Александр Казаченко, химик. 17. 11. 2023

Ольга Немежикова
Интервью (17.11.2023) с Александром Казаченко, кандидатом химических наук, научным куратором арт-резиденции «АванПост 4. Искусство науки».

Ольга Немежикова (далее — ОЛЬГА). Александр, вы учёный, и хобби у вас замечательное — африканские барабаны. Вы воспитываете троих детей. В вашей семье живут две собаки, три кошки. Как вы на всё находите время?! Чем на фоне такой насыщенной жизни вас заинтересовал «АванПост»?

Александр Казаченко (далее — АЛЕКСАНДР). Если мне интересно, я могу найти время и какие-то внутренние ресурсы, чтобы поучаствовать. Это одна из хороших задач, потому что есть понимание, что точек соприкосновения у таких разных сфер, как театр и наука, может быть много, но какие именно сработают, не понятно. Это интересно, и мне нравится, когда заранее отсутствует представление о какой-то форме. Нравится, когда форма рождается в процессе обсуждения, действия. Тогда это про что-то живое.

ОЛЬГА. Живое… Александр, скажите, почему именно барабан, именно африканский?

АЛЕКСАНДР. Когда-то знакомые пригласили на мероприятие, я попробовал — мне понравилось, приятное ощущение от игры, я начал на нём заниматься.

ОЛЬГА. Может, он как живой воспринимался? Всё-таки барабан — это кожа…

АЛЕКСАНДР. Опять-таки, возвращаясь к моим внутренним стимулам — это интерес. Здесь… какие-то необычные новые ощущения, интерес к тому, что этим можно заниматься, и это мне нравится.

ОЛЬГА. Барабан, он же может быть и тихим совсем…

АЛЕКСАНДР. Да. Он может быть и громким очень, и тихим. Много самых разных, различных звуков там присутствует, много можно извлечь.

ОЛЬГА. У вас музыкальное образование или самообразование?

АЛЕКСАНДР. Музыкального образования у меня нет. Я занимался у различных преподавателей, которые вели ритмику. Здесь момент какой? В барабанах, в этнических барабанах, знание нот не совсем первостепенно. Здесь, скорее, знание ритмики и техники. Опять-таки, надо понимать, что любой навык, он развиваем. Например, когда я начинал играть, это год 10-й или 11-й, я был самым отстающим в группе, потому что где я, и где чувство ритма. Я считал, что на разных планетах мы находимся. Но оказалось, что это вполне развиваемо и вполне возможно учиться ритмике и музыке, и чему-то ещё, хотя первоначально можно считать, что не получится. Один из преподавателей говорил, что чувство ритма есть у всех.

ОЛЬГА. Даже если слуха нет?

АЛЕКСАНДР. Да. Потому что метроном внутренний, который отсчитывает ровно удары, иногда быстрее, иногда медленнее, он всегда есть с человеком — это сердце. Сердце всё время в каком-то ритме бьётся, иногда быстрее, иногда медленнее. То есть чувство ритма, оно всё равно где-то в человеке есть. И, просто развивая, его можно усилить.

ОЛЬГА. Вы сами сочиняете музыку?

АЛЕКСАНДР. Я немножко с другой стороны буду отвечать. Сейчас, в той форме, в которой существует коллектив, он больше импровизационный. Импровизация подразумевает, что мы с коллективом просто договариваемся: давайте какие-нибудь зарисовки вот на такую-то тему будем играть. По ходу каждый раз по-разному получается. Это импровизация.

ОЛЬГА. Она на слух идёт, без записи нотной?

АЛЕКСАНДР. Да, просто на слух.

ОЛЬГА. Слаженность должна быть фантастическая…

АЛЕКСАНДР. И это в том числе. Возможность слушать друг друга и возможность понимать друг друга. Это тоже в коллективе является важным моментом.

ОЛЬГА. У вас какие ещё инструменты есть в коллективе?

АЛЕКСАНДР. Идея моего коллектива — свободный состав. Подразумевается, кто хочет — участвует, кто хочет — не участвует. Сейчас у нас африканские барабаны, турецкие барабаны и парень играет на хомусе или варгане. Барабаны, они низы дают музыкальные, хорошие. Варган — это очень хорошие верха, всё это по диапазону звучания между собой хорошо сочетается.

ОЛЬГА. Александр, ваши дети тоже музыкальны?

АЛЕКСАНДР. Сын один раз даже участвовал на сцене вместе со мной.

ОЛЬГА. Шестилетний?! А что он делал?!

АЛЕКСАНДР. Я играл — он мне подыгрывал немножко. Специально я не сподвигаю детей к творчеству, считаю, что творчество не должно быть из-под палки. Если ему интересно — он делает, я сторонник такого подхода. Дома есть инструменты, иногда он берёт — играет. В этом больше самовыражения.

ОЛЬГА. Александр, скажите, что для вас дети?

АЛЕКСАНДР. Для меня дети — это очень, очень широкий вопрос. Дети приносят ответственность, большую ответственность в жизнь, это понятно. Дети меняют жизнь, распорядок жизни, перераспределение времени и средств, и всего-всего, но это нормально. В любом случае надо помнить, что дети растут, и внутри тоже ценности меняются. И это всё мне кажется естественным процессом. Я бы сказал, дети приносят полноту жизни. Под полнотой жизни подразумеваются не только радость и счастье, но ещё и некоторые трудности.

Однако здесь комментарий к самому себе. Есть люди, которые любые события своей жизни воспринимают как трудности. Они живут, и всё у них трудно, и всё сложно, и так далее.

Есть другой тип людей, которые не сильно включаются в свою жизнь, у них будто бы всё легко, хотя они просто не контактируют со своей жизнью.

Я понимаю, что местами бывает непросто, но в любом случае это не вечная история. Отвечу на ваш вопрос, что дети, скорее, приносят различный спектр ощущений, эмоций и чувств. Полнота, это когда под всем как бы подразумевается всё, условно весёлое и условно невесёлое — всякое. Можно наивно к этому вопросу относиться, можно, наоборот, негативно относиться к этому вопросу, но, в любом случае, истина где-то посередине. Или не то что посередине, а включает то и то.

ОЛЬГА. Александр, в своей лекции по химии вы сказали, что у вас новые идеи в науке нередко возникают во время прогулок с собаками. Меня очень заинтересовали ваши домашние животные. Можно о них немного? Что они в вашей жизни? Они имеют какую-то породу или это просто друзья человека?

АЛЕКСАНДР. У меня две собаки, три кошки. Собаки: хаска, ретривер. Из кошек две без породы, одна мейнкун. Они все между собой хорошо ладят, коммуницируют, периодически играют. Опять-таки, тут тоже отражение полноты жизни. Собаки — очень разный характер, очень интересные. Если хаска, она, больше, какая-то дикая немножко. То есть, она любит повыть. Она коммуникабельна, но выборочно. Она не ко всем пойдёт, будет со стороны наблюдать. К кому-нибудь подойдёт, к кому-нибудь не подойдёт — она такая. Если человек ей знаком, её привлекает, она подойдёт, погладится, но не обязательно.

Ретривер, у него совершенно другой характер. Он очень человекоориентированный, очень такой друг любвеобильный. Ко всем подойдёт, всех оближет, со всеми пообщается, погладится. То есть, он очень добрый играющий пёс. Они разные, это очень классно.

Мы, когда заводили собак, специально выбирали породы, которые хорошо ладят с детьми. Если, допустим, дети начинают донимать, что ретривера, что хаску, они не будут ни огрызаться, ни кусаться, они просто отойдут в сторонку.

ОЛЬГА. Найдут способ детям показать своё отношение на данную минуту?

АЛЕКСАНДР. Да, они просто отойдут в стороночку.

ОЛЬГА. И дети учатся коммуницировать одновременно?

АЛЕКСАНДР. Да. Опять-таки, благодаря собакам, я довольно много на свежем воздухе бываю, прогуливаюсь. Для меня это не является чем-то тяжким: прогуляться утром, вечером, иногда днём, когда получается с работой. Тоже приятно, полезно… Позволяет развеяться.

ОЛЬГА. Мне кажется, на мой последний вопрос — что для вас счастье — вы уже ответили. Что делает вас действительно счастливым…

АЛЕКСАНДР. Очень хороший вопрос. Полнота жизни, она во всём. Она не только во всём радостном, она не только во всём ярком, она разная, как погода. Вот, сейчас, например, серое небо. Погода — очень хорошая метафора жизни. Потому что жизнь бывает разная, и погода бывает разная. Мне кажется довольно странным удерживать тучу в руках или, наоборот, отгонять тучу руками: «Туча, уходи!»

Я бы не сказал, что я особо просветлённый, в том плане, что… всё, что происходит во внешнем мире, как бы мной принимается легко. Нет, всё принимается по-разному. Думаю, надо понимать, что жизнь многогранна, и она заключается не только в детях, не только в радости, не только в веселье… Жизнь не только в работе, не только в хобби. Она разная и ограничиваться только чем-то одним — это возможно, я встречал это неоднократно, но для себя решил, что для меня это не совсем про полноту.

Полнота жизни, она в разном, в разной проявленности. Не обязательно, что всё враз; не обязательно, что в один день или в одну неделю у тебя должно быть: работа, хобби, поездка с детьми и выезд с собаками на природу. Полнота, это не про то, что всё враз, но про то, что всё допускается.

ОЛЬГА. Всё возможно в этой жизни?

АЛЕКСАНДР. Да, в какой-то степени так. Здесь, наверное, про это.