Студентка Трагедия духовной слепоты...

Гайкова Нина Николаевна
  Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н." Корягина Ксения Павловна
     Трагедия духовной слепоты...
Поэзия – русская особенно – раскрывает богатство человеческой души, побуждает размышлять – даже философствовать. И образ природы, Вечное Мироздание -  прежде всего побуждает.
Природа живая – у неё есть душа, есть «любовь и свобода», есть язык, которым говорит она с человеком, если тот хочет услышать.
И если наделил человека  Творец талантом, живой душою, то рождаются бессмертные произведения – стихи прежде всего.
 Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
 написал Ф.И.Тютчев.
 Великий русский поэт, как и многие другие считает, что неспособный видеть этого живого начала,  жалок, ничтожен, духовно ограничен. И Замысла Творца постичь не желает и не пытается. Оттого словно от жизни «отвернулся»…
 Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
    И вот словно «продолжает» мысли Ф.И.Тютчева Е.А.Баратынский. Правда, несколько по-иному «продолжает». Как – увидим позже.
 Стихотворение  с несколько странным, на первый взгляд, названием «Приметы».
 Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
 Обретала «язык» общения с людьми, сердце которых  было открытым. Открытым для человека было и сердце природы.
 Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему, выбежав из лесу, волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала…
 Вран (ворон) принял на себя миссию предупреждать о несчастье. И человек не дерзал «проигнорировать» зловещую примету. Порой судьбы целого народа менялись под влиянием «вещаний природы». Перед войском былых времен выбегает волк, как бы ведя за собою в бой и пророча несомненную победу. Символом супружеского счастья и любви считалось появление «голубиной четы».
И вот, наверное, главные – или одни из главных строк:
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в ней дышала.
Но вдруг чувствам стал «противостоять» научный анализ. Не было такого раньше – ведь фундаментальная наука возникла именно в лоне христианской цивилизации.    
А теперь…
 Но, чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.
  Очень печально. И поэт справедливо считает, что многие беды современного ему общества связаны с тем, что человек отвернулся от природы. Природные приметы (крик ворона, рычание волка, появление голубей) служили нерациональным, но единственно правильным руководством в жизни человека. Забвение этих примет стало роковой ошибкой человечества, решившего руководствоваться только собственным ограниченным разумом. Отвергая природу, отверг человек по сути Создавшего её Творца.
А результат – люди, говоря словами Ф.И.Тютчева, «ослепли» - и «нет на земле прорицаний»…
  (Продолжение следует)