Студент Конфликт. Но отнюдь не отцов и детей...

Гайкова Нина Николаевна
   Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н." Головин Александр Артурович
 "Конфликт. Но отнюдь не отцов и детей..."
   (На примере драматургии А.Н.Островского)
Семья не просто слово. Она основа русской жизни, основа формирования человека. От того, как воспитывался человек в семье, во многом зависит и то, как будет он общаться, выстраивать отношения с другими людьми, как определит своё место  в обществе.
Потому не могла, конечно, не отразить семью - семейное воспитание и наша высоконравственная литература. Во многих  литературных произведениях прежде всего через семью показана суть человека, отношение его к другим людям. 
Но, а может быть, именно поэтому нередко видим мы в литературных произведениях  отношения, противоречащие тому, как должно относиться друг к другу, утрату истинных ценностей, того, что людям заповедал Сам Господь.
Одним из самых ярких примеров того, наверное, стали пьесы замечательного драматурга А.Н.Островского, в которых герои часто словно показывают людям, как быть не должно.
Например, в пьесе «Гроза» - но о ней немного позже. Пока же обратимся к одной из первых пьес – «Свои люди - сочтёмся». С самого начала кажется, что писатель показал известный всем конфликт отцов и детей. Но это не совсем так. Ведь хозяин дома,  глава семьи – купец Большов о семье вовсе не думает. Жена и дочь – дочь особенно – для него словно «товар», словно «сбережения», которые надо удачно «вложить». Вот он и  «вкладывает», выдав дочь за приказчика – потому что объявил себя банкротом, а все деньги, всё имущество на приказчика этого переписал.
Не говоря уже о чувствах дочери, о том, что именно ей с выбранным, навязанным отцом мужем до конца дней жить – делить и стол, и ложе, подобный брак противоречил всем правилам приличия. Но деньги, выгода затмили Большову и это.
А в итоге ещё недавно близкие, как считал Большов,  люди его предают – и остаётся он ни с чем – в долговой яме, из которой, возможно, зять его вытащит, обманув кредиторов, как обманывает всех вокруг.
Дочери же, которая, по её словам, до двадцати лет света не видела, безразлично всё, кроме собственного благополучия. Все помыслы о богатом доме, орловских лошадях и бархатных платьях?
И супруг Лазарь Подхалюзин  не лучше. Да, молодые в пьесе ужасны – но кто их такими воспитал?  Ответ очевиден…
Потому нет в пьесе ни одного положительного героя.
И вот, как говорилось в самом начале, знаменитая «Гроза». Главная героиня Катерина замуж выходила, наверное, не по принуждению – мама дочку любила, лелеяла. Просто время пришло.  И муж Тихон не тиран, не самодур  – только всё это можно сказать о его матери -  Марфе Игнатьеве, а Тихон матери поперёк слова не скажет.
 Да и вообще в этом городе все почему-то считают, что семья может только на страхе держаться. Любовь словно «изгнали» из города, из жизни.
Марфа Игнатьевна называет сына дураком за то, что он хочет, чтобы жена его любила, а не боялась.
Только страх и любовь несовместимы – и Господь любовь завещал, а не тиранию. Кажется, в городе все об этом забыли, хоть и в храм ходят.
И вот итог – самоубийство главной героини – и слова Кулигина о том, что она сейчас пред Судией, Который милосерднее тех, кто на земле, кто тиранит, кто осуждает других, кто живёт без любви.  Речь даже не о самом грехе самоубийства – а о том, что духовное, нравственное начало всеми здесь утрачено. Так что же удивляться?! Удушье грозой разрешается…
Совершенно очевидно, что великий русский драматург                не принимает жизненную позицию многих своих героев и говорит читателю, что так жить нельзя. И показывает,  как поступать не должно.
Но всё же, наверное, говорит писатель, что жизнь можно исправить, если начать строить её по-другому, если научиться любить и уважать тех, кто рядом.
В произведениях великого русского драматурга звучит  голос надежды на то, что русский человек поймёт, осознает то, что семья – понятие сокровенное, что с этими мыслями должно воспитывать детей.
Как сказал русский мыслитель И.А.Ильин, семью, воспитание детей должно «ставить перед Лицем Божиим»