Другая дорога в литературу

Вера Вестникова
     Некоторое время назад, занимаясь поисками сведений  об заинтересовавшей меня писательнице, поэтессе и литературной деятельнице, наткнулась на сайт, на котором можно заказать платную критическую статью и который  позиционирует себя как   «Портал больших литературных возможностей». Информация, размещённая на сайте, показалась  рекламой коммерческих услуг. Судите сами (копирую и вставляю):
     «Профессиональный критический разбор ваших произведений. Лучшие специалисты: редакторы толстых журналов, преподаватели филологических вузов, руководители творческих мастерских, ведущие критики, драматурги, известные поэты, прозаики и литературоведы, - готовы поделиться своим опытом, указать на ошибки, подсказать как исправить их, а также пригласить талантливых авторов в свои проекты. Сокращая расстояния, время и силы, вы получаете возможность непосредственного общения с лучшими мастерами, сразу вовлекаетесь в литературный процесс - многие специалисты готовы рекомендовать талантливые произведения в литературные журналы, номинировать авторов на премии, пригласить к участию в литературных мероприятиях и многое другое».
«Среди возможных способов взаимодействия с опытными литературными критиками: письменные рецензии, аудио- и видеозаписи, онлайн сессии. Обычный срок подготовки рецензии – 3 рабочих дня (для небольшого текста) и от 7 рабочих дней (для крупной формы). Мы можем выполнить ваш запрос и в более короткие сроки (до 24 часов на подготовку текста). Стоимость услуг в этом случае будет увеличена».
 
     Углубившись в изучение сайта, нашла и такое: «Отправляя рукописи, пользователь соглашается с требованиями, предъявляемыми к произведениям, принимает условия оказания услуг и уведомлен об их платности».

     Тем, что за профессиональные рецензии некоторые авторы платят немалые деньги, меня, разумеется не удивишь: давно уже знаю об этом от людей «в теме». Но то, что платные рецензенты открыто обещают своим клиентам публикацию в литературных журналах, номинирование  на премии, приглашение к участию в литературных мероприятиях «и многое другое», стало для меня новостью.

     Честолюбивых авторов заманивают на Портал больших литературных возможностей с изощрённой ловкостью. «Зачем автору профессиональная рецензия?» — вопрошают    «редакторы толстых журналов, преподаватели филологических вузов, руководители творческих мастерских, ведущие критики, драматурги, известные поэты, прозаики и литературоведы». И сами дают развёрнутый ответ на свой вопрос (снова копирую и вставляю):
«Профессиональный отзыв:
1. Помогает улучшить навыки письма и тексты. История произведения складывается из событий его рецепции и оценки. Поэтому профессиональная критика необходима любому автору. Через нее он участвует не только в своем развитии, но и преобразует литературу.
2. Дает возможность войти в литературный процесс, встретить человека, знакомство с которым станет началом большого творческого успеха. Содействует поиску критика и редактора, которые должны не только разбираться в литературе, но и верить в автора.
3. Формирует через внешние оценки (а не только личные инициативы) литературную биографию, обязательную для современного писателя.
4. Открывает еще один путь к издателю. Будьте уверены, ваше письмо отметят среди многих других, поступивших на общую почту, если вы приложите к нему отзыв известного литератора.
5. Это - путь к новым читателям. В конце концов, каждый писатель пишет именно для читателя».

     Пункт 2, думается, предлагает автору за его деньги «задружить» с литератором, имеющим возможность «проталкивать» творчество автора. Как тут не вспомнить подзабытое уже слово «блат»? По блату могут опубликовать на бумаге, номинировать на премию. Да мало ли всяких «плюшек» можно получить по блату?

     Не пожалела времени и познакомилась с некоторыми рецензиями, в качестве образцов выложенными на  странице писательницы, сведения о которой  искала в Интернете. Рецензии как рецензии, большинство совсем короткие, анализируется содержание произведений, форме внимания практически не уделяется. Показалось, что их автор  по образованию не филолог, так как не владеет специальной терминологией. Уточнила в Интернете — действительно не филолог.

     Почитала и произведения, на которые написаны рецензии. Несколько слов об одном из них, так и оставшемся недочитанным. Это повесть москвички по рождению, последние тридцать лет живущей в одной из европейских стран, посвящённая рязанской деревне начала прошлого века. Большое количество диалектных слов делает текст неудобочитаемым: чтобы понять, о чём идёт речь, приходится отрываться от повествования и обращаться к сноскам. Автор повести попыталась передать и фонетические особенности говора своих героев, но все эти «ходють», «смотрють» выглядят искусственно. После слов «махнув земной поклон» продолжить чтение не смогла: что можно почерпнуть ценного у автора, не знающего, что такое земной поклон? А рецензия на повесть между тем вполне доброжелательная. Да и как можно обидеть автора, заплатившего немалые деньги?

     В заключение позволю себе процитировать стихотворение хорошего поэта Якова Козловского, которое люблю и знаю наизусть ещё со студенческих времён.

Изящная словесность

Изящество — союз истины и добра.
В.Даль. Толковый словарь

Когда свободного пера
Десница Пушкина касалась,
У нас изящество считалось
Союзом правды и добра.

Чиновник или офицер
Порою обретал известность.
Сама изящная словесность
Тому блистательный пример.

И миру ведомо давно,
Что в храм изящности словесной
Дорогой доблестной и честной
Входить талантам суждено.

И оставался в дураках,
Кто, поклоняясь тёмным нравам,
Пёр со своим туда уставом,
Как будто в грязных башмаках.