Колыванский призрак - мистическая прогулка

Тарновский Александр
Колыванский "призрак"
(мистическая прогулка)

На фотоколлаже:
картина В.Заборского «Перетаскивание Гром-камня для Колыванской вазы на фабрику в 1831 г.»;
картина Г.Тарского «Доставка монолитного камня на завод в 1831 г.»;
Колыванская Царица ваз (Эрмитаж); Колыванский завод;
Вид на Пруд и плотину, вид на завод с берега пруда.

1
Как только началась пандемия, все китайцы спешно покинули Петербург! И везде враз исчезли длинные, как китайские бумажные змеи, очереди в музеи пританцовывающих от петербургской осенней промозглости китайцев. И мы, наконец-то попали в Эрмитаж! Какое счастье! Спустя полвека снова очутиться здесь, в этом Хранилище Высокой Культуры всего русского народа. И пройдя многие залы, мы весьма подустали от избытка впечатлений, да и ноги гудели изрядно – для одного дня это, наверное, перебор! Здесь нужно ходить и смотреть как минимум месяц! И мы направились было уже в на выход в гардероб, как вдруг вспомнилось, что мы не видели ещё гигантскую Карту СССР из уральских самоцветов и не видели самую большую в СССР, в РФ и в мире Колыванскую вазу – из особой яшмы с уникальным рисунком! На карте-схеме Эрмитажа был показан зал на 1-м этаже, куда ее установили. Пожилая дама-служительница в одном из залов пояснила нам как туда пройти. Но мы поняли, что сил на сегодня уже не осталось и что до Вазы Знаменитой нам уже не доползти... И неспешно направились к выходу. По пути через длинную галерею, где стояли другие римские и греческие, менее крупные вазы, жена всё спрашивала: «Это не она? – Нет! Это не она! Та была почти 5 метров в диаметре!» Вздохнув, мы оделись и пошли в свою тихую и уютную временную обитель на ул. Гагаринской. В общем, Ваза Колыванская маячила пока что как Призрак Мастерства русских умельцев, про который мы пока что мечтали...
Второй заход в Эрмитаж был отложен на пару дней, поскольку в планах были совсем другие, не менее важные Храмы Культуры. Мы шли в свой тихий уголок, и дорогой я вспоминал, как увидел эту Красавицу в первый раз, когда мне было всего 16... Потрясение тогда было неслабое! Ибо Ваза осталась в памяти надолго. Уникальная Карта СССР из самоцветов, как нам пояснили служители, из Георгиевского зала (где ей надело стоять — страсть как надоело!) давно уже переехала в Музей Геологического Института. И все желающие могут лицезреть ее воочию там...

2
Пообедав в своей «обители», на сытый желудок и подуспокоившийся живот вместе с «червячком» мы вспомнили, как в 2011 побывали на Колыванском камнерезном заводе им. И.Ползунова, основанном в 1802 году. Завод зачинался тогда как небольшая камнерезная фабрика, на которой порой делали уникальные вещи. Завод был восстановлен в 2002 году силами «Алтайавтодора»... Именно здесь и была сделана та самая знаменитая на всю Россию Колыванская Царица Ваз. Посмотрев через ограду на завод и его плотину снаружи, и на длинный канал внутри заводского двора, мы нечаянно обнаружили под ногами ту самую яшму, из которой и была сделана Ваза. «Остаток» ее плотно и глубоко залегал в горной породе и пока Мастерами был не востребован... Невдалеке стоял монумент «Героям нашей Родины, Воинам-освободителям 1941-1945» с Калашкиновым в приспущенных руках. Еще в одном месте под молодой кудрявой березкой на фоне куска Мрамора на постаменте стояла небольшая ажурная Ваза из яшмы серого цвета. На сером мраморе была выгравирована белесая надпись «1802–200 лет–2002». На серой подставке из мрамора тоже была белесая надпись «Колыванский камнерезный завод. Основан в 1802 году Ф.В.Стрижковым». Дети наши ходили вдоль озерца у плотины, осматривали невысокие скалистые выступы и в траве высматривали какие-нибудь камешки и прочие интересности... Ничего такого, захватывающего с первого раза дух, им не попалось. Зато в зарослях ивняка они обнаружили кустики малины со зрелыми ягодами! И разумеется, отвели душу свою в это «райское местечко»! ))
Солнце клонилось к закату в сторону зеленой горы у села, все мы порядком устали и направились под село к озеру – искупаться, встать на стоянку, развести костер и сварить чего-нибудь вкусненькое! Возле озера бегали местные барашки, дети и хрюшки, которым тоже было охота искупаться! Заночевали здесь же, в палатке.

3
А поутру позавтракали и отправились посмотреть на озеро Моховое, которое должно было быть где-то недалеко от села Колывань, в каких-то 3–4-х км. По пути заскочили в местный магазинчик за продуктами. Дети с едой остались сидеть в машине, а мы направились по центральной «авеню» села вперед.
Стояла жара и нам едва хватило воды в бутылке. Хорошо, что попалась колонка с артезианской водой в селе. Набрали почти ледяную, аж бутылка запотела, и лесом пошли дальше. Вскоре прошли старенький и весьма ветхий указатель «Родник Придорожный», в котором набрать воду можно было только кружкой...Через 4 км дошли до старого металлического столбика с надписью на фанере «Лесхоз». Здесь была развилка дорог — одна шла куда-то влево и вверх, а другая вправо и прямо.
– Куда теперь? Налево или направо?
– Я таки устала и наверное, пойду назад, в машину к детям! – сказала жена. – А ты сходи туда один! Хорошо? – киваю и продолжаю поход в неизвестность. Иду туда – не знаю куда, и найду ли там то – не знаю что. Де нет, конечно же, знаю, вот только куда меня дорога заведет не ведаю!
И вот спустя 15 минут дошел до каких-то камней с березняком. Но озера здесь не было видно. «Наверное, надо идти вправо...» – и развернувшись, пошел назад, по направлению «вправо». Дошел до памятного знака в виде кирпичного цвета пирамидки высотой метра в 2,5, с табличкой «Прежде бывшей Колыванской заводъ устрояемой в 1725 году заводчиком Госпо Димидовымъ».
В полусреднем темпе иду дальше. И вот попадается небольшой ручей среди кустов, тоже с холодной водой. На дне блестят красивые камешки. Поднимаю один и... из-под него медленно струится что-то весьма похожее на туман серебристого цвета... А в ямке от камешка на донышке блестят маленькие полужидкие шарики... И туман этот продолжает истекать примерно пару минут...
«Господи, Господи! Ведь это же... амальгама ртути... или серебра?! – сразу же мелькнуло в сознании. – И значит, эту воду пить никак нельзя! Хорошо, что камешек посмотрел! ))»
Жаль, конечно, но как могу, экономлю остаток в малой бутылочке. «Но где же Моховое?» – а впереди какая-то делянка со спиленными соснами – штук 15 лежали как «плот-настил» бок о бок, и с засохшими оранжево-коричневыми ветками... От них тянулась полузаросшая сухая дорога – куда-то в сторону леса...
«Наверное, здесь хорошо поработали ребятки из Лесхоза! Вот только что-то много осталось невостребованным... – мелькнуло в голове. – Пусто, и никого не видно. И даже следы от машин и техники старые. Похоже, здесь давно уже никто из лесхозных работяг не появлялся...»
В сотне метров от этого «настила» были видны две кучи сухих веток и давным-давно срубленных молоденьких елочек. Эти кучи прикрывали какие-то 2 большие ямы в земле – метрах в 50-ти друг от друга, весьма похожие на заваленные входы в штольни или шурфы... Возможно кто-то и мог упасть туда, когда эти дыры были открыты... Но разве что с большого бодуна либо же в потемках... Да и кому придет в голову оставаться в этой глухомани на ночь?!
«Может быть здесь и были те самые Демидовские серебряные прииски? Да и ручей с амальгамой рядом!» – снова мелькнуло в голове. И вдруг внутри стало как-то очень тревожно и не по себе. Как будто все фибры души подверглись ощущению опасности... Будто кто-то поодаль стоял за спиной и ощутимо дышал в затылок. Огляделся – вокруг никого не было, только пролетали одни желтые мотыльки да прыгали в зарослях цветущих трав кузнечики. Ни птиц, ни зверья... Глухомань... Но ощущение, что здесь кто-то есть и дышит в спину и затылок не проходит. Мистика какая-то... Ладно – иду дальше.
Через 100 метров на хорошо видимой среди травы тропе вдруг появляется не слишком старый след косолапого «хозяина» этой глухомани! «Может, показалось? – снова мелькает в сознании... – Да нет, вот он, все 5 когтей передней лапы хорошо отпечатались на глине... Видимо, он шел по тропе куда-то туда, к своему убежищу-норе... Давно ли здесь был дождь? Лужи попадались только маленькие, значит, давно... Может с неделю-полторы назад».
Далеко она, берлога его, или не очень – это, конечно, вопрос без ответа – отвечать просто уже нет времени... Вот там, впереди в густой траве, на фоне редких елей, снова валяются какие-то распиленные на длинные поленья стволы сосен и елок...
И снова кто-то дышит невдалеке в спину. Оборачиваюсь – никого! Да что же это такое? Может, «хозяин» среди елей притаился и чего-то выжидает? Ёжкин же кот! Мне это совсем не нравится! Что у меня есть с собой? Только перочинный ножичек для резки хлеба и с открывашкой для банок. Не пора ли брать ноги в руки и срочно чесать отсюда назад, не дожидаясь шокового «выхода хозяина»? И взять кол какой острый на всякий «пожарный»? Но подходящей ветки вблизи не видать…
И вот, оставив свои дальнейшие «изыскания», разворачиваюсь на 180° и быстрым шагом возвращаюсь назад. Времени на поиски озера Мохового тоже почти ноль, так что надо бы успеть вернуться к машине вовремя! По пути снова пересекаю маленькие лужи и ручей, но по-прежнему кто-то дышит в спину...
Выхожу уже из зарослей ельника и молодого сосняка, впереди через луг видна крыша какого дома, а несколько поодаль рукотворная куча плоских камней, похожая на пирамиду, на вершине которой вбит большой деревянный Крест из тонких длинных реек. Дом 2-этажный, с огородом, теплицей  и еще какими-то крытыми шифером сарайками... Стою и все еще ощущаю чье-то дыхание сзади в спину...
Чертовщина какая-то! Что же это такое? Призрак чей-то — кого-то несправедливо убиенного здесь во времена Демидовские или всё же хитрый косолапый? А может это «призрак» убитого «ребятишками» – лесорубами из леспромхоза косолапого?
Но как говорил Шерлок в британском сериале своему другу доктору Ватсону, «Джон, уймись! Призраков не бывает! Это всё хорошо подстроенные "видения" и происки всяких нечистоплотных фраеров, хитроумные мистификации "шутников" с грязным расчетом и темным умыслом!»
Возле огорода протекает небольшая речка, на одном краю ее стоит мини-купальня с лестницей в воду. «Искупаться бы!» — но времени почти нет! Иду дальше, выхожу к дороге и… вот тебе на! — возле дороги лежит большой валун а на нем красной краской написано «Турбаза». За валуном вбит деревянный столбик с голубой надписью «Турбаза: экскурсии, отдых – 400 м». Большая красная стрелка указывает, куда надо идти. Ндааа... Видимо Моховое там, но уже не до него! Дыхание сзади наконец-то исчезло! Слава тебе, Ангел-хранитель! Бегу к указателю «Леспромхоз», ибо на небесах появились яркие признаки, что гроза собирается! Добежал до села, по пути успел кое-что интересное поснимать на память. Скорее в машину и вперед — успеть бы на озеро Белое до грозы!

4
В 2021 весной в начале апреля мы снова приехали в Петербург. И снова ощутили Праздник для души! Почти что страстное и вдохновенное парение по всему Петербургу! И в этот раз попали в Учебный студТеатр на ул.Моховой, где смотрели «Бег» по М.Булгакову. И вот тут в памяти неожиданно всплыли поиски алтайского озера Мохового! Какие странные совпадения, однако же! Нас хватило ровно на 1-е действие, а со 2-го мы ушли – не вдохновило нас режиссерское видение героев Булгакова в новой интерпретации... Будто как и тогда, на Алтае, мы вынужденно прервали «поиски» «заколдованного» озера!
И вот, наконец, снова попали в Эрмитаж, прошли Тронный зал и многие другие залы, и Галерею, в которой так любит снимать свою передачу Мих.Пиотровский! И наконец, устав, дошли до той самой Колыванской Вазы — Царицы всех Ваз! Высотой в рост человека, она стоит на метровом постаменте, и любой человек вполне помещается под ее огромной чашей, и может попробовать дотянуться рукой до дна чаши! Всего каких-то 10 лет понадобилось, чтобы дойти до этой Красоты сегодня и налюбоваться ею вдоволь! И вспомнить про нее как она осталась в памяти 50 лет назад!
И вот читаем старорусский текст на Табличке из розового мрамора под Вазой (и в языке старом вместо буквы «е» буква «Ъ», вместо буквы «и» буква «i» ):

«Чаша сiя сдълана на Колыванской Шлифовальной фабрикЪ,
изъ Ревневской яшмы, по рисунку Архитектора МЪльникова;
въ поперечникЪ 7-мь Аршинъ, вышиною,
вместе съ пiедесталомъ и ножкою 3 аршина 10-ть вершков,
вЪсом болЪе 1200 пудъ. 
Камень добытъ въ 1899 году Унтеръ-Шихтмейстеромъ Колычевымъ
и обсЪкался на мЪстЪ два года; чаша сия совершенно окончена
въ началЪ 1843 года. Отправлена съ фабрики въ ФевралЪ,
подъ наблюденiемъ Берггешворена 12 класса Ивачева,
и доставлена в С.-Петербургъ въ АвгустЪ того же года.
Во время слЪедованiя сухимъ путемъ до рЪки Чусовой,
на разстоянiи двухъ тысячъ верстъ, запрягалось подъ нее
отъ 120 до 160 лошадей.»

[Справка: 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м (длина руки от кончиков пальцев до плеча);   
1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм;  1 пуд = 16,3804964 кг;  1 верста = 1 066,8 м = 1,066 км)
Значит, 7 аршин = 4, 9784 метра в поперечнике и 3 аршина = 2,1336 м + 0,4445 м = 2,5781 м в высоту вместе с пьедесталом;
вес 1200 пудов = 19 200 кг + 4 560 кг = 23 760 кг = 23 тонны 760 кг.
2 000 верст = 1,066 х 2 000 = 2 132 км.
Малый диаметр — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.
Ревневская яшма — зелёно-волнистая яшма.
Стрижков — первый управляющий Колыванской шлифовальной фабрики]

Есть ли где-то в других Музеях вот такая Красота, которую везли на сменных лошадях от реки Чусовой 2097 км по суше и еще сотню км от Колыванской фабрики до реки Чусовой. И уникальная Ваза эта осталась целой! Чтобы внести ее в зал Эрмитажа, нужно было убрать часть стены, чтобы переделать двери входа, ибо Ваза просто не проходила. Да и какая «Царица» сможет втиснуться в узкие двери?

Small P.S. Вернувшись после походных «полетов» домой, мы всё же увидели Озеро Моховое на фото из Инета. И тогда стало понятно, почему ангел-хранитель не пустил нас туда! Но это уже совсем другая история! ))

© А.Тарновский, 2023

Big Post Scriptum
Вспоминая некоторые факты про Царицу Ваз, не один раз налетал в Интернете на сайты, где предпринимались попытки «узаконить» всякую чепуху и ложь и про Царицу Ваз, и про Эрмитаж, и про иные сведения о том, как всё это было. (Например: Эрмитаж во времена Петра I якобы построили Атланты, а Царица Ваз сделана якобы, как и игрушки «лего», из множества частей.) Не говоря уже о том, что неизвестные лица, прячущие себя под масками и не желающие быть своим имиджем и репутацией чистыми, всячески приписывают-примазывают нашему русскому Великому Гению А.Пушкину и другим Поэтам-Лицеистам стихи матерные, без указания источников и фотографий оригиналов...
Именно поэтому решился всё же привести здесь небольшой обзор про то, как создавалась самая знаменитая русская Красавица-Ваза…

Из История создания Вазы, которой исполнилось уже более 170 лет
(дайджест на основе 4-х статей из Инета)

История Большой Колыванской вазы – это то прошлое, которое не укладывается в привычную картину прошлого.
Глыбу длиной в 14 аршин обнаружил на каменоломне унтер-шихмейстер И. С. Колычев в 1820 году. Но только спустя 4 года после отделения камня управляющий Колыванской шлифовальной фабрики сообщил в Санкт-Петербург, что монолит после очистки может быть употреблен для какой-либо вещи эллипсовидной формы.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И.С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана большая часть камня, имевшая длину 5,6 м. Грубо обработанную глыбу доставили в Колывань за 30 верст.
Художник Тарский, исследовав историю, написал картину «Доставка монолита с Ревневского месторождения», которая сейчас находится в Колыванском музее.
Под глыбу подкладывали специальные волокуши, которые по зимнему пути тащили запряженные в лямки мужики, как бурлаки. По одним свидетельствам, было 567 человек. В других свидетельствах – более 1 000 человек.
Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М.С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих в течение 8 дней камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После этого в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы.
Сначала от камня откалывали все лишнее, а затем начинали шлифовать – грубым наждаком, потом всё мельче и мельче. Только внутреннюю поверхность чаши шлифовали пять лет. Еще пять лет шлифовали нижнюю поверхность. Всего работы на фабрике заняли 11 лет.
К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши. 19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани (в виде вагона были сделаны четверо саней) лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул. Из Барнаула обоз двинулся на Урал, на Уткинскую пристань реки Чусовая, где чашу подетально загрузили на плоты и отправили водным путём — по Чусовой, далее — по Каме, далее — по Волге бурлаками, и затем по Мариинской водной системе в Неву.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем.
От Алтая до Петербурга – около 4 тысяч километров. Доставить 19-тонный груз по земле на такое расстояние и теперь непросто, а тогда – без тяжелых грузовиков и мощных подъемных кранов, без надежных мостов? Но – довезли, и довольно быстро – дорога от Колывани до Барнаула заняла девять дней.
Далее вазу отправили в Екатеринбург, а там, по рекам – в Петербург.
Как занести вазу в Эрмитаж, никто не знал, и она еще долго стояла в ящиках.
В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.
Осенью 5 ноября 1849 года 770 рабочих внесли ее в специально построенный зал, заделали стену и поставили чашу на место. С тех пор она не покидала своего места. И не покинет…
В Эрмитаже на первом этаже стоят еще две колыванские вазы XIX века. От них, как правило, начинаются все экскурсии. Эти вазы, выполненные тоже из зелено-волнистой яшмы, но они вдвое меньше Царицы.
По усадке баржи определили вес вазы: с упаковкой она весила свыше 1 000 пудов.
В Петербурге эта громадина вызвала испуг, потому что стало понятно, что ставить ее некуда. Шесть лет, заколоченная в ящике, она простояла на набережной Невы.
Ломали головы: что с ней делать? Предлагали вокруг нее лестницу соорудить, чтобы люди поднимались и осматривали ее внутри: там углубление 5 м на 3 м – как бассейн. Но таким образом всю красоту вазы не увидишь.
Тогда приняли решение: оборудовать для вазы конный проезд между старым и новым зданиями Эрмитажа. Возвели и укрепили фундамент, положили мозаичный пол, затащили Царицу ваз и с двух сторон закрыли – получились вечные «покои» для Царицы.
Во время ленинградской блокады Вазу обкладывали мешками с песком, чтобы предотвратить попадание осколков. Снаряды и бомбы ее не повредили, но крыша над вазой была повреждена. Когда раскрывали вазу, то работники Эрмитажа ведрами вычерпывали из нее воду. Военные годы плохо сказались на ее состоянии. Нужно было навести блеск, отшлифовать, отполировать поверхность. Поэтому в 1948 году при Эрмитаже открыли училище для специалистов по работе с камнем. Семь человек с нашей колыванской шлифовальной фабрики проходили там обучение и помогали восстанавливать Царицу ваз.

[Статьи: «170 лет Царице ваз: Непростой путь в Петербург» (АиФ-Алтай. 2013. №5); «Царица ваз – колыванская ваза» (авт. Ksenia Vetrova); «Шедевры Эрмитажа. Большая Колыванская ваза» (Серж Пьетро); «Загадки Большой Колыванской вазы» (авт. Ломая копья)]