Пожары электроустановок и ДТП

Владимир Мельников
Дороги и транспорт также как электроустановки являются техническими источниками повышенной опасности, кроме того, статистические показатели для них вполне соразмерны (см. табл. 1).
 
Обратим внимание на то, что за пять лет (с 2018 по 2022 год) имело место последовательное уменьшение общего количества пожаров, количества ДТП и количества погибших при ДТП. Вместе с тем количество пожаров из-за нарушения правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) электрооборудования увеличивалось, особенно в жилом секторе. Не уменьшалось и число погибших при пожарах.

Транспорт и дороги характеризуют относительно быстрые темпы обновления и то, что практически каждый водитель как минимум знает о необходимости технического обслуживания. При этом большое количество различных контролируемых показателей обеспечивает объективную оценку состояния транспортных средств. Отмеченные улучшения показателей, связанных с ДТП, обусловлены применением современных средств активной и пассивной защиты в конструкциях автомашин, а также при устройстве дорог. Особую роль здесь играют системы помощи человеку, которые уже в обозримом будущем позволят повсеместно использовать беспилотный транспорт.

К сожалению, эффективные системы предотвращения пожаров внедряются гораздо медленнее. Периодическое техническое обслуживание электроустановок в жилых домах ограничивается заменой счётчиков и осмотром этажных щитов. Существенная часть электрооборудования давно находится в эксплуатации и не соответствует современным нормам. Контроль осуществляется только электрических показателей, и лишь для электронагревательных приборов предусмотрен контроль температуры. Даже в проектах и типовых комплектах, которые выпускаются под названием «Умный дом», пожарной сигнализации либо вообще нет, либо она упоминается в последнюю очередь. Также средства пожарной автоматики крайне редко применяются в частных домах городов, сельской местности и тем более в постройках миллионов садовых участков. Управляющие компании многоквартирных домов после 20…30 лет эксплуатации как правило не поддерживают пожарную сигнализацию в рабочем состоянии. Для новых многоквартирных домов системы электроснабжения и пожарной сигнализации проектируются обособлено. И на производственных объектах крайне редко применяется координация действий пожарной автоматики и технических средств управления электроустановками. Таким образом остаются без внимания давно существующие требования «Технического регламента…» (Федерального закона 123-ФЗ от 22.07.2008), в том числе Статей 82, 83.

Данное краткое сопоставление особенностей причин и последствий пожаров с аналогичными показателями дорожно-транспортных происшествий вполне можно использовать, чтобы заимствовать идеи решений.

В результате становится понятно, что обеспечение безопасности должно быть ориентировано на выделение тех показателей, контроль которых позволит исключить человеческий фактор и максимально автоматизировать предупреждение пожаров. Причём в центре внимания должен быть наиболее уязвимый жилой сектор.

Список литературы

1. Показатели состояния безопасности дорожного движения – URL: http://stat.gibdd.ru/
2. Пожары и пожарная безопасность в 2022 году. Статистика пожаров и их последствий. Информационно- аналитический сборник. ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023, 80 с (с изм. на 31.07.2023) – URL:

***