Гордыня, тщеславие и блуд

Игорь Устичев
                Нет ни одного христианина, который бы не слышал эти слова. Они стоят в эпицентре всей церковной жизни и православного вероучения о спасении. Гордыня и тщеславие неразрывно связаны с понятием «греха» и являются, с одной стороны причиной грехопадения, а с другой – его следствием. Причиной, – потому что через гордыню пал Люцифер, а с ним и многочисленный сонм других ангелов, а следствием, – потому что эти страсти лежат в основе всякого греха нами совершаемого. Особняком от них стоит грех блуда, но о нем мы поговорим ниже. Итак, начнем с гордыни, как прародительнице всех остальных грехов. Ее природа заключается  в том, что разумное существо, каковым является ангел и человек, в процессе, неизбежного для всякого мыслящего ума познания, сравнивает себя с окружающим миром и себе подобными. Это необходимый элемент разумной деятельности. В процессе познания наступает момент, когда ум дает оценку себе относительно предмета познания (человека или вещи), т.е.  отвечает на вопрос: кто я и кто он, они, оно?.. Природа вещей так устроена, что над всем хорошим обязательно есть нечто более лучшее, красивое, умное, сильное, совершенное и т.д. Постигая это, ум, с одной стороны приходит к пониманию своей ущербности по отношению к лучшему, а с другой – стремится эту ущербность компенсировать в попытках сравниться с лучшим или превзойти его. Как только такое чувство возникает – это эксплицитное (прямое, явное) свидетельство действия гордыни. Яркий пример тому падение Люцифера, который: «говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13). Так думать диавола сподобило познание им, будучи Первым Ангелом Света, своей ущербности, недостоинства и несовершенства по сравнению с Богом. Первенство среди ангелов, т.е. себе подобных, ему уже было недостаточно. Он возжелал стать превыше Бога или, по крайне мере, уровняться с Ним. Это классический пример гордыни. У первозданного Адама и Евы ее не было, пока они слушали Бога, а не диавола. Он же «купил» их на том, на чем сам пал – на гордыне: «Будете аки бози», если вкусите запретный плод. Вот и захотели наши прародители, зараженные гордыней, уровняться с Богом, после чего и пали. С тех пор гордыня стала корнем эго-центричного эгоизма. Потому мы все без исключения и грешны, что несем в себе корень всех зол и грехов – гордыню.
                За гордыней неизбежно, как сателлит, следует тщеславие. Это самый тонкий грех в человеке, избежать которого не дано никому. Его опасность заключается в том, что он действует даже там, где ни один другой грех действовать не может – в добродетели! Путь всем остальным грехам к добродетели закрыт, а тщеславие проникает. Сделал человек по-настоящему доброе дело и ему становится от этого приятно и хорошо на душе, а это и есть тщеславие, потому что подобные ощущения есть проявление страстности. Тщеславие нашептывает доброделателю: «Молодец, хорошо поступил! Ты – умница, достоин похвалы и внимания. Оказывается, что ты не совсем пропащий, помогаешь ближнему, добрые делав делаешь. Бог тебя за это любит, и тд., и т.п.». Поэтому, даже совершая доброе дело, св. отцы в слезах сетовали, что само доброе дело – уже повод для тщеславия. Возникал парадокс: доброделание, как одно из условий спасения, а значит  победы над грехом, ведет к совершению нового греха – тщеславия. Такая коллизия обусловлена нашей греховной природой и ее оценочными категориями, свойством ума отвлекаться от горнего к дольнему, сравнением себя и своих дел с окружающим миром. И это сравнение, как мы показали выше, ни к чему хорошему не приводит, потому исходит от лжеименного разума падшей человеческой природы. Образно говоря, тщеславие следует за гордыней, как шакал Табака за Тигром Шерханом в известном мультфильме «Маугли». Бороться с тщеславием и гордыней – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Результат будет такой же, если не хуже. Но там Дон Кихот на землю свалился, а здесь можно низвергнуться в преисподнюю. С тщеславием неразрывно связаны практически все виды человеческой деятельности: от спорта и политики, до  театральной жизни и монашества, поскольку все они несут в себе элементы состязательности, в основе которой лежит стремление быть лучше и умнее сотоварищей по цеху. Наиболее ярко и разрушительнее тщеславие проявляется в спорте и иных состязательных видах деятельности, потому что движущим стимулом становится не стремление делать хорошо то, что у тебя лучше всего получается, а желание превзойти соперника или конкурента. Превозношение себя над другими лежит в основе таких стремлений. Св. Иоанн Златоуст говорил, обращаясь к своей, падкой на всякие соревнования и развлечения пастве: «Всякое состязание вовсе не приличествует христианину». Но стремление стать первым – неискоренимо в человеке. Поэтому, знание природы гордыни и тщеславия, помогает вовремя обнаружить их действие в сердце, а значит встать на страже души. Умение разглядеть в себе эти тонкие грехи – признак благодати Духа и верности избранного пути к Богу. С ними невозможно бороться, но их разрушительное действие можно ограничить или свести к минимуму ущерб ими нанесенный душе. Это достигается контролем над поступками и  мыслями, в основе которого лежит понимание, что побуждающим мотивом для греховного действия является тщеславие или гордыня. Такое понимание удержит от ненужного и даст верную оценку совершившемуся, а значит определит границы покаяния, которым лечатся раны всякого греха.
                Третий по значимости и по, если так можно выразиться «специфичности», стоит грех блуда. Его уникальность и сила заключается в том, что, в отличии от всех остальных грехов, блуд может нападать не изнутри, не из помыслов или вожделений страстной души, а извне, т.е. со стороны человеческой природы. Если всякому иному греху предшествуют помыслы, то блуд может напасть и без всякой причины, внезапно и совершенно неожиданно. Тогда помыслы, соответствующие ему, бегут за блудом уже вдогонку, сопровождая своего хозяина как слуги, подталкивая и принуждая немощную плоть к совершению греха. Блуд может нападать на человека в двух формах: через помыслы и вожделения, вызванные сладострастными мечтаниями или воззрениями, или через действия плоти, обусловленные природой и половым влечением. Если в первом случае с помыслами можно бороться на уровне непринятия их, то во втором – человек почти бессилен сопротивляться, потому что немощная воля подавляется силой природы. Только редким подвижникам и святым удавалось справиться с этой напастью, через суровейшую аскезу и молитвенные подвиги. Такое было под силу только святым, подвизающимся в суровой монашеском делании, вдали от людей и мира. В миру это практически невозможно, поскольку нет необходимых условий для ведения этой брани. Вместе с тем, блуд является одним из инструментов, которым Бог обтесывает человеческую душу, желая ее спасения. Ничто так не смиряет, как совершенный блуд, и не важно, как: помыслом или делом. Лучшего средства для смирения, т.е. осознания своего ничтожества и вины перед Создателем нет. Это очень горькое лекарство, которое необходимо для исцеления души. Врачевание ран, нанесенных блудом –  только в покаянии. Бог попускает блудную страсть не для того, чтобы мучить человека, а для познания им своего несовершенства и, главное. – для прибегания к покаянию. Таинство покаяния, как и все таинства Церкви, помимо своего прямого назначения, как-то: отпущения грехов, крещения, венчания, Евхаристии и т.д., служит еще одной важной цели. В каждом Таинстве незримо присутствует Святой Дух, укрепляющий и исцеляющий человека. Эту благодать Духа нужно поддерживать постоянно и без помощи церковных таинств этого не достичь. Человек может в силу физических причин, возраста и т.д. быть не способным к прямому блудодеянию, но блудить в мыслях ему ничто не мешает, а это значит, что грех блуда совершается даже в немощном теле, и врачуется он только покаянием. Сколько человек живет, столько он и должен прибегать к исповеди. Ради этого Господь попускает греху блуда нападать на человека, подвигая грешника к покаянию.
                Все три, рассмотренные нами греха, являются основой царства сатаны в сердце человека. И как любая конструкция на трех точках опоры является неустойчивой, так и царство дьявола весьма шаткое и может быть опрокинуто волей подвижника, стремящегося через очищение воссоединиться со своим Творцом. Все дело в выборе и свободной воле человека.