Ко дню сапожника

Виктория Новиков
Двое  моих прадедов были коренными киевлянами. Третий  был откуда-то из Польши .  Сапожников среди их детей и внуков не было и быть не могло. . Мой любимый дедушка, с которым я росла, называл их всех, включая моего папу, большими пурецами. Дедушка, вернее его отец, а мой прадед, был одним из «героев»Шолом-Алейхема. Он был сапожником в каком-то городке или селе недалеко от Жмеринки . Сразу после бар-мицвы сыновей своих ( а всего 10 детей дожило до взрослого возраста)  мои прадед и прабабка отправляли  в Киев, в ванькижуковы.  Было голодно, тяжело, хотелось домой. Когда бабушка возмущалась, что он не соблюдает пост , дедушка отвечал « У меня был  пост через день. Я свое отголодал.» Мой дедушка стал учеником мебельщика , а его брат Йосиф - сапожника. Мой дедушка всегда много работал , но зарабатывать не умел . Как выяснилось впоследствии, это генетическое заболевание передается по наследству.
А вот Йосифа можно было бы отправить  из Калифорнии в Неваду  и оставить посреди пустыни  возле продуваемого всеми ветрами и крайне редко посещаемого  туалета  или даже рядом,  в Долине Смерти , и он бы сделал деньги. Йосиф попал в плен к румынам во время Первой Мировой , подружился с местными и вернулся «миллионщиком» . После Второй Мировой он решил не возвращаться в Киев , а поехал в Москву. Он обувал весь бомонд . Вот у моего  дедушки  во рту всегда была сотня гвоздиков для обивки мебели. А у Йосифа вместо гвоздиков была дюжина   таких, как мой дедушка. Йосиф доставал высококачественную кожу, снимал мерку, говорил «Мадам, Вашу ножку» и рассчитывался с заказчицами. Я познакомилась с ним году в 78м. Ему было уже очень за 80. От дел он давно отошел. Подрабатывал мелким ремонтом, набойками. Первым делом он осмотрел  нашу обувь , поставил диагноз и назавтра у нас были новые набойки .
Жил очень скромно .В жизни всегда должен быть баланс. Тут прибывает, значит там убывает. Средством для достижения баланса была послана свыше его любовь к картам и единственная дочь. Все , что он заработал и не проиграл , она потратила.  До копейки. Он совершенно не горевал, принимал все как должное и говорил «Спасибо , Господи, что взял деньгами.» Я так понимаю , что за три года в хедере  он постиг что-то очень важное из древних книг. А может и впитал с молоком матери. 
 Ему было уже за 100 лет, когда мама позвонила как-то раз узнать как у них дела. И он  рассказывает  «Представляешь , пошел в магазин, там человека 4 в очереди. Я говорю «Пропустите, пожалуйста , старого человека». Так один аид говорит «Я тоже старый и таки стою в очереди «. « Сколько Вам лет? », спросил Йосиф . «72», отвечает тот. «Мальчишка. Я в твои годы еще по деревьям лазил. Мне 101.  «.
Дожил он до 102 лет. Умер во сне . За день до этого всю обувь, которую принесли ему на ремонт, закончил ,протер и сверху положил записки с именами и телефонами. © Victoria Novikov