Бирюков Сергей. Ты - Некто...

Александр Бубнов
Манифест Сергея Бирюкова "Ты - Некто...", поначалу плакатно, а затем… любовно - обращённый - к читателю ли, к адресату лирического героя - не столь важно… Интегральные - противоположные в своём единстве - версусы (VS) и реверсы рифм, а именно: соседствующие (в начале) снов / слов VS далековатые ты / высоты; мерцающие пунктирчики фонариков рифм-ассонансов - Любви / входи / о-твори, начальное наращивание 4-5-кратного ТЫ (тавторифма / ТЫвторифма / ты-ВТОРифма) VS игра того же местоимения в прятки - за частоколом больших звукобукв в новом неожиданном контексте - в слове "ОБВИтыЙ", извлечённая визуально-символически из ребра буквы Ю буква О, а сам частокол - речевой - из ЛЮОБВИ(Й), из велимировых интонаций бобэоби-губ… Как из - оставленных в других формах - женских и мужских рифм - VS - здесь - из округлых женских и строгих мужских букв… Их сплетений… По-хлебниковски ли, пастернаковски, по-тютчевски ли, по-Библейски ли, но… всё из всего - интегрально - из вибраций звучар… в "узкой двери зачатия" форм… из ферментов и… - VS - чёткой системы… доказательств… тайного света… стиший… Та же буква "О" может переодеться в предлог, в междометие, в приставку, наконец, в сегмент, отделяемый дефисом… Как слово состоит из компонентов (морфем, звукобукв), так и буква (если идти вглубь), и стих (если вширь) состоят из компонентов, элементов, параметров - переплетающихся в сложных рече-визуальных или звукобуквенных композициях… Одна из таких форм в огромном арсенале формотворчества Сергея Бирюкова - это И-стих, где компоненты сбалансированы в общей форме, и в представленных здесь стихотворениях - в том числе давних, выверенных временем - остаются все эти свойства И-стиха…

Как культуролог и филолог, Сергей Евгеньевич Бирюков в своей монографии замечает проблему, возникшую ещё на заре становления отечественной стиховедческой науки, но приобретающую новую актуальность в связи с концепцией современного Интегрального стиха (И-стиха): <<В статье <<К теории "слова как такового">> Бодуэн де Куртенэ определяет поэзию как воздействующую не звуковой стороной, а описанием. Поэзия тем самым сводится к отражению. Между тем, в той же статье языковед писал, что "настоящий поэт прежде всего создает произносительно-слуховое произведение". Видимо, для Бодуэна де Куртенэ не существовало никакого противоречия между двумя его высказываниями, а в понятие "произносительно-слуховое" он вкладывал лишь сугубо практический смысл, вроде того что поэт что-то сочиняет вслух, а затем записывает>> [Бирюков, 2006]. Проблема интеграции и баланса двух главных начал современного стиха - речевого и письменного - является одной из главных проблем концепции И-стиха как стиха нерегулярного: здесь есть сопряжение и с вопросами вариативности ("VERSИИфикации". - А.Б.) членения на строки устной - более или менее поэтической - речи, вкупе с влиянием этого членения на констатацию И-стиха; здесь есть сопряжение с вопросами редактуры - как авторской, так и издательской (пересегментация текста на уровне строк), и с проблемами соотношения (дисбаланса) написанного и произнесённого на публике (авторское / актёрское чтение). Именно этим вопросам (помимо определения победителей, конечно) были посвящены выступления и дискуссии на фестивалях "ЗвукоБуква_М" (Москва, 2020) и "ЗвукоБуква_20/21" (Курск, 2021), они же - конкурсы по "поэтическому двоеборью", которые были организованы как эксперимент по выявлению закономерностей и взаимодействия основных презентаций стиха как такового. Жюри возглавляла поэт и литературный критик Людмила Вязмитинова (одна из авторов Антологии И-стиха), которая, в числе прочего, принимала участие в обсуждении вопросов взаимоотношения и интеграции устного и письменного начал поэтической речи…

Из комплексных приёмов складывается своеобразная "сумма технологии" интегральности, если воспользоваться словосочетанием Станислава Лема [Лем, 1968] / Сергея Бирюкова [Бирюков, 1996]; ср. из математики: "интеграл от алгебраической суммы двух функций [читай: сила рифмы VS расстояние между рифмами. - А.Б.] равен алгебраической сумме интегралов слагаемых, данное правило распространяется и на случай, когда слагаемых больше, чем два", то есть распространяется на все компоненты, из которых состоит целое - интегральное, уже в смысле внематематическом: "интегральный - (книжн.) неразрывно связанный; цельный, единый" (Викисловарь); т.е. в нашем случае это "неразрывно связанный" по своим компонентам стих - Интегральный стих.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.

Литература:

Бирюков С. Е. Авангард. Сумма технологий // Вопросы литературы. - 1996. - №5. - С. 21-35.

Бирюков С. Е. Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре XX века: Автореф. дис. … д-ра культурологии. - М., 2006.

Лем С. Сумма технологии = Summa Technologiae / пер. с польск. - М.: Мир, 1968.

ru.wiktionary.org/wiki/интегральный



P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Сергей БИРЮКОВ


***

Ты - Некто - состоящий из любви слов
Ты - уловитель-ловитель-воитель снов
Ты - Некто - из ферментов любви
Ты - состоящий настоящий - ты
Любовного сна
Находишься ли ты в промежутке
Необы-чайной
Страны ЛЮ
                ОБВИтыЙ
Тайного света ниоткуда
Из высоты
Как система доказательств
О растворении химических веществ
О гляди и гряди и входи
В эту узкую дверь зачатия
В этот час и час и о-твори

2001



***

в корнях квадратных
путаница дня
извлечения чистой ночи
влечения стой очи
ич ой от сич я не челв зи

1991
 


"Дятел в арбузинку" -
по определению Елизаветы

опухшие ноги старой берёзы

склеротический облик сосны

красная ягодка на листке
осины - кровавая слеза
режущая тоска прошлого
ого-го-го!

ОКЛИКАНИЕ ВСЮДУ

1991



ТОЧКА ОПОРЫ

(по мотивам картин
чувашского художника А.Миттова)


Женское начало земли
не отпускает мужчину.

Симметрия нереальна.

Правда - между полётом
журавлиным
и пешим шагом овечьим.

Голосом человечьим
говорит легенда.

Вечное лоно.
Трава
примялась и распрямилась.
И
белее метели
холмики
обнажённой
земли.

Устремлённое ввысь
не даёт упасть.
Как будто найдена
точка опоры -
удержать мир…

1984



САМОКРИТИЧЕСКОЕ

всё больше похожу на бодлера
лучше не смотреть на себя в зеркало
не смотреть в зрачок аппарата
………
но всё-таки глянул опять -
бодлер
вылитый бодлер
правда знакомый дантист
утешил - ха-ха! - вольтер!

однако на фотографии
я снова увидел бодлера
а совсем не вольтера

я нарочно поехал в париж
и ходил там как зверь
исполинским крылом задевая
отвечая всем non parle
и смотри не смотри
верь не верь
говоря себе:
не бодлерь

2008
 


***

кажется что Д
это дым-дом-дум-дам
кажется что так и там
улиц ветер драм
тогда затем

вот листва

2004



О "Синем всаднике"

Кандинский, Марк, Макке,
уже вы вдалеке…

из окна
вижу я
о да, не Альпы
да, это синий всадник
смотри смотри
всадник всадник
в полете
через О
зеро!

2001



Заумечание

постепенно человек
превращается в черепаху
обращайте внимание
на пальцы рук и ног
да и то сказать
прекрасен итог

2007



***

объяснить невозможно
излишне цвет
выискивать в темноте
играет луч
в хрусталиках глаз
перебегает
и вот как раз
вынырнет
те-те-те
из так из это
из то из нет
из (повторяю) раз
а то
зор
из роз

2007



Инструментальное

инструменты поэзии
быстро забросить
в походную сумку
совсем новую книгу
следует написать
выправить слог
вытравить
со знаком вопроса
или воскликом
запятой
двоеточием
сосредоточием
добавить ещё
несколько слов
утеренных
утренних
утроенных
утр
нутр

2007

БИРЮКОВ Сергей Евгеньевич
Поэт, филолог, культуролог - доктор культурологии, саунд-поэт, перформер, критик, переводчик, историк и теоретик авангарда. Основатель и президент Международной Академии Зауми. Лауреат многих фестивалей и премий, в т.ч. Международной лит. премии имени А.Кручёных, Всероссийской премии им.Ф.И.Тютчева "Русский путь", международной премии "Писатель 21 века". Член  союзов: российских писателей,  писателей 21 века, Русского ПЕН-Центра. Преподаёт в ун-те им. Мартина Лютера в Галле (Германия). Автор ряда книг стихов, в том числе: "Муза зауми" (Тамбов, 1991), "Знак бесконечности" (Тамбов, 1995), "Звучарность" (Москва, 2013), теор. книг "Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма" (М.: Наука, 1994), "Теория и практика русского поэтического авангарда" (Тамбов: ТГУ, 1998), "Уроки барокко и авангарда" (Тамбов: ТГУ, 1998), "Року укор. Поэтические начала" (М.: РГГУ, 2003), "Амплитуда авангарда" (М.: Совпадение, 2014). Автор многих публ. в рос. и зарубежных изданиях, в т.ч. в антол. "Точка зрения" и "Homo sonorus" (Россия, Мексика), "Самиздат века", "Антология современной русской поэзии" (Япония), "Современная русская поэзия" (Китай) и др. Организатор межд. конф.-фестивалей, посв. историческому и современному авангарду в Москве, Тамбове, Самаре, Саратове, Берлине. Стихи переведены на 25 языков.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Бирюков С.Е., стихотворения, 1984 ... 2008.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022, 2023.