Модный брак. Опыт исследования пуританской морали

Федор Ковалев
               

      Предуведомление. Не Сидеть, окрашено.      


               

               
                Вступление. 

    
               
               

                Во всех биографиях Уильяма Хогарта, во всех справочных материалах об этом английском художнике, рассказывают или упоминают историю разорения его отца. Бедный школьный учитель, преподававший латынь, Ричард Хогарт создал небольшой самоучитель латинского языка, работал над словарем, и попытался открыть небольшое кафе, которое было бы академией образованных граждан. В этом заведении посетители должны были бы разговаривать на латыни... такова была идея коммерческого предприятия, из-за которого Хогарт старший оказался в долговой тюрьме. Так что первые воспоминания Уильяма Хогарта связаны отнюдь не с артистической средой образованных граждан, а с тюрьмой и унизительной бедностью. Он поздно начал учиться и рано оставил занятия в школе, его уделом сразу стала профессия, ГПТУ, как сказали бы жители города на Ори, где родился и вырос я, - ремесло. Поступив в мастерскую гравера по серебру Элиаса Гембла, он освоил навыки работы с металлом и гравировки. но, уже в  1720 году Хогарт открыл собственную мастерскую. 
                Здесь я немного рискую услышать упрек в скорополительности суждений, безответственности прямых аналогий, и все это будет правильно. Но, по существу вопроса я совершенно прав ( и ни в чем не расхожусь с результатами других более серьезных исследований творчества английского мастера) дело в том, что Уильям Хогарт, классик английской живописи, во многом определивший развитие национальной школы живописи в Англии, начав свою работу, сразу узнал искусство как ремесло и технологию, и именно как ремесло и технологию гравюры и печатного дела. Его амбиции оказались гораздо больше, профессиональное честолюбие было очень серьезно. Хогарт создал английскую жанровую живопись, написал городской пейзаж, повлиял на развитие портретной и монументальной живописи, но характерный рисунок гравера, идущая от печатного листа сатирическая точность характеристики всегда были определяющими качествами его живописи.
                Как-то раз за водкой и разговором в небольшой мастерской в Доме художника по улице Васнецова, где у меня всегда было достаточно много знакомых, я понаблюдал как профессионал бьет баклуши. Семеныч держал разговор и любезно, и вежливо, и вполне гостеприимно. Мы выпили по одной и еще, он же еще успевал точить стамеской небольшой дубовый ковшик для бани и рассказывал...   
 За разговором и время, и события, которые нам обоим были интересны, а таковые, конечно, нашлись, прошли как одно лето. Некоторые вещи я как увидел своими глазами: и наводнение в Старом городе 57 года, и стулья, которые вылавливали из реки Урал и после несли в мастерскую к моему деду, он был мебельщик. Я листал, роскошный альбом традиционных промыслов Африки, и Семеныч немного говорил о простоте принципов орнамента в народных промыслах. О магии мы говорить не стали, но, искра, вдруг пробежавшая у него в глазах, вполне могла иметь магическую природу. Слово - не воробей, молодой человек, вдруг сказал он, поднимая голос до металлического децибела. Какое тебе ремесло, если ты меня опять не понял? Я не стушевался, а в упор посмотрел ему в глаза, и он смирился, даже сменив гнев на милость, снова разлил водку. По пятьдесят граммов для западной прессы, сказал я.
                Семеныч в это время трудился над окладом для иконы божией матери, она сейчас висит в храме Георгия Победоносца, и это была его лучшая работа. Возился он с ней очень долго, лет пять, наверно, штудировал орнамент как святое писание. О Хогарте мы с ним не говорили ни разу. 
                Мне надо бы решить, рассказывать ли дальше о Семеныче. Он нарисовал наш городской герб. По описанию Татищева и Кирилова, двух первопроходцев уральской земли город Орск получил герб. Двести лет потребовалось на эту работу, и Виктор Семенович с ней справился. Нарисованный им орел на трехглавой горе украшает все городские вымпелы и штандарты: так должен бы я сейчас высказаться. Но, Виктор Семенович уже на том свете со своими анекдотами и воспоминаниями, а городок наш вполне доволен своим щитом и гербом и без моих замечаний. Однажды мы с ним сочиняли проект небольшого альбома, который должен был бы рассказать о шрифте и эмблематике, возможно, я еще найду время и место для этой очередной учтивости, и даже... наверное точно, так и сделаю, в конце в виде небольшого приложения к статье о Хогарте расскажу этот случай.
                Изучая творчество английского художника 18го века, мы сможем лучше понять, исторические события и обстоятельства, определившие развитие идей просвещения, увидим как пуританская мораль, опиравшаяся на христианское вероучение и традицию, повлияла на становление нового общества не только в Англии, а была связана с общими процессами культуры западной Европы и России.  Утверждение моральных норм в нравоучительной книге царя Петра первого "Юности честное зерцало"(Приведем все же одну из самых известных цитат оттуда: "Дворянину невместно напиваться и ковырять в носу"),находится в русле общего нравственного движения и духовного поиска времени. Деятельность на благо других людей и общества, трудолюбие, образование и самообразование, недопустимость распущенности и тунеядства, ответственность гражданина - проблемы нового гражданского общества, формировавшегося именно тогда. В Британии первой половины 18го столетия после тяжелой, гражданской войны, в ситуации некоторого культурного вакуума, бывшего следствием десятилетий гражданских конфликтов, значительные явления в культуре определяли будущее развитие.      
   
                * * *
                В 1735 году английский парламент принял решение, которое до сиз пор называют биллем Хогарта( акт Хогарта - закон об авторском праве на гравюры.)Это был один из первых законодательных актов о защите авторских прав на печатную продукцию. В 1751 году издание серии гравюр Хогарта "Четыре степени жестокости" с изображением уличных сцен Лондона, повлияло на решение английского законодательного собрания о запрете на продажу дешевого эля. В том же 1751 году в газетах сообщали о случаях, когда дешевым джином выдают зарплату рабочим.
                Авторы романизированных биографий, стремясь добиться убедительности образа, представляют своего героя молодым человеком, думают о том каким он был в детстве, вспоминают предсказания цыганок и давно забытые замечания из пыльных воспоминаний и дневников современников.   
                Хогарт создал несколько автопортретов.
 В известном автопортрете с собакой 1745 года он компонует самого себя в овале, и это небольшая картина, стоящая на стопке книг. Драпировка мягко срезает край этой картины в картине, перед ней на первом плане сидит мопс, вероятно, член семьи и любимец. Чуть опустив голову, он почти застыл, в то время как мастерски написанное лицо самого Хогарта смотрится очень живым. Художник честно, открыто смотрит на зрителя картины мимо застывшей собаки. На самом деле он спокойно и требовательно смотрит на самого себя.
                В 1743 - 45 году Хогарт создал серию картин "Модный брак" и известный портрет Дэвида Гаррика в роли Ричарда третьего. Эта большая картина - интересный вариант парадного изображения монарха. Нервический припадок смертельно напуганного человека среди всех необходимых элементов парадного портрета того времени не производит впечатление пародии, - это именно актер в роли Ричарда третьего. 
                О картинах Хогарта интересно рассказывать, в них есть литературная составляющая, бытописательная и нравоучительная составляющая, которая восходит к иллюстрации, графическому листу с моральной сентенцией или цитатой из книги. Серии картин представляют драматическое целое с ясным развитием действия. Характеры, представленные им в картинах, могут быть точно описаны как герои драматических произведений, также ясны конфликты, завязки действия, апофеозы и кульминации, предшествующие развязкам. Сюжеты соответствуют действительности, либо сатирически изображают всем известные ситуации.
                "Модный брак" - брак по расчету между купеческой дочкой и обедневшим дворянином. "Карьера проститутки" - трагедия приезжей барышни, ставшей жертвой безнравственности общества. Два известных портрета Девида Гаррика представляют великого трагического актера на сцене, в роли обезумевшего тирана, и самого актера в его частной жизни - "Портрет Девида Гаррика с женой". Автопортрет с собакой безупречно создан для фронтисписа книги, где закомпонованное в овал лицо преуспевшего, деятельного человека, всегда знавшего себе цену. лицо человека с его внутренней жизнью и динамикой так контрастирует с застывшей фигурой животного. 
                История английской сатиры никогда не сможет обойтись без Уильяма Хогарта: живописца и графика, ему должна быть посвящена отдельная глава этой истории, где он занимает место рядом с такими своими современниками как Джонатан Свифт. Его жанровая живопись была новым словом не только в силу реализма мировосприятия художника, но и в силу современности, злободневности найденного им пластического языка. Эти серии картин - актуальная живопись 18го века, соединившая в себе традиции сатирической графики, достижения жанровой живописи и злободневной социальной критики, журналистики нового времени. Это искусство не только часто становилось прямым действием, поступком, имевшим политические последствия, но всегда было именно по существу, а не по надобности, по природе своей, а не на заказ, - серьезной общественной деятельностью, миссией художника в обществе.               
                Синтез профессионального совершенства, развитого мастерства, определивший такие достижения Хогарта как росписи в больнице св. Варфоломея, поздние портреты, портрет слуг, например, или тот же автопортрет 1745 года, был подготовлен годами учения гравюрному мастерству, работы на заказ, поисков собственных решений.          

                Глава первая   
                Стиль.            

                Стиль произведений Хогарта чрезвычайно сложное явление,  результат многих влияний и определяющих условий он представляет сложную цельность    Развиваясь во времени, стиль его работ идет от характерной сатиры в жанровой живописи к академизму. Общее направление стиля рококо на учтивое увеселение зрителя у Хогарта становится немного наивным бытописательством, сатирой, пристрастием к деталям и бытовым подробностям, иллюстративностью. Драматическое единство характеров сцен и положений оказывается важным принципом, который определяет композиционное мышление художника. Хогарт с самого начала своей карьеры связан с театром. Его драматургия носит нравоучительный характер, он рассказывает о том, что французский образ жизни очень дорого обходится английской знати. что пристрастие к излишеству и дорогим вещам - по существу, мелочность и похоть, которая ведет к банкротству. В его работах интересно наблюдать как "галантный стиль" становится сатирой на образ жизни, соответствующий этому стилю. Самоирония, даже саморазоблачение стиля, возможные только в театре или в сатирическом произведении, до сих пор подкупают и увлекают зрителя картин Хогарта.
                Но, это только одна сторона или тенденция его стиля, эти качества совершенно очевидно определились господствующим стилем живописи и декоративного искусства первой половины 18го века. Стиль рококо стремился создать  светскую живопись малого формата, а в монументальном искусстве на смену героическому образу приходит подавляющая роскошь декоративного убранства и эротизм. Эрос - влечение к жизни определяет стиль декоративного искусства. У Хогарта все это становится сатирой, памфлетом, иронией, но, иронизируя, художник не только поучает, но и развлекает общество, не только показывает пороки, но, и смешит публику новоявленного буржуазного общества. "Общество торгашей", которые пришли к власти в результате гражданской войны, вело Англию к промышленной революции, начавшейся в середине нового века. И роскошь образа жизни нуворишей, обогатившихся на финансовых аферах, и нищета разорившихся или бездомных воспринимались как равно отвратительные пороки "самой трудолюбивой нации Земли"(по словам Даниэля Дефо).
                Одна из самых примечательных историй того времени - крах кампании Южных морей. Хогарт в 172... году посвятил этому событию серию сатирических гравюр. Английский флот бороздил океаны, устанавливая торговые связи с Африкой и Новым светом, история роста и падения курса акций крупнейшей английской кампании, занимавшейся работорговлей, купившей привилегии для свободного доступа в порты по всему побережью испанских и английских колоний, не одного только Хогарта подвигла на остроумие. Существуют свидетельства, что из-за неожиданного краха кампании лишился своих денег сам Исаак Ньютон. Он, якобы потерял двадцать тысяч фунтов стерлингов, а незадолго до этого  высказался о фантастическом росте курса( в 172... году - с 200 до 1000 фунтов за акцию),
но отказался как либо прогнозировать развитие событий. Буквально он сказал, что не может предсказать безумие людей.
                Это вежливое замечание ученого заставляет задуматься не только о проблемах финансового рынка 18го века и нового времени вообще. Ньютон назвал ажиотаж вокруг курса акций безумием. Видимо, он прекрасно понимал, насколько любое стяжательство - безумно, и был альтруистом, если не пожалел 20 тыс. фунтов на морские экспедиции своей страны к Южным морям. 
                Нравоучительная тема в работах Хогарта восходит к средневековой традиции, к моральным сентенциям и поучениям печатной графики северного возрождения. Здесь мы опять возвращаемся к стилю художника.   


                1. Бытовой жанр у Хогарта. Бунт вещей и бытовых подробностей, внимание к мелочам, неприличным деталям, нравоучение грязных башмаков в рамках стиля рококо. Развитие этого стиля в бытовой жанр, карикатуру или в сентиментальность. Бытовая сторона жизни.   
                2. Наивность деталей в портретах, собаки и люди.
                3. Цельность драматического действия в картине, мизансцены, характеры, положения. 
                4. Традиция печатной графики в Европе и характерный рисунок у Хогарта. Реализм, восходящий к Дюреру, Брейгелю и малым голландцам. Хогарт и городская культура нового времени. 



                Глава вторая.
                Кофемания и общественная жизнь в Лондоне и Европе. Кофейня Слотерз как явление общественной жизни и культуры.
Мужской клуб, начало феминизма. Обстоятельства политики, афера кампании южных морей. Пресса, деловые новости, финансовый рынок. Карьера и обстоятельства личной жизни Уильяма Хогарта.    

                Глава третья. 

                Первые графические серии. Подробно. Заказные портреты. Портрет - повествование. Гаррик в роли Ричарда третьего. Поздние портреты в более свободной и точной манере.   

                Глава четвертая.      

                Уильям Хогарт и английский парламент. "Выборы", "Четыре степени Жестокости". Городской пейзаж у Хогарта. Влияние голландцев, вообще северной школы. Единственное батальное полотно "Гвардейская рота на марше". Сатира на доблесть королевской гвардии.   

                Глава пятая.   

                Поездка во Францию. Хогарт и идеи просвещение. 


                Глава шестая. 

                Росписи в больнице св. Варфоломея. 

                глава седьмая. 

                Главный живописец. Поздние годы, последние гравюры. Академия в Слотерз. Хогарт как объект исследования. Этот художник в России. В Британию лежа на диване(сидя за письменным столом). Актуальность исследования - то, о чем следует сказать в финале.

               

                Приложение 

                Герб города Орска. Альбом - пособие по эмблематике и символике городской среды. Русская Америка как неосуществленный проект.