034 Ведьмина гора Брокен Германия

Виорэль Ломов
034 Ведьмина гора Брокен (Германия)

Брокен — высшая точка горного массива Гарц (1141,1 м) в Германии. Гранитная гора расположена на юго-западе Магдебургской равнины, в земле Саксония-Анхальт. С Брокена стекают многочисленные ручьи, впадающие в Эльбу, Везер, Одер и др. реки. К вершине проложена узкоколейка. По легенде, в Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая на Брокене собираются ведьмы, колдуны и черти на шабаш. На горе отмечен феномен, называемый «брокенским призраком». Вершину прославили И.В. Гёте в «Фаусте» и Г. Гейне в «Путешествии по Гарцу». Брокен находится в национальном парке Гарц.

На Брокен все! Толпа густа;
Посев был зелен, рожь желта.
Там Уриан* вверху сидит:
К вершине ведьмам путь лежит
Средь гор и скал, с метлой, с козлом, —
И вонь и гром стоят кругом.**
____________________________
* Уриан — одно из немецких названий черта.
** И. Гёте «Фауст» (часть первая, сцена 21, Вальпургиева ночь, хор ведьм); перевод Н.А. Холодковского.

Не дожидаясь вечера 30 апреля, кануна Вальпургиевой ночи, когда на вилах и метлах, козлах и бочках слетаются со всего света ведьмы на свой шабаш, отправимся на Брокен. Благо, на вершину может отвезти и старинный паровозик, бегающий по узкоколейке с 1899 г. А можно пройти и пешком, как Фауст с Мефистофелем, 7 км от станции Ширке.

Прямо скажем, неуютное, с клочками торфяника и кучками снега место. Слегка закругленное, довольно голое, как и подобает для прародительницы всех «лысых» гор, с несколькими зданиями и вышками спецсвязи, оставшимися от прежних времен, множеством разбросанных там и сям гранитных глыб и легендарным валуном, возле которого, собственно, ведьмы и устраивали свои пляски. Камни остались от некогда обвалившейся пирамидальной оконечности горы.

Но всё это можно толком и не разглядеть, т.к. 306 дней в году вершина окутана густым туманом. К тому же здесь чертовски холодно и дико завывает ветер. А вот в ясный с облачками день, а иногда и в туман, не очень плотный, на восходе или на закате солнца можно встретиться и с «брокенским призраком» — огромной тенью, вокруг которой переливаются цветные кольца света.

По средневековой немецкой легенде, один пастух, спасаясь от разбойников, взобрался на гору Брокен. Тогда она называлась Блоксберг. Но попал из огня да в полымя — перед ним вдруг вырос светящийся гигант. Пастух помахал ему рукой — и тот ему в ответ тоже помахал! Насмерть перепуганный пастух тут же покинул вершину. Люди не раз видели на горе тень в ореоле, но объясняли это проявлением дьявольских сил, в связи с чем в XVII в. священники категорически запретили прихожанам подниматься на Брокен. Но вряд ли это остановило отчаянных парней. Говорят, русский царь Петр I провел на горе ночь.

В 1780 г. призрак наблюдал немецкий естествоиспытатель из Ашерслебена Иоганн Зильбершлаг. Надо отдать должное ученому, он взглянул на тень глазами физика и описал это явление так: «Солнце светило мне в спину, и тень упала на плывущее рядом облако. Капли воды в облаке преломляли и рассеивали солнечный свет, а поскольку они перемешались вместе с облаком, да еще и внутри облака, вот и переливались всеми цветами радуги. Тень повторяла и мои телодвижения. Как зеркальное отражение. А то, что она велика, — так и у страха глаза велики. Шучу. Просто в просвете облаков на фоне дальних вершин и долины близкая ко мне тень выглядит огромной». (В ясную погоду с Брокена можно видеть на 100 км вокруг).

Спустя 44 года цветное гало чрезвычайно впечатлило Г. Гейне. Восходили на Брокен и другие немецкие поэты — К.М. Виланд, Й. фон Эйхендорф, Л. Тик, И.В. Гете (трижды), датский сказочник Г.Х. Андерсен, но являлся ли им призрак — неизвестно.

Современные ученые называют это оптическое явление гло;рией — дифракцией света. Его наблюдали и на других горных вершинах, и из самолетов. Впервые оно было зафиксировано в Китае на горе Эмэйшань в 63 г. под названием «Свет Будды».

В 2004 г. итальянский турист А. Марчетти увидел в тумане сразу две человеческие фигуры. Причем одна тень реагировала на его движения, а вторая не шевелилась. И рядом с итальянцем никого не было! А в 2008 г. «жители городка Клаусталь-Целлерфельд у подножия Брокена заметили в тумане на вершине горы громадный силуэт, похожий на извивающуюся змею или на какое-то зловещее щупальце. Причину появления такого фантома выяснить не удалось». (http://vbaden.blogspot.com/p/)

Как ни велик призрак, но и он уходит в тень, когда на Брокене начинается воистину вселенский шабаш, в котором бывают задействованы. и другие ближайшие скалы — Фонтан ведьм, Алтарь ведьм, Дьявольская канцелярия и проч. После Второй мировой войны по горам Гарца прошла граница между ГДР и ФРГ, отчего Брокен оказалась на закрытой пограничной территории. После объединения Германии в 1990 г. на Брокене стал интенсивно развиваться туризм. Вряд ли напугаешь сегодня туристов какой-либо мистикой. В Вальпургиеву ночь на горе царит шумное веселье. Веселятся, правда, уже не черти с ведьмами, а дамы и господа всех возрастов и вероисповеданий.

Название Вальпургиевой ночи связано с именем преподобной аббатисы Вальпургии, монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 г. и основавшей в Хайденхайме женскую общину. Праведная жертвенная жизнь, добродетели и чудеса аббатисы снискали ей мирскую славу. По церковному преданию, после кончины монахини ее останки перенесли в пустоту одной из скал в Айштадте, из которой тотчас истекло миро. Это случилось 1 мая. Вальпургию канонизировали, причислили к лику святых, и 1 мая стало ее днем.

В этот же день древние германцы праздновали Белтайн, приход настоящей теплой весны, грядущего плодородия и изобилия. Когда католическая церковь стала искоренять языческие верования, этот праздник из радостного превратился в мрачный и дьявольский, быстро обросший байками и легендами. Ночь накануне его стала считаться волшебной. В нее, по поверьям, исчезает всякая преграда между этим миром и потусторонним, из тьмы являются демоны, отовсюду слетаются ведьмы и устраивают на горе Брокен дикие пляски, пиры и блуд. Люди же с вечера жгли жертвенные костры и факелы и звонили в колокола, чтобы защититься от непотребства. По поверьям, человек, оказавшийся в эту ночь на горе, приносился в жертву.

Удивительно, что со временем сатанинские оргии стали соотносить с Вальпургией. Именем этой чистейшей сердцем преподобной стали называть праздник всякой нечисти.