Спорт в СССР был бесплатным и обязательным

Сергей Карпенко 2
В институте на физо.
В БИТМе физкультуре уделялось серьезное внимание, кафедра была большая, хороший спортзал, рядом через дорогу стадион. Были спортивные секции по разным видам спорта. Но вот со спортивным снаряжением было слабовато во всей стране. Например, тренировочные трикотажные костюмы, трико, купить было просто невозможно, а на занятиях требовали непременно приходить в трико. Но некоторые как-то умудрялись, видимо по случаю или через знакомых, доставали эти заветные синие костюмчики. В ТУ-4, где я до этого учился, с формой тоже были проблемы, но там преподаватель разрешала приходить в спортзал в обычных брюках из х/б комплекта рабочей одежды. Это не мешало нам развиваться физически на спортивных снарядах. И я достиг определенных результатов в гимнастике. Не сумев купить трико, я решил, что смогу заниматься, как и в училище. Ведь не я виноват, что в продаже нет костюмов. Но на первом же занятии в БИТМе преподаватель физкультуры Александра Зиновьевна Лившиц- Абрамова запретила мне подходить к спортивным снарядам в таком виде. Ладно, думал я, зачет сдам и без занятий, ведь подготовка у меня хорошая. А когда пришла пора зачетов перед весенней сессией, она меня просто не допустила до их сдачи. Заявила: «А может ты умрешь на брусьях, а я за тебя отвечать буду.?». Правда, это она заявила не одному мне, но другие как-то быстро через знакомых нашли пути урегулировать этот вопрос даже без сдачи зачета. При этом зачет получили даже такие, как Гриша Аристер, который на перекладине болтался, как сосиска на веревке. И все, меня к экзаменам не допустили. Но благодаря декану факультета ФТМ Валехе конфликт был урегулирован и у меня зачет приняли. Но не Лифшиц. Ее декан отчитал за самоуправство и это выглядело унизительно для нее. Поскольку я понимал, что на следующем курсе она сведет со мной счеты за свое унижение, то решил с ней больше не пересекаться и записался в секцию гимнастики. Вел ее завкафедрой Николай Васильевич. Тут я был на высоте, все снаряды мне покорялись легко, за что я получал похвалы от тренера. Но вот гимнастика, хоть убей, не шла. Для этого надо кости свои разрабатывать с детства. Но зачет по физо перед зимней сессией я получил. Понимая, что без гимнастики мне тут делать нечего, я записался в секцию борьбы Самбо. Этот вид борьбы только-только зарождался в городе и тренером оказался молодой грузин, отслуживший здесь свой армейский срок и осевший, как спортсмен. В Грузии он уже имел спортивные достижения в этом виде и решил развивать его здесь и заодно найти себе место в этом городе. Небольшого роста, тоненький, перетянутый, как оса, худенький, но мускулистый, с короткой «бычьей» шеей, он говорил еще с сильным грузинским акцентом. Но занятия проводил очень грамотно, профессионально. Тренировки продолжались более часа и по их окончании все шли под душ, после которого было ощущение, что у тебя появились в мышцах стальные вкладыши. Было ощущение, что ты стал сильнее, плотнее, легче. Все это дополняли регулярные упражнения с гантелями и эспандером у себя в общежитии. Изредка приходилось пробовать себя и в силовых единоборствах с «оппонентами» из недружественных группировок и пробы эти подтверждали эффективность занятий таким видом спорта. И не нужна стала эта Лифшиц с ее капризами и претензиями-спорт сам стал необходимостью. А для Отара Михайловича Кацанашвили наш БИТМ был началом его спортивно - административной карьеры. Вскоре он стал руководить спортивным Самбо во всем городе, подготовил массу классных спортсменов и тренеров, которые сами стали значимыми фигурами в этом виде спорта, получили звания Заслуженных тренеров, а Отар Михайловичу присвоили звание почетного гражданина города. Но вот недавно попалась на глаза его фотография. Да, в спорте останавливаться нельзя иначе природа отомстит за прошлые воздержания и округлит, как пятачка.