Доброхот

Владимир Быков
      Холодный, зимний ветер дул в спину и подгонял в сторону дома.  Тяжелая неделя, тяжелый год, наконец, заканчиваются. Завтра выспаться, пока супруга на работе, помочь чем-нибудь при подготовке новогоднего стола и «алга», вперед в новую жизнь. Серега быстро шел мимо бывшего центрального гастронома, в сторону улицы Луначарского. На углу бич втюхивал какому-то мужику ветки от елки. Серёга усмехнулся, увидев заискивающий взгляд покупателя. Видно, что хочется, но денег за отходы жалко.  Резко повернув за угол, краем глаза увидел маленького, кривобокого человечка, сунувшегося к нему с пластиковым стаканчиком. Но Серега уже набрал скорость, ветер жестко дул в спину, подгонял.  Да и народ на перекрёстке, увидев зелёный, начал  рысцой переходить трамвайные рельсы. Он добавил шагу, и галопируя, кинулся за народом.  Перейдя улицу, Серега снова вспомнил о маленьком человеке.  Он всегда старался подавать старым и убогим, получая от этого небольшое удовлетворение. Некоторые люди жили совсем плохо, намного хуже, чем он. Хоть денег  много не бывает, Серега всё же старался подавать милостыню по мере сил.  Бичи, люди со всеми конечностями и закутанные в шаль бабки без лица, не входили в категорию убогих и денег не получали.
     От мысли о карлике ему стало немного стыдно, что не подал денежку. Не успел... А почему не успел? Да потому, что этот балбес стоял за углом в неудобном месте, тут хоть кто растеряется и пройдет мимо, даже самый сердобольный. Не возвращаться же ветру навстречу, чтобы дать червонец.  Вот если бы он стоял удобно, правильно,  разве ж Серега прошел бы мимо. Стоял бы на прямой, в пределах видимости, тут уж как не заметить и не подать.  Да тут хоть кто подаст. Издалека видно, кто просит милостыню. Не алкаш, не козел какой-нибудь, прощелыга и бездельник. Сразу видно: стоит инвалид, недомерок с кривоватой ногой, левая рука недоразвита. Еще издалека можно все взвесить: подать не подать, сколько, где лежит мелочевка и как половчей на морозе вытащить монетку. Именно монетку, а не бумажку. Бумажка легкая, в  кармане не мешает, не то, что монетка, её не жалко, пусть её. Положил в протянутый стакан монету, и в кармане полегче. Кстати, стакан тоже у него не правильный - прозрачный, пластиковый. Кто ж в полумраке его разглядит, так можно подумать, что и нет у него ничего. А в руку подавать, это не каждый может. Иной и побрезгует. Значит, денежка мимо. Стакан должен быть яркий, большой. Чтобы издалека было видно. Или, к примеру, кружка с удобной ручкой. В кружку лучше денежку кладут,  с меньшей опаской. Грязная рука нищего еще дальше от руки  подающего. И стоять надо не с краю тротуара, там  и "не заметить" могут, а по центру дефилировать, аккуратно меняя направление, чтобы все видели - убогий милостыньку просит. Чтобы  и сомневающиеся граждане понимали, что пути их пересекутся, и подавать всё равно придется.
    Размышляя таким образом, Серёга споро поглощал метры пути. Вдруг странная мысль пришла к нему. А неплохо он все придумал, почти как знаток человеческих душ. Знал бы это все тот маленький человек, и глядишь, жизнь у него стала бы и получше. Вот только откуда ему это знать, кто объяснит? Сергей замедлил шаг, еще замедлил и остановился. А почему и нет? Вернуться надо и объяснить! Человеки должны помогать друг другу:  сильные - слабым, здоровые - больным, умные - глупым. Он решительно развернулся и пошел назад, на ходу обдумывая, понимает ли маленький человек по-русски. Вдруг нацмен какой нить, приезжий, а на пальцах много не объяснишь. Ветер дул в лицо довольно сильно, мешал идти, но Серегину решительность уже ничто не могло остановить.  Подойдя к месту, где стоял нищий, он никого не обнаружил. Народ, конечно, топал как всегда, но попрошайки не было! НЕ БЫЛО! Вот черт... жалко. Так и останется без нужных знаний, будет влачить жалкое существование. А мог бы ведь миллионы зарабатывать. Ну да ладно, пусть будет - как будет. Серега развернулся, чтобы уйти и боковым зрением увидел. Увидел, как маленький, хромающий человечек шел по центру тротуара, меняя галсы, и потрясывая стаканчиком. Ну, ничего, начало положено,  подумал Серёга, дальше догадается сам, стаканчик поменяет.  Поправил капюшон, улыбнулся  и с сознанием исполненного долга отправился по направлению к дому. Хорошо, все-таки, иногда, помогать людям.
               
                Екатеринбург.30.12.2014