не мешают старцу в молитвах. Он скоро умрёт, и Господь у них всё отберёт». И вскоре после этого старица открыла Марии этой тайну о священномученике Владимире. Вот она сказала так: «Мария, в Лавре срубили большое дерево от земли до неба, всё оно было украшено золотыми розами и горящими факелами». И с того времени, как убили священномученика митрополита Владимира матушка Серафима говорила: «Все монастыри разгонят, останутся только те, которые подпишутся в коммуну».

* * *

Однажды во время ночной молитвы мать Серафима увидела большой сад. И посередине сада шла аллея, и по правую сторону аллеи был сад хороший, зелёный, а по левую — весь залитый смолой и объеденный пруссаками. Когда мать Серафима шла по саду, повстречала здесь странницу Татьяну. По правой стороне в саду мать Серафима видела очень большие красивые яблоки, и они были трёх сортов. Одни — очень большие, вторые — немного меньше, а третьи — совсем маленькие. Мать Серафима спросила у странницы Татьяны: «Можно взять хоть одно яблоко и понести своим сёстрам?» Та сразу сказала, что нельзя. Но потом сказала, что «возьми». Потом мать Серафима спросила: «А что это за яблоки, как они называются?» Татьяна ответила, что название им — «Надежда». Потом мать Серафима спросила: «Почему они не все ровные? Одни — большие, другие — меньше, третьи — совсем маленькие…» И странница Татьяна ответила: «Большие яблоки — это надежда на Бога, непоколебимая; средние — веруют и колеблются; а самые маленькие — прилепляющиеся к славянам, но они поравняются и все будут равны». Мать Серафима взяла несколько яблок — показать сёстрам. Они были очень ароматны. И пошла она дальше по аллее. И видит, что стоит мраморная беседка, а оттуда вышла женщина в белом одеянии. Это была Матерь Божия. И сказала матушке Серафиме: «Скажи украинцам (это имеется в виду автокефалам — прим. р.Б. Анны), что не будет им воскресения ни в этой жизни, ни в будущей». Так написано в дневниках Марии. Это — 1922 год. Тогда уже автокефалы стали приходить, уже в Межигорье.

* * *

Как матушка характеризовала советскую власть. Она говорила так: «Эта гнилая капуста упадёт, разобьётся — и только смрад пойдёт».

Когда матушка шла по Крещатику и видела портреты вождей, она спрашивала: «Это кто?» Люди отвечали: «Правители». А матушка Серафима говорила: «Грабители». Не боялась.

Матушка говорила, что Крещатик в один прекрасный момент провалится. И это же говорила матушка Алипия (Авдеева). И матушка не благословляла ходить по Крещатику без какой-то нужды, только по какому-то делу. И если даже человек шёл по Крещатику, она благословляла всегда молиться «Богородице, Дево, радуйся».

Как она обличала власть безбожную, развратную молодёжь, блудников, все нечестия, которые были характерны для неверующих людей того времени: выходила на Крещатик, когда было там много народа, оголяла свой зад, под которым ничего не было, и так, чтобы это видело как можно больше людей. Показывала свой зад всем, чтобы это видели все. Вот таким образом она обличала. Ну, в этом юродство её проявлялось.

И говорила матушка Серафима ещё такое, что когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа, всё будет гореть. Всё абсолютно, даже Днепр будет гореть.

Для нас, для всех, матушка говорила: «Киев был святой, и Киев будет святой. И из Киева — никуда!»

-------------------------------

Беседу вёл Сергей Бакуменко