Малинское городище Глава 12 Повесть временных лет

Ефим Шейнис
Глава 12
 Повесть временных лет

Когда Тарас вошел в аудиторию, она была переполнена. Нашлось достаточно желающих увидеть и услышать знаменитого Петербургского академика, опубликовавшего множество работ по истории древней Руси. Стульев не хватило и многие, в основном студенты, стояли вдоль стен. Шахматова представил член общества Владимир Пе;ретц.
– Сейчас перед вами выступит Алексей Александрович Шахматов. Это совершенно потрясающий человек. Он мечтал стать историком, но стал филологом. Будучи еще гимназистом, он писал статьи, которые публиковал директор его гимназии под своим именем. Потом он выступил на защите магистерской диссертации одного из будущих академиков, и высказал критические замечания, после чего академик не разговаривал с ним до конца жизни. Прошу!
На кафедру взошел подтянутый, средних лет мужчина с большими, усами, и, остановив жестом руки аплодисменты, начал свою лекцию с вопроса.
– Кто слышал о «Повести временных лет»? Поднимите руки. Большинство. Очень приятно знать, что наша историческая наука имеет так много поклонников. Я благодарен Влади;миру Никола;евичу Пе;ретцу за предоставленную мне честь выступить в Киевском обществе летописца Нестора. Я внимательно читаю труды общества и радуюсь глубоким знаниям киевских историков. Буду рад поместить в вашем сборнике и мои скромные изыскания. В Петербургском университете есть тоже историческое общество, и я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. (Аплодисменты). Тема моей сегодняшней лекции, или, сообщения – находки, связанные с «Повестью временных лет». Таких находок за прошлое столетие были три.
Первая находка: Лаврентьевская рукопись – одна из древнейших сохранившихся русских летописей. Она известна в единственном пергаментном списке 1377 года, написанном монахом Лаврентием по заказу великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича и доведена до 1305 года. В начальной части содержит «Повесть временных лет» в редакции игумена  Сильвестра. В 1792 году купил Лаврентьевскую рукопись собиратель русских древностей граф Мусин-Пушкин, сейчас она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Хочу отметить, что в этом списке имени летописца Нестора еще нет.
Вторая находка – Ипатьевская рукопись, написанная в 1420 году. Она так называется, потому что создана в Ипатьевском монастыре под Костромой. Ее текст тоже начинается с «Повести временных лет», но содержит ряд новых сведений. Нашел эту летопись известный историк Карамзин, сейчас она хранится в библиотеке Академии наук. Судя по почеркам, над этой рукописью трудились не менее пяти человек. И здесь имя Нестора не упомянуто.
И, наконец третья, – Хлебниковская рукопись, написанная в 1550 году. Она была обнаружена тоже Карамзиным в 1809 году в библиотеке промышленника, библиофила и мецената Хлебникова. На тот момент библиотека принадлежала дочери Хлебникова Анне Петровне Полторацкой. Карамзин купил эту рукопись и увидел, что она тоже начинается с «Повести временных лет», причем с указанием, что она написана летописцем Нестором. Опираясь на эти рукописи, Карамзин написал многотомную историю российского государства.
Подводя итоги, считаю, что все эти списки – по большому счёту, лишь  копии, в которых оригинал «Повести временных лет» предстает в разных вариантах с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием. Каждый из будущих «соавторов» Нестора рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал, в худшем – переиначивал текст так, что сам Нестор его бы не узнал!
Предупреждая возможные вопросы, сразу скажу: оригинал «Повести временных лет» до нас не дошел, он утрачен.
На этом разрешите закончить. Спасибо за внимание! (Аплодисменты).
– Алексей Александрович, а поиски утраченного оригинала «Повести временных лет» ведутся? – поднял руку Тарас. – Может быть, она преспокойно лежит где-нибудь в пещере какого-нибудь монастыря, в забытом сундуке? Ведь мы так и не знаем, кто создал древнюю Русь, пришлые варяги или Киевские князья?
– Да, дискуссия по этому вопросу ведется, а насчет поисков, мне ничего неизвестно. Ваша версия вполне реальна, если за это дело возьмутся молодые энтузиасты и найдут этот сундук, их имена впишут в историю!
– Можно мне слово? – поднялся молодой человек во втором ряду, – я работаю в музее киевских древностей при нашем университете. Наш музей основал известный киевский археолог Кондратий Лохвицкий, который передал нам свою личную коллекцию. У меня большая просьба к присутствующим, если у кого-то есть предметы старины, принесите их в наш музей. Что-то мы купим.
Когда Тарас ехал домой, он был полон впечатлений и в поезде обдумывал возможные идеи поиска оригинала «Повести временных лет».