Н. И. Путилов. Канонирская флотилия 1855 года

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Николай Иванович ПУТИЛОВ (1820 – 1880)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СООРУЖЕНИЯ КАНОНИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ ВООБЩЕ И ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРИДЦАТИ ДВУХ ВИНТОВЫХ МАШИН НА ЧАСТНЫХ ЗАВОДАХ

(* - Статья эта написана до заключения мира 1856 г.)


После соединения сильных флотов двух враждующих с нами западных держав, Россия должна была, до поры до времени, принять оборонительное положение: - должна была по необходимости, понятной для всех, что неравен бой одного против двух и притом нынешняя война совпала с изменением системы морских сил.
Могучий пар и архимедов винт заменили ветр и парус. Англии и Франции легко было быстро воспроизвести эту перемену, обладая обширными, давнишними механическими средствами. России же, юной ученице в этом деле, предстоять еще много усилий; но будем надеяться увидеть свой сильный паровой винтовой флот, и тогда, с Божиею помощью, померимся силами в открытом бою.
Пар и винт изменили и систему войны. Бывало армии искали полей для сражений; искали путей достигнуть и покорить столицы неприятелей; ныне все плывет по водам и за несколько тысяч миль, по произволу, переносит театр войны по берегам.
Русские берега, омываемые водами Балтийского моря и его заливами, имеют протяжения до 750 миль. При таком протяжении возможно было дать средства к обороне одних лишь важнейших пунктов и преимущественно там, где местные преграды препятствуют открытому нападение сильнейшего неприятеля.
Таковые пункты: Рига, отстоящая от моря по Западной Двине на 12 верст; Нарва, при устье р. Наровы; Кронштадт, укрепленный многочисленными береговыми сооружениями; стратегические и торговые пункты Финляндского берега, усеянного шхерами: близ Выборга, Фридрихсгама, Роченсальма, Свеаборга и Або.
Для обороны стольких мест и для плавания на мелких водах, за местными преградами, предстояло усилить имевшуюся прежде гребную канонирскую флотилию в числе 60 лодок.
Немедленно по разрыве с западными державами, Его Императорское Высочество повелел построить, по чертежу Контр-Адмирала (ныне Вице-Адмирал) фон-Шанца, в течение двух месяцев, гребных канонирских лодок: в Риге 16, в Петербурге 76, в Финляндии 40   [1]. Наблюдение за успехом построения лодок в Петербурге возложено было на Вице-Адмирала (ныне Адмирал) В.И. Мелихова.
К открытию навигации по берегам Балтийских вод стояло уже 192 лодки, с орудиями огромного калибра.
Создав наипервее, в течение нескольких недель, столь значительную гребную флотилию, Его Императорскому Высочеству благоугодно было возыметь желание создать паровой винтовой канонирский флот. – Желание, казавшееся по новости дела, по краткости срока и по неразвитию в России механических средств, несбыточным; но Его Высочеству и блаженной памяти в Бозе почившему Государю Императору Николаю I-му виделась возможность исполнить эту мысль, - в убеждении, что для Русского народа нет ничего невозможного.
Новость дела была двоякая:
Во-первых, надо было в первый раз построить и вооружить самую лодку, приспособленную для винтовой машины и для подъема 3-х орудий большого калибра, с достаточным количеством боевых снарядов. Кто знаком с трудностью вообще вмещения в корабле жилища, с возможным удобством, всегда значительному числу служащих, всех запасов, как жизненных потребностей, так и по вооружению, и снабжение корабля, тот согласится, как трудно было в первый раз разрешить задачу: уменьшить вместительность судна донельзя, так, чтобы оно соответствовало прибрежному плаванию, и вместе с тем вмещало, кроме всех обыкновенных потребностей морского боевого судна, машину с довольно большими паровыми котлами и с значительным количеством топлива; но это не все: надо было устроить малое судно так, чтобы оно могло выдерживать стрельбу из бомбических орудий. Другими словами, надо было дать наибольшую остойчивость, не вредя другим качествам требуемым от судна: скорости, поворотливости и самой благовидности, в особенности первым двум; ибо только при быстром ходе и легкой поворотливости лодка может смело проходить извилистые фарватеры в шхерах и с успехом маневрировать в открытом море против неприятеля.
Во-вторых, надо было в первый раз приспособить к лодкам машину высокого давления с винтовым двигателем, достаточной силы; приспособить так, чтобы машина соответствовала также необходимо требуемым морским качествам судна: крепости, остойчивости, поворотливости и проч., и притом с тем непременным условием, чтобы все части машин были расположены под водою, для укрытия от пробоин.
Последнее условие было самое тягчайшее, прямо противоречащее первейшему желанию: иметь сильную машину для достижения быстрого хода. Сила машин высокого давления единственно зависит от величины котла: величину же котла условие это ограничивало до 4 ; фут высоты. Не распространяюсь о трудности поместить множество принадлежностей машины на таком малом пространстве, какое можно было дать для них в лодке. Кто знает число этих принадлежностей, тот поймет, что надо было, так сказать, лепить их одну подле другой, и лепить так, чтобы во время действия машин, иногда при 150 оборотах винта в минуту, работала каждая движущаяся часть сама за себя, не препятствуя одна другой. Иное дело построить колесный пароход с машиною низкого давления: иное дело построить винтовой пароход с машиною высокого давления; прибавя к этому, что пароход должен быть приспособлен и снабжен для войны.
Трудность и новость дела вынуждали, до приступления к сооружению паровых канонирских лодок, сделать предварительный опыт построения образцовых лодок.
Разрешение этой трудной задачи Его Императорскому Высочеству угодно было возложить на членов Пароходного Комитета: Контр-Адмирала (ныне Вице- Адмирал) Фон-Шанца и Капитан-Лейтенанта (ныне Капитан 2-го ранга и Адъютант Его Императорского Высочества) Шестакова, в то время более свободных от других служебных занятий, - поручив первому построить образцовую лодку с машиною в Финляндии; второму здесь в С.-Петербурге, под наблюдением и руководством Его Высочества. Оба эти опыта увенчались полным успехом.
Вице-Адмирал фон-Шанц, получив 24 июня 1854 года повеление приступить к работе, построил и вооружил лодку на частной Абоской верфи, с машиною в 40 сил, на заводе Эриксона. 9-го Ноября лодка уже красовалась под парами у Кронштадта. Плавание ее, на первый раз, было бурное.
Сооружение образцовой винтовой канонирской лодки здесь, в С.-Петербурге, исполнено, как выше сказано, Капитаном 2 ранга Шестаковым, который, с соизволения Его Высочества, избрал себе в сотрудники по построению корпуса лодки Корабельного Инженер-Подпоручика (ныне Поручик) Иващенко; а по изготовлению машин, - контрагента Александровского Главного Механического завода, Вайнанса. Его Императорское Высочество постоянными наставлениями изволил руководить их в новом трудном деле, входя во все малейшие подробности этого опыта, - опыта, которому суждено послужить началом ко введению в России новых морских сил, вовсе отличных от прежних.
Чертеж лодки, - основание всего дела, составлен к концу Июля. Размеры лодки: длина между перпендикулярами 94 ф. 2 д., ширина 20 ф., углубление 7 фут. Наука предлагает много правил для составления чертежа желаемого судна, но наука требует времени для соображений. В настоящем же случае от составителей чертежа прежде всего требовалась скорость исполнения, и несмотря на то, чертеж оказался на деле возможно удовлетворителен.
Строение корпуса лодки, заложенной в Новом Адмиралтействе 1 Августа, для скорейшего исполнения отдано было оптом почетному гражданину Кудрявцеву, производившему до сего много кораблестроительных работ для Морского Министерства, всегда с полным успехом. Спуск лодки последовал 17 Сентября, в присутствии Его Императорского Высочества, в день закладки винтового корабля «Ретвизан», при многочисленною собрании высших чинов Морского Министерства.
Совпадение дня спуска первой паровой лодки, имевшей предназначение послужить образцом для введения в России совершенно новой паровой прибрежной флотилии, со днем закладки первого вновь строимого в России корабля с винтовым двигателем, было случайное; но вместе с тем как бы для того, чтобы день этот считать эрою возрождения Русского парового флота, как корабельного, так и прибрежного.
Паровая машина для канонирской лодки была заказана контрагентам завода Николаевской железной дороги, тотчас после составления чертежа лодки. Надобно отдать справедливость, что исполнение было изумительно скоро. Один из наличных здесь контрагентов г. Вайнанс (Winans) выказал при этом самое искреннее, живое участие к успеху дела. В 2 ; месяца готовы проекты, явилась машина, сделан новый котел, новый винт и все принадлежности. Говорю: явилась машина, потому что вновь ее сделать, по краткости срока, было нельзя, а взяты были некоторые части от локомотивов Николаевской железной дороги. Железо, медь и чугун не так-то удобно прикраиваются; но препятствия были преодолены. Ко дню спуска лодки все подводные части машин были уже на своих местах. По спуске, лодку в тот же день отбуксировали к заводу, для помещения остальных частей машины и котлов.
Между тем, приступлено было к вооружению лодки двумя мачтами, дабы паруса могли, при случае, служить заменою или вспомогательною силою машины; приступлено и к постановке 3-х орудий, из коих, две бомбические 68 фун. пушки на носу и корме и одна 36 фун. длинная пушка, между фок-мачтою и дымовой трубой. Станки поставлены на медных погонах так, что  орудия могут вращаться и обстреливать на оба борта; носовое и кормовое орудия на 260° а среднее по 100° на каждую сторону.
13-го Октября, впервые, лодка под парами помчалась по Неве, оправдав на деле почти все ожидания.
Опыт совершен.
Тогда Его Императорское Высочество, с Высочайшего соизволения блаженной памяти Государя Императора Николая I, изволил приступить к изысканно мер для построения, на первый раз, 15 паровых канонирских лодок.
Постройка корпусов лодок и вооружение оных, имея уже образец, не представляли особенных препятствий. Весь вопрос заключался в тома: где и сколько заказать машин, с тем, чтобы к открытию навигации 1855 года лодки были под парами?
Здесь бы следовало, для полноты изложения дела, представить очерк состояния в России вообще и преимущественно в Петербурге механических заводов, причин малого развития оных и вообще о металло-заводском деле; но очерк этот, по важности предмета, не может быть кратко изложен; а потому ограничусь здесь поименованием заводов, исполнявших прежде заказы Морского Министерства. В С.-Петербурге и его окрестностях: 1) казенный Ижорский (Колпинский) завод; частные: 2) Гальванопластический литейный и механический, принадлежащий Их Императорским Высочествам Герцогам Лейхтенбергским Князьям Романовским; 3) дворянина Франца Берда; 4) Нобеля с сыновьями и 5) Александровский Главный механический, арендуемый контрагентами Николаевской железной дороги. Первые четыре завода заняты, по Высочайшим повелениям, последовавшим в 1853 и 1854 годах, срочным изготовлением 12 корабельных и 2  фрегатских винтовых машин, и сверх сего многими другими казенными подрядами. В губерниях: Калужской: 6) завод Генерал-Майора Мальцева, принявший заказ для Черноморского флота 4 фрегатских машин; Нижегородской: 7) машинная фабрика компании Волжского пароходства, 8) механический завод Гг. Шепелевых и Могилевской: 9) Литейный механический завод Бенкендорфа.
В Июне месяце, когда задумано было соорудить паровую канонирскую флотилию, многие заводы, а именно: Гальванопластический, Александровский, Берда, Нобеля, Мальцева, Волжский и Шепелевых вызывались принять на себя изготовление значительного числа винтовых машин для лодок; но все они, не имея данных, отказывались составить проект машины. Выше объяснено, что новость дела требовала предварительного опыта; опыт этот не мог быть окончен ранее начала Ноября; но тогда все здешние заводы сознавали решительную невозможность исполнить заказ к открытию навигации 1855 года; только контрагент Александровского завода Вайнанс соглашался принять заказ пяти машин; про заводы же в губерниях не могло быть и речи.
В таковых обстоятельствах, Его Императорскому Высочеству благоугодно было 30 Ноября повелеть мне открыть работы, во чтобы то ни стало, и где бы то ни было, с тем, чтобы с открытием навигации, 15 винтовых лодок были бы под парами против неприятеля. Не успев еще ни с кем видеться, но зная, что где решимость, там и исполнение, я дал положительный ответ, что найдутся люди, которые поймут желание и исполнят. Получив от Его Императорского Высочества полномочие действовать, с определением цены 20.000 руб. за машину, я тотчас же послал звать ко мне дотоле малоизвестных Морскому Министерству, небогатых хозяев чугунно-литейных и котельных заведений, никогда не исполнявших больших новых работ. Любопытно, а вместе с тем отрадно было видеть их удивление, когда я объявил им повеление о заказе машин. Трое из них, более решительные по характеру, довольно скоро согласились принять, с содействием правительства, изготовление 4, в крайнем случае 5 машин с котлами; но, между ними, братья Фрикке, - должен с откровенностью сказать, - решительно сознавали невозможность исполнить подобный заказ по непривычке к экстренным работами, важным по своему назначению. На убеждения мои, на просьбы, на обещания содействия, был один ответ: «Мы лучше знаем свой завод, наши средства недостаточны к исполнению в столь краткий срок нескольких машин; мы не имеем молотов для ковки валов; нам трудно ковать вообще тяжеловесные вещи; мы не имеем котельной для изготовления паровых котлов». Мне оставалось одно: взять на себя приготовить, где бы то ни было, те части машин и самые котлы, от которых они отказывались, а за тем уже не просьбою, но настойчивостью обязать их принять заказ 5 машин  [2].
Таким образом, изготовление 10 машин было обусловлено; остальные пять машин я имел в виду поручить или Александровскому механическому заводу, или Гальванопластическому литейному механическому заведению. С этим успехом явился я 1 Декабря к Его Императорскому Высочеству. Окончательного решения приказано дожидаться до воспоследования Высочайшего соизволения. Между тем, на другой день для  ознакомления себя, заводчиков, их мастеров и для соглашения в главных основаниях системы, размера машины и приспособления оной к лодке, было назначено общее совещание всех упомянутых лиц и старших инженер-механиков Морского Министерства, в присутствии Директора Кораблестроительного департамента и Капитанов 2 ранга Шестакова и Лисянского.
Совещание это благодетельно подействовало на Заводчиков: ознакомившись с сущностью заказа, они были уже смелее, что было весьма кстати, ибо, в конце совещания, я получил повеление изыскать, согласно воле Государя Императора, возможность изготовить вместо 15 - 32 машины.
Сообразив средства каждого из заводчиков, я тут же мог, чрез четверть часа, составить распределение заказа к двум срокам: 15 машин к 1 Мая и 17 к 15 Июля 1855 года.
4 Декабря, я уже имел счастие повергнуть на воззрение Его Императорского Высочества докладную записку, в которой между прочим изложил:

«Во исполнение повеления Вашего Императорского Высочества, имею счастие представить на воззрение Ваше: соображения мои по изготовление 32 винтовых машин для канонирских лодок, равносильных машине, поставленной на образцовой лодке, построенной под наблюдением Капитан-Лейтенанта Шестакова, и с тем, чтобы 15 машин окончить к 1 Мая, остальные 17 к 15 Июля.
Для изготовления 32 машин в такой краткий срок, совершенно необходимо работы распределить между всеми здешними механическими и котельными заведениями, по частям, в мере средств каждого и оказывая им постоянное все зависящее содействие.
При таковом дробном исполнении работ, необходимо со стороны казны: во-первых, указание системы машины, со всеми частностями, и затем, постоянное наблюдение за правильностью и точностью работ; во-вторых, распоряжение по распределению между заводчиками работ; по приисканию им возможности исполнить на других заводах те части машин, кои превышают их средства; по содействию им своевременною выдачею денежных уплат по частям; - по найму, в случае надобности для усиления работ, мастеровых, особенно же при установке машин; - одним словом по приведении всех частностей, в хозяйственном и распорядительном отношениях, к одной общей заданной цели: успеть к сроку изготовить машины.
Наблюдение в техническом отношении за исполнением машин, так, чтобы они соответствовали своему назначению, будет лежать на обязанности лиц, которые для сего будут назначены. Исполнение же по 2 пункту, т.е. все распоряжения по хозяйственной и распорядительной частям, не касаясь искусственной, я, с искренним желанием быть посильно полезным в сем важном экстренном деле, принимаю, с соизволения Вашего Императорского Высочества, на свою обязанность и ответственность.
Строение первых 15 лодок должно быть, к началу Марта, доведено до такой степени, чтобы возможно было тогда же приступить к постановке машин; остальные же 17 лодок, к началу Мая.
Котлы дозволить установить в лодки до спуска на воду, давая от казны портовые средства для поднятия котлов в лодки на свои места.
Назначенную Вашим Императорским Высочеством цену за изготовление и установку каждой машины, без запасных вещей, 20.000 руб. сер., я принимаю за высший предел расхода, подвергаясь взысканию убытков казны, ежели, при совершении операции, сделаю в общей сложности на все 32 машины передачу против назначенной цены.
Соображая обстоятельства сего дела, именно: краткий срок; дробную работу между малыми заводами небогатых хозяев; недостаточность вообще в Петербурге мастеров для механических работ, после сделанных уже значительных заказов; неимоверное возвышение задельной им платы; необходимость производить работы на две смены, днем и ночью, в будни и в праздники, уплачивая за праздничные и ночные смены по двойной, и даже более, суточной платы; необходимость для успешной одновременной установки машин временно заимствовать у других заводчиков мастеровых, несмотря ни на какую переплату в цене; важность принимаемого поручения; и наконец ответственность честью, службою и состоянием, я осмеливаюсь повергнуть на воззрение Вашего Императорского Высочества, что полный успех такого дела возможен для меня лишь при полном доверии Вашего Высочества ко мне и предоставлении права распоряжаться мне хозяйственною и распорядительною частями, по усмотрению и по обстоятельствам, не ограничивая меня ни чем более, как окончательными сроком работы и пределом назначенной цены; подобно во всем правилам, постановленным о коммерческом праве и изложенным в Св. Воен. постан. т. 8, кн. I, разд. III».

Его Императорское Высочество изволил на докладной записке собственноручно написать: «согласен», но сроки изменить по прилагаемой записке».
Заведения:
Гальванопластическое, литейное и механическое: к 1 Мая – 6 машин, 6 котлов; к 15 Июля – 2 машины, 2 котла.
Александровское Главное механическое: к 1 Мая – 5 машин, 5 котлов.
Невское литейное и механическое: к 1 Мая – 4 машины; к 15 Июля – 4 машины.
Выборгское литейное и механическое: к 1 Мая – 2 машины; к 15 Июля – 2 машины.
Литейное и механическое братьев Фрикке: к 1 Мая – 6 машин; к 15 Июля – 1 машину.
С.-Петербургское литейное механическое дворян. Берда: к 1 Мая – 4 котла.
Котельное на Александровской верфи: к 1 Мая – 7 котлов; к 15 Июля – 3 котла.
Котельное купца Семенова: к 1 Мая – 4 котла; к 15 Июля – 1 котёл.
ИТОГО: к 1 Мая – 23 машины, 26 котлов; к 15 Июля – 9 машин, 6 котлов.

Заводчики: Ф. Берд, Нобель, Венцель и Ланкфорт изъявили согласие исполнять работы по частям, в помощь заводчикам, принявшим изготовление машин.
Впоследствии, по Высочайшему повелению, поручено было бывшему помощнику начальника Ижорского завода Капитану 2-го ранга Скаловскому изготовить 6 машин; с предоставлением ему права, для усиления казенных средств, нанимать вольнонаемных мастеровых и приобретать покупкою недостающие материалы.
За распределением работ, надо было приступить к составлению подробных чертежей, спецификации и контрактов. Новость, робость и общее рвение выполнить заказ с наилучшим успехом -0 были причиной, что весь Декабрь прошел в самых суетливых хлопотах по обусловливанию дела во всех частностях. Кто заботился о чертежах, кто о ковке валов, кто о приобретении котельных листов, кто о мастеровых, кто о прикупке станков и проч., но к концу Декабря успокоилось все: чертежи составлены; заводы усилены; условия заказа определены; и с Января дружно началась работа, днем и ночью, в будни и праздники, как будто уже давным-давно заводы работали винтовые машины, тогда как некоторые ограничивали всю деятельность свою изготовлением зонтиков на подъезды, литьем решеток на могилы, починкою заграничных машин.
Пробуждение механической деятельности в России отозвалось тяжелым предчувствием в Англии. Правительство ее заговорило о запрещении всем английским подданным содействовать Русскому правительству в военных приготовлениях и впоследствии даже издало прокламацию к живущим в России английским подданным о воспрещении участвовать, между прочим, и в изготовлении машин, грозя строгостью законов.
Система машины была избрана Карлзундская; в главных частях указано было руководствоваться машиною, изготовленною по распоряжению Вице-Адмирала фон-Шанца, на образцовой лодке «Стерлядь», оказавшейся в плавании между Або и Кронштадтом, вполне удовлетворительною; но с тем, чтобы машина была равносильна с машиной, поставленной на образцовой лодке Капитана 2-го ранга Шестакова, т.е. около 90 сил. Подробности как машин, так и котлов, изложены в особой спецификации. В некоторых частностях, каждому заводу дозволено было отступать по произволу, но с разрешения Капитанов 2-го ранга Шестакова и Адъютанта Его Императорского Высочества Лисянского, которым было поручено наблюдение по технической части. В помощь к ним назначены были Инженер-механики: Капитан Евдокимов, Поручики: Семенов, Зарубин 2-й, Подпоручик Алексеев, Прапорщики: Федоров, Колобнин, Трапезников и Зарубин 3-й.
Главные части машин следующие: два цилиндра диаметром 18 дюйм. (Александровский завод сделал цилиндры в 20 дюйм.); ход поршня от 15 до 18 дюйм.; машинный вал одноколенчатый (одни машины Гальванопластического завода имеют двухколенчатый вал); гребные валы из двух частей, диаметром 6 дюйм.; винты железные или литые медные, диаметром 6 фут. 2 дюйма, разных систем и разного хода (pitch)   [3]; 2 насоса для накачивания воды в котлы во время действия машины и, сверх сего, по одной ручной помпе для накачивания воды в котлы во время стоянки или при тихом ходе машин. Перевод с переднего на задний ход или обратно, посредством винта, приспособленного у одного конца коленчатого вала к двум эксцентрикам и приводимого в движение рукояткою; у машин Гальванопластического завода перевод устроен иначе, посредством так называемых линкмошен (linkmoshen) с четырью эксцентриками, оказавшийся на практике весьма удобным; впрочем перевод и винтом удовлетворителен и несравненно проще устройством. Котлы были трех различных систем: для 11 машин (5 Александровского и 6 Гальванопластического завода) по одному элиптическому трубчатому котлу, по проекту г. Вайнанса, длин. 16 фут., шириною 9 фут., высот. 4 фут. 9 дюйм.; с 428 модными дымогарными трубками, диаметром 1 ; дюйм. и длин. от 7 до 8 ф. Котлы эти сильны; но, по многочисленности связей, трудны работою, тяжелы, и неизвестно, что опыт покажет в отношении прогара в углах связей неудобных для чистки от накипа воды. Для 19 машин по два цилиндрических трубчатых котла по проекту Ашворта, длиною 16 ф., диам. 4 ф. 3 д., с 364 трубками, диам. тоже 1 ; дюйм. Котлы эти оказались удовлетворительными. И наконец, для 2 машин Гальванопластического завода три цилиндрические котла, по проекту Барта, длин. 17 фут, диаметр среднего цилиндра 4 ф. 6 д., боковых 3 ф. 6 д., с 140 трубками 12 фут. длин. и в 2 ; д. диаметром. Котлы эти требовали при установке больших приспособлений; действуют довольно сильно; но по малости диаметра боковых цилиндров совершенно неудобны, требуя особенной внимательности над топкою печей и над уровнем воды в котлах.
Для укрытия паровых котлов от выстрелов неприятеля, поставлены, по приказанию Его Императорского Высочества, сверх котлов щиты из дюймового железа сферической формы; длина щита 16 фут. ширина 11 ф. Опыты, предварительно произведенные над таковым щитом, достаточно убедили, что ядра, ударяясь в сферическую поверхность, большею частью рикошетируют. Щиты эти ценны во-первых по весу железа (до 250 пуд), во-вторых по трудности изготовления железных листов в 1 д. толщины, 11 фут. длин., 2 ф. ширин., весом каждый до 26 пуд.; но, употреблять их для защиты паровых котлов, - есть мысль счастливая.
Ныне поручено каждому из Гг. командиров винтовых лодок составить подробные описания добрых и, в особенности, худых качеств машины с котлами вверенной ему лодки. Свод этих замечаний представит любопытный вывод для руководства в будущем к исправлению неизбежных ошибок в новом деле.
До составления этих подробных описаний, счел не лишним составить таблицу, с показанием наиглавнейших сведений, относящихся вообще до сооружения паровой канонирской флотилии.
Обращаюсь опять к описанию хода работ: весь Январь, Февраль и Март, во всех углах столицы, где только есть что-либо для механического дела, начиная от заводов до чердаков, где временно устроены были мастерские, везде работали, с неутомимою деятельностью, - на две смены. Только важность дела могла поддерживать эту неутомимость в течение столь долгого времени. Не говорю уже о самих заводчиках: пред ними рисовалось возрождение самостоятельного производства в России механических работ, - они поставили себе задачею преодолеть все трудности к совершению возложенного на них необычайного предприятия; но, интересно было видеть массу мастеровых, наемщиков, как они сдавили обыкновенный свои привычки работать в урочные часы, с достаточным отдыхом, - в теплом помещении - и работали почти без отдыха, большею частью на морозе; как они были проникнуты убеждением в необходимости работать до истощения последних сил, не взирая ни на что; и старые и ленивые увлекались общим порывом и работали молодецки. Напряженная деятельность силы возбуждала и деятельность ума. При осмотре работ, меня более всего останавливала мысль: как эта масса людей исполняет с такою поспешностью механические работы, требующие математической точности, не имея понятия о чертежах, не брав в жизни никогда ни циркуля, ни карандаша, - не видав образцов этих многочисленных, разнообразных частей механизмов? Бывало, мастер обойдет по мастерской, раздаст необработанные куски металла, расскажет - сделай так, да вот этак, и довольно: вещь точится, сверлится, полируется; - примеришь, всё в меру, - как быть должно. Не для красного словца дозволяю себе распространиться этими подробностями, но для отдания должного сметливости русских мужичков. Надо знать, кто у нас были мастеровые по машинной части? Люди, дотоле большею частью не видавшие машин, знавшие приготовление только домашних металлических изделий: замков, подков, кастрюлей, сох да ящичков; не многие, и те уже считались отличными, кто чинивал когда-то старые машины; кто же бывал при работе новых машин, тот был редкость между ними и величал себя чуть не механиком.
В Петербурге хотя и есть небольшое число хороших мастеровых по машинной части, но они с 1853 г. постоянно заняты изготовлением корабельных и фрегатских машин, на заводах Гальвавопластическом, дворянина Берда и Нобеля. Мастеровых этих далеко недостаточно для исполнения сих заказов, и заводы дорожат ими.
Толпы мастеровых-новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. Чрез два или три дня, по открытии работ, уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей исполняли дело. Спасибо учителям, - спасибо, и Русским мужичкам.
Слова мои подкрепляю тем сильным доказательством, что 19 машин, заказанных небогатым заводчикам: Фрикке и другим - исполнены более чем на 10 разных заводах и мастерских; где одна часть, где другая, - где десятая, а где и двадцатая; - да и одна-то часть была обрабатываема на нескольких заводах и мастерских: где выкована, где обточена, где просверлена, а к концу Февраля свезли откуда-что, и начали сбирать; к 15 Марта уже машина собрана на заводе; и, благодаря Бога, с достаточною удовлетворительностью. Наша сборка машин похожа была на сборку в Женеве часов: из одной мастерской циферблат, из другой стрелки, из третьей корпус и т.д. - и часы собраны.
Пока мы по машинной части работали, - строились и лодки. С Декабря по Апрель 38 так называемых лодок, но по размерам порядочных пароходов, быстро воздвигнуты на местах, где прежде и в мысль не приходило что-либо когда-либо строить. Так: 15 лодок были заложены на Галерном островке, на части площади, обращенной к Фонтанке, по горе, в два ряда, одна над другой; 1 лодка в Новом Адмиралтействе; 10 лодок на Охтенской верфи одна подле другой, в элингах и вне оных; 6 в Кронштадте у мачтовых сараев. Строитель всех 32 лодок - Инженер-Поручик Иващенко (составлявший чертежи); его помощники: Подпоручики Чис, Гредякин, Большаков и Хоменко и Прапорщики Титов и Чикуров. 6 лодок на низменном берегу Малой Охты, против церкви, на месте, арендуемом рыбаками. Последние лодки строились под машины казенного Ижорского завода; строитель Инженер-Капитан Карповский и помощник его Поручик Шведе.
Размеры лодок: длина 108   фут. [4]; ширина без обшивки 20 фут., с обшивкою 20 ф. 8 дюйм.; вышина без сеток 10 ф. 3 дюйм., с сутками 11 ф. 3 д.; углубление по ватерлинии до 7 ф. Все главные части лодок из дуба, - остальные из лиственницы и сосны, - крепление железное, обшивка из железных листов, окрашенных суриком; материалы и инструменты казенные. Более 2000 мастеровых ежедневно работали от почетного гражданина Кудрявцева, кроме казенных мастеровых указателей. Надо было припасти ежедневно материалы, для стольких рабочих; надо было снабдить всех и каждого средствами от ганшпуга до пакли, для безостановочного производства работ; надо было озаботиться изготовлением множества дельных вещей, входящих в корпус, вооружение и снабжение лодок, помножая каждое требование на число 38.
Ни Иващенко, по постройке судов, ни я, по изготовлению машин, никогда не достигли бы такого успеха в принятой на себя обязанности, без участия, совета и всегдашней готовности содействовать во всем от всех.
С 15 Марта приступлено было к установке подводных частей машин в самые лодки, и вслед за тем, мало-помалу, к месту построения лодок подвозились из заводов готовые части машин и котлы, и началась сборка. Весенняя погода напоминала близость определения срока сооружения флотилии; а к концу срока встречается работ вдвое более, чем каждый предполагал; так всегда и везде бывает на практике и при достаточном сроке. Можно же вообразить окончание срока в небывало-экстренном деле сооружения флотилии, требующей многоразличных производств работ, большая часть коих возможна лишь при конце всего дела; так: установка машин, вооружение парусами, артиллериею, снабжение принадлежностями и вообще окончательная отделка по столярной, конопатной, малярной и проч. частям не могут быть произведены ранее окончания построения корпуса лодки. С половины Марта, или точнее - с начала Апреля, каждый спешил окончить работы по своей части. С этого времени места построения лодок представляли самые оживленные картины деятельности, когда-либо виданные в Петербурге. В особенности в этом отношении интересен был Галерный островок. На открытой площади высились 15 уже построенных корпусов лодок; на них как муравьи суетливо работали до 3000 человек разных мастеровых: и плотники, и конопатчики, и брызгасы, и слесаря, и кузнецы, и маляры, и медники, и наконец команды Гвардейского экипажа. Ежедневно свозились значительные тяжести: материалов, дельных вещей и между ними готовые части механизмов, паровые котлы, железные щиты, якоря, цепи, паруса и проч. и проч. Более 300 валовых рабочих ежедневно были заняты единственно поднятием и спуском тяжестей в лодки. Здесь кстати упомянуть, что сначала предполагалось, для выигрыша времени, паровые котлы устанавливать в лодки до спуска на воду, так, чтобы после спуска лодка безотлагательно могла идти под парами, на основании чего и рассчитаны были вышеупомянутые сроки окончания сооружения флотилии; но первая лодка, спущенная с Галерного островка с котлом, - несмотря на предварительное углубление воды в р. Фонтанке, стала на мель; что, к сожалению, выказало необходимость отложить установку котлов до спуска каждой лодки, а вместе с тем отложить производство всех тех работ, кои следуют после постановки котлов, как то: паропроводных труб, предохранительных клапанов, железных щитов, угольных ящиков, полов, дымовых труб и проч. и проч., на что, по крайней мере, надо было до 15 дней; так что чрез это препятствие срок окончательного приведения машины в действие не зависел уже от заводчиков, но от успеха спуска лодок на воду. Из 38 лодок только на 6-ти была возможность поставить котлы до спуска. При этом мы имели случай убедиться в точности работ на заводах: лодка, спущенная с Охтенской верфи с готовою машиною поздно вечером, на утро уже ходила по Неве под парами.
По мере спуска лодок на воду, оканчивалось и приведение машин в действие. После двух-трех пробных плаваний по Неве, лодки отправлялись в Кронштадт для постановки орудий и затем выстраивались на Кронштадтском рейде, на действительную службу.
Из суммы ассигнованной для изготовления, на коммерческом праве, 32 машин, по назначенной Его Императорским Высочеством цене 20.000 за каждую, всего 640.000 р. соблюдено, в пользу казны, экономии 20.130 руб.
Таким образом машины от 80 до 100 сил обошлись с небольшим по 200 р. за силу. Дешевле сей цены, как кажется мне, трудно достигнуть даже в самых благоприятных, спокойных обстоятельствах не в таковых, как было при этом громадном деле: спешность до суеты; новость дела в техническом отношении, иногда до незнания: задельные платы мастеровым до двойной, даже до тройной цены; ковка тяжеловесных вещей до 12 р. за пуд; перевозка некоторых частей машины из завода в завод по нескольку раз; разъезды из конца в конец столицы многих лиц, участвовавших в сих работах; усталость мастеровых до истомления; вместо наказания за отлучку от работы были деньги; деньги - лучшее средство побуждать усталую деятельность простого класса народа. Если я и мог соблюсти экономии в 20130 руб., то единственно потому, что первоначально с осторожностью договорился с заводчиками в ценах. И за то, во имя правды, должен сказать, что все заводчики, изготовлявшие собственно машины, не имели денежных выгод. Они при исполнении работ пренебрегали денежными расчетами, имея в виду одно только: выполнить заказ к совершенному удовольствию Его Императорского Высочества.
Изготовив с такою поспешностью паровые машины, мне желательно было, чтобы гг. заводчики наблюдали и исправляли все погрешности машин в течение навигации; а отнюдь не считали их окончательно сданными в казну после поступления лодок на действительную службу. Все заводчики беспрекословно выполняли требования по приведению машин в должный и желаемый вид.
Мерою этою достигнуто то, что на ремонт машин, составляющих капитал свыше 600 тысяч руб., казна употребила в течение всей навигации около 600 руб. т. е. одну тысячную часть капитала; и то на случайные повреждения, тогда как многие лодки были под парами до 700 часов. Вот ответ на замечания некоторых: «будто бы машины требовали во время навигации большого ремонта». Замечания эти суть следствие частой ходьбы лодок с рейда в Петербург, тогда как ходьба эта была, за исключением некоторых действительных повреждений, как например: железных листов в топках, давших при употреблении антрацита пузыри (о чем говорится ниже), - почти единственно для проверки машины, неизбежной в новом судне, в особенности когда машины собраны были в лодках до спуска на воду; ходили лодки в Петербург, между прочим, и за переменою разбитых водомерных стекол, за переменою расплавившихся предохранительных пробок, ходили и для исправления повреждений, не касающихся до машин. Из запасных вещей, заготовленных в большом числе, потребовался лишь один поршень, вместо сломанного на одной лодке; да колосники, вместо прогоревших от сильной топки антрацитом.
Правда, что лодки в течение лета не были еще в море, но за то плавали они по мелководью, с неопытными машинистами, набранными из слесарей, большею частью никогда не управлявших машинами. Едва ли подобное плавание лучше самого бурного в море, с хорошим машинистом.
При этом кстати присовокупить, что начальник Свеаборгского отряда винтовых канонирских лодок, по прибыли из С.-Петербурга в Свеаборг, донес, что под конец плавания 4 канонирские лодки, имевшие машины завода Т...., по случаю повреждения были буксированы лодками, имевшими машины Вайнанса. - Донесшие это, без объяснения, в чем состояли повреждения, произвело самое неприятное впечатление на всех, кто только интересуется паровою вновь созданною флотилиею, - подав повод думать, что и все машины других заводчиков неблагонадежны. По собранным же сведениям оказывается, что машины завода Т.... действовали во все время плавания только с малою силою; потому, что вода в котлах вскипала до того, что выбрасывало оную. Вскипание это неизбежно при нечистоте воды в малых котлах и могло быть, если не совершенно устранено, то по крайней мере умерено продуванием котлов. От понижения воды ниже надлежащего уровня обнажались дымогарные трубки, и, конечно, некоторые от этой причины распаялись, как равно плавились самоплавящиеся пробки, исполняя свое назначение - заливать огонь в топках для предохранения от неосторожности. Были и другие малые повреждения, но они незначительны и скоро исправимы и уже исправлены.
Вот о чем следует сожалеть: во-1-х, о допущении сделания на две лодки «Волна» и «Щука» тройных цилиндрических котлов, оказавшихся на практике неудобными; и во-2-х, что при делании топок, вообще во все котлы, не обращено гг. заводчиками должного внимания на испытание доброкачественности железных листов. От сего, при усиленной топке антрацитом, на многих листах оказались пузыри, означающие дурную сварку и прокатку железа. Теперь постановлено за правило: листы для топки испытывать накалкою их докрасна, причем неблагонадежные слои, сами собой, означаются темными линиями.
Ныне машины исправляются и по указанно опыта улучшаются к будущей навигации, на что потребуется, по всему вероятно, незначительный расход. Расход этот необходим по аксиоме: во всяком деле неизбежны недостатки, а в новом - тем более.
Молю Бога, чтобы новый заказ машин, порученный мне, с Высочайшего соизволения, милостивым доверием Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала окончился также счастливо, как первый.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. В Архангельске в то же время построено 34 лодки.
  2. И те же братья Фрикке исполнили заказ, с полною удовлетворительностью, в срок; и ныне, без моего уже содействия, примут заказ хотя 10 таковых машин, в тот же срок.
  3. Для испытания различных систем гребных винтов, изготовленных к машинам канонирских лодок была назначена особая комиссия при участии всех заводчиков. О результате сего испытания напечатано в Морском Сборнике (№ 6, оф. стр. 121).
  4. Увеличена против образцовой.
 
Н. Путилов

(Морской Сборник. 1856. №  5 (май). С.  185 - 209).

Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.