Лихнис корончатый

Лысенко Светлана
Как-то в июне соседка решила поделиться со мной этим растением, ей кто-то принёс.  Я заинтересовалась, потому что плохого она мне никогда не предлагала – то анемону диковинную принесёт, то аквилегию жёлтую, то чёрную смородину крупную. А теперь предложила несколько маленьких интересных серебристых кустиков.
Мне понравилась их благородная листва, но, ничего пока не зная об этом цветке, я прикопала подаренные растения на первом попавшемся свободном месте, ближе к забору. Там полутень, довольно сухо и земля не слишком плодородная.
Кустики быстро поднялись до метра, распушились  и обильно зацвели прелестными яркими малиновыми цветочками в 3-4 см. Прохожие засматривались на мои диковинные цветы. Предполагали, что это такой яркий необычный флокс. А некоторые стали клянчить его у меня. Я, конечно, всем обещала, но позже, когда кусты разрастутся.
В конце лета отцветшие кустики я срезала и выбросила на компост.
 
На следующий год на месте моих прекрасных цветов ничего не поднялось. У соседки они взошли, и она опять поделилась со мной, дав пару кустиков. Теперь я посадила их на солнце, на сдобную почву, в два разных места. Там они росли хорошо и сочетались со всеми рядом живущими растениями.
Далее я внимательнее относилась к этому растению, боясь его снова потерять. Пыталась вырастить из семян и для этого, ближе к осени, нагибала стебли к земле или относила срезанные за дом, чтобы они сбросили там свои семена, а я бы потом пересадила рассаду на нужное место. Но со временем стала оставлять засохшие стебли на месте до весны. Больше у меня этот цветок не пропадал.
В результате многолетних наблюдений я поняла о своём растении следующее. Оно может расти очень долго на довольно бедной, сухой почве. Думаю, его такая земля даже больше устраивает. Не нуждается в частых поливах, боится луж. Но ему нужно солнце. Сам легко сеется. Может раскидать семена на другие клумбы, если ветер поможет. Но не агрессивен. Зная это, я очень осторожно полю под ним, без перекопки. Кстати, сорняки под ним не особенно и растут, ведь все они, как правило, любят удобренную и влажную почву.
Я не сразу узнала, что моё растение называется «Лихнис Корончатый (Венечный)». Моя дарительница назвала его «Агростемой», и мы с ней долго так его называли. Но она ошиблась. Другая соседка, не менее любезная, принесла книгу, в которой про этот лихнис всё было написано. Кстати, сегодня мне нравятся все лихнисы (а их, как оказалось, очень много), – и Халцедонский, и Корончатый белый (которым меня потом тоже одарили, но я его не слишком оценила), и даже наш луговой Кукушкин. Последний нынешним цветоводам кажется таким трогательным, что его стали культивировать в наших садах. Надо будет и мне заняться им. Замечала, он у меня периодически выскакивал на газоне. Увижу в другой раз  – выкопаю и пересажу на угодье.

А наш малиновый красавец Лихнис Корончатый, когда он у меня был ещё Агростемой, всегда будил моё воображение. Я тогда ещё не знала о его происхождении,  но мне представлялось, как гречанки собирали в лугах эти яркие цветочки и плели из них венки, как наши девушки – из васильков и ромашек. Я даже видела на старинных рисунках, как мне казалось, такие веночки из пятилепестковых цветов на головах девушек. Сейчас порылась в интернете, не нашла. Может, плохо искала. Пишут о лавровых венках – царских, из роз – для богатых, из боярышника – распространённых, да много чего пишут, но про венки из Лихника Корончатого – не нашла. Но и не могу поверить, чтобы гречанки в полях и лугах не любовались Лихнисом и не срывали их для своих венков. Стебли красивые серебристые, хорошо переносят отсутствие влаги.  Конечно, плели, уверена. Может, потому Лихнис Корончатым и называется ещё Венечным? Хотя, может, совсем из-за другого.
«Лихнис» – в переводе с греческого  – «Лампа». Оттуда, с Греции привезли к нам этот жизнеутверждающий яркий цветок.
Там он считается многолетником. У нас, по моим наблюдениям, растёт как двулетник. Точнее, как турецкая гвоздика,  – это когда новые растения поднимаются не только из семян, но могут расти и от прежнего кустика, рядом.

Уже давно в конце каждого июня у меня распускается стайка веточек Лихниса Корончатого и цветёт до самой осени. Я их жду и всегда любуюсь ими. Спасибо моему любимому цветку за то, что он каждое лето озаряет мой сад!