Целое

Сергей Владимирович Жуков
                Целое  и  цель.

  Когда  мы говорим  о ком-либо "целеустремленный человек", мы, порой сами того  не  подозревая, представляем себе цель как нечто отдаленное не только  во времени, но и в пространстве.
И почти в то же самое время характеризуя "цельного  человека",  мы    представляем себе, если не  монолитного, то хотя бы спекшегося субъекта.

   Вот  парадокс - казалось бы, цельный человек должен быть в то же время и  целеустремленным.
Но гармония или соразмерность предполагает если не усредненность, то хотя бы  некую плотную округленность.

   Итак, цельность подразумевает некую объемность и концентрированность,     целеустремленность же, как целеполагание  - прямую протяженность.
Кажется, Декарт сказал, что целое меньше суммы частей.  И это действительно так,  поскольку целостный человек есть некий собирательный замкнутый тип, не  собирающийся, разбрасываться, или  тратиться на  других. Целеустремленность же почти впрямую говорит о жертвенном движении к далекой, но благой цели.

   Однако что же плохого  обнаружил  я   в  целостном   или   внутренне       гармоничном  человеке?
  Разве  стремление  к  обретению внутреннего  единства  не  есть влечение     к  цели, но только к  цели  внутренней, вернее, духовной?  Не  зря Иисус Христос     произнес, что Царство Божие  внутри  нас.
   Придя  к  душевному равновесию  или  абсолютной любви, личность становится  поистине цельной и несокрушимой. И, напротив  того, так называемый  целеустремленный человек, старающийся  отыскать Бога  вовне  /а именно приход  к  Богу  является  истинной  целью  нашего существа/  не представляется  ли  весьма  уязвимым  и даже  беззащитным  в своем ложном  увлечении.  Многие мудрые  мира сего и, в первую очередь неоплатоники  Плотин, Прокл, Иоанн Скот  Эриугена,  стремились к  познанию Единого или  иначе Целого, а именно целое и  может  и  должно быть целью.
Даже само звучание слова "цель" говорит об  этом.

                Сергей  Жуков.  1997.