День матери

Виктор Мотовилов
 
               
 
             (Колодец памяти)

Сегодня, в бессонную ночь, вдруг всплыла картинка из самого раннего военного детства.
Память детства через восемьдесят лет?
Это не память - это повторное проживание самого себя.

"У нас за стеной покойник",- по-особому, значительноно, произнесла мама.
 
Теперь-то я знаю, как было дело.
В войну, папа был на фронте, потому что Гитлер напал. Мы с мамой вдруг оказались в лесу, в маленьком домике рабочего посёлка сибирского леспромхоза. Шел второй год войны. Маме было двадцать четыре года, а мне - три. А за стеной жила какая-то другая тетя,её дверь на улицу была рядом с нашей дверью.

Около нашей двери мама копала огород, посадить картошечки, говорила, хоть бы хватило до февраля.
Рассказывала, как после раскулачивания, она под окном односельчан тянула ручонку, умоляла дать ей кусочек хлеба ради Христа. В ответ зачастую слышала: убирайся отсюдова кулацкое отродье!
  - Какие мы там были кулаки, даже на крепких середняков не тянули. Отец долго отказывался вступать в колхоз - за это и поплатились. Соседи все знали это...

Тётенька за стеной совсем перестала выходить на улицу,  она всё время лежала одна. Мама заходила к ней, чтобы напоить её. А я ни разу не был за стенкой.

В нашей комнатке я целый день у окна жду маму. Смотрю только на улицу, пока не стемнеет. Кто-то показался на дороге, идёт мимо. Я сильно стучу по стеклу, кричу: Вы мою маму не видели?  За моей спиной в темных углах притаился страх, боюсь оглянуться. В полной темноте перебираюсь на койку, прячусь под одеяло. Мама приходила  ночью. Была на лесоповале, потому что Гитлер напал. Зажигала каптилку. Заглядывала в оставленную мне на день, на столе, кострюльку с тремя сваренными с солью картофельками и тихо выговаривала:
 - Ох,опять ничего не ел... Ох, как всё болит у меня!
    Ложилась около меня на койке и засыпала.
 
Перед уходом на работу мама подала тёте за стенкой последний стакан воды. Так сказала мне и добавила про тётю:
 - Она хочет фрикаделек!

 Быстро натерла на терке сырые картошечки,слепила из них три шарика и положила на ещё горячую плиту. Они покрылись очень вкусной розовой корочкой. Я не сводил с них глаз. Только мама отвернулась взять тарелку, я вдруг схватил один шарик,сунул его в рот и он сам проглотился.
  Мама уже держала тарелку в руке.
- Нельзя! Не тебе. Она умирает. Подожди меня здесь.
 Вернувшись рассказала и мне запомнилось на всю жизнь:
 - Я приподняла её голову и положила ей в рот фрикадельку. Она медленно её съела. Потом также медленно съела  вторую. - Ох,как вкусно...  ох,как мне хорошо... я сейчас встану... Шептала мне. И так улыбалась. Потом закрыла глаза. Умерла.
   - У нас за стеной покойник! - как-то по-особому, значительноно, произнесла мама. Я такого слова, покойник, никогда не слышал, но по лицу и голосу её понял - это что-то очень-очень важное,плохое,как Гитлер.

Мама лила на свою руку кипяток из кастрюли. Ей было больно, она обернула руку полотенцем, ходила по комнате, махала рукой. Дула на неё
  - Ой! Пальчики мои... больно... отойди... не смотри... И я тоже заревел.
  - А что делать? Меня же в тюрьму за прогул... Пропадёшь без меня... Вот, одеться не могу...  за справкой надо... к фельдшерице... пусть перевяжет. Ой, не могу! Матерь Божия! Царица небесная! Спаси и сохрани... За что такое наказание?

На другой день в проёме распахнутой двери возникло что-то не понятное. Сверху - сплошное серое густое волосьё, а ниже,как дерево шершавое и свисает чуть не до пола  толстая тряпка. Такое я видел в первый раз.
 Я смотрел на маму. Мама смотрела на меня. Её глаза - моя связь с миром. Она видела мою взволнованность.
   - Покойник пришел!- Выпалил я.
Меня подвёл мой словарный запас. Мама отрицательно покачала головой.
   -Покойник гитлер у нас пришел- настаивал я.
   - Дедушка за покойником пришел, ошибся дверью - тихо произнесла мама.

Вспоминать такое - это закапывать себя, без гроба, в конопляной мешковине.

  И через восемьдесят лет, я спрашиваю: - что же заставило тебя, моя мама, голодную, истощенную на тяжелой работе, отдать умирающей всю свою дневную порцию картошки?
 
А вот пАдай на тебя денег куча,ещё неизвестно, как бы  к страдающим людям относилась? Были тогда и очень обеспеченные жОны партийных руководителей на местах всех мастей и рангов. Вседозволенность таких царьков была притчей во языцех. Достаток определяет восприятие жизни?
Где ты,русский геном - душа народа - почему исчезли оба, и носитель и душа?

    Один День и вся Жизнь. Прости меня, Мама. Время у меня такое настало-вспоминальное. Да святится Имя твое!