Кириллов и обители. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
Давно я приглядывался к этой территории к северо-западу от Вологды в направлении на Петрозаводск. И если Петрозаводск начали строить при Петре Первом в 1703 году для изготовление здесь военных орудий и боеприпасов на богатых железных рудах, то Кириллов и окружающие его обители возникли  на века раньше, но  их древняя история, на мой взгляд, не совсем достоверна, поскольку укорочена и переписана не на один раз.

Без малого сто лет назад  у Кирилло-Белозерского монастыря, одного из самых больших монастырей России, судьба круто изменилась, и он стал музеем. Конечно, всё лучше, чем тюрьма, но таким образом деятельность монахов, которая  была под абсолютным контролем властей, оказалась под запретом: монахи в музеях не работают.  Политики просто возглавили то направление, которое обычно выполняет оппозиция.

Город Кириллов и монастырь - излюбленное место для кинематографистов. В начале 70-х годов прошлого века здесь снимали фильм «Достояние республики» с Андреем Мироновым, Олегом Табаковым, Спартаком Мишулиным, Евгением Евстигнеевым и другими знаменитыми актерами. В городе и обители  снимали фильм «Монах и бес», проходили съемки сериалов «Апостол» и «Раскол»,  а ещё здесь снят сериал  «Обитель», но мне увидеть его пока не довелось, а если судить по тем кадрам, которые я видел, по тому обилию крови, которая там льётся, то я этот сериал смотреть не буду.

 На слово МОНАСТЫРЬ я охотился ещё 12 лет назад. http://proza.ru/2011/09/20/1506. За эти годы моё мнение только окрепло, что через монастыри власти Великой империи решали вопросы  поддержки и оздоровления тех, кто участвовал в боевых действиях по расширению  империи, по обеспечению спокойной старости для одних и по приобретению жизненного и военного опыта для других. Раненые там получили лечение, состарившиеся на военной службе – заслуженный отдых. К тому же старые учат молодых и этим повышают своё собственное значение в обществе.

Хоть и говорят, что написано пером,  не вырубишь топором, но фальсификаторы прошлого поработали где огнём, где топором,  вычистили прошлое от неугодных и неудобных для них событий, подготовили подложные материалы, документы и факты, доказывая, что русских здесь никогда не было и не могло быть, а потому они не имеют право ни на гигантские территории, ни на Северный морской путь, ни на справедливое слово за столом, где собрались якобы  цивилизаторы с кровавыми руками и полными зависти глазами.

В общем, присматриваемся к маленькому  городку в Вологодской области с самым большим монастырем в России и помним, что население городка не превышает 8 тысячи человек, а туристов в нём ежегодно бывает до 600 тысяч. А повод у меня появился после того, как тяжело раненый герой фильма «Про Петра и Павла» Егор Мефодьевич Веселков пригласил двух мальчишек, русского Павла и немецкого Петера, которые по сути спасли его, перебинтовав ему раны, после войны приехать к нему в город Кириллов, где он до войны работал  плотником,  о чём вспоминал с высокой гордостью. 

Итак, в Вологодской области есть крохотный городок, его можно обойти за несколько часов, но рядом с ним Кирилло-Белозерский монастырь, который занимает внушительную территорию - более 12 гектаров на берегу Сиверского озера.

Кириллов — город в России, административный центр Кирилловского района Вологодской области. Находится в 129 км от областного центра города Вологды и в 100 км от ближайшей железнодорожной станции Череповец.

Википедия сообщает: «В 1397 году с приходом на Сиверское озеро московского монаха Кирилла было основано поселение, выросшее вокруг созданного им Кирилло-Белозерского мужского монастыря».

На мой взгляд, всё было не совсем так. Начнём с даты. 1397 год. Такой даты на Руси никогда не было, то есть она вычислена задним числом через несколько столетий, поскольку реформы Петра Первого сократили летоисчисление на 5508 лет. Напомню, что 20 марта 1719 года Петр I подписал указ «О целительных водах, открытах на Олонце». Так под Петрозаводском был основан первый российский курорт  на базе железистых минеральных источников  – «Марциальные воды» (в честь бога Марса, дающего силу). Слава первой ночи, как говорится, досталась царю. А ведь задолго до него  на восточном берегу Сиверского озера московский монах  Кирилл признал, что вот здесь  то место,  где есть подходящие условия для основания обители. И не одной. Чистый воздух. Чистые воды. Заповедные леса. В стороне от дорог.

В словаре  Владимира Ивановича Даля понятие ОБИТЕЛЬ мы найдём в гнезде глагола  ОБИТАТЬ

ОБИТАТЬ что, где, витать (лат. vita?), жить, пребывать, поселиться, населять собой, быть на жительстве.
Россию обитают разноплеменные народы.
Албазинцы, потомки русских, доныне обитают в Китае.
Мы обитаем на Руси, на Москве, на Вятке.
Господи, кто обитает в жилище твоем? Псалтирь.
Где обитаете? "В Замоскворечье, у Калужской".
Обитаю дом этот (весь), в дому этом 30 лет.
Не обитают у нас лоси, а забеглые бывают.
Рыба обитает воды, птица воздух, а звери землю или материк.
Каково здесь обитается? витается, живется, каково обиталище, обителеще ср. обитель ж. ваша, дом, жилище, виталище, помещение, жилье, жило, квартира, кров, изба, дом или часть его.
|| Обитель, церк. община, монастырь, общежитие; || пристанище для странников, гостиница, постоялый двор.
Неусыпаемая обитель, монастырь с непрерывной службой или молитвами, денно и ночно.
Каков строитель, такова и обитель. Обитание ср. состояние по глаг. и || самое жилище.
Земное обитание наше часовое, небесное вековое.
Обитатель обитательница, жилец, житель, обыватель, живущий, пребывающий где, в земле, в городе, в веси, в доме и пр.
Обитатели земные, лунные, небесные.
Обитатели Сибири чистоплотнее наших.
Обитатели оседлые, кочевые. Обитальщик обитальщица и обитальник, обитальница малоупотр. обитатель; жилец, постоялец. || Обитальница, обитальня, витальница, жилище, дом, покой, жилая комната. Обитаемость ж. от обитаемый, жилой, заселенный; || способность, удобство места или дома к житью, к заселению.
Обитательный, обитальный к обитанию относящ. Обительный церк. обитаемый, населенный; || к обители, в разн. знач., относящ.
Обительский обители принадлежащий, свойственный. Обительствовать, обительничать жить в обители. Толковый словарь живого великорусского языка

Хочу заметить особо, что к моменту составления словаря многое из того, что было связано с доромановской Россией, было уже основательно забыто или преднамеренно утеряно или искажено.  Скорее всего утеряно, чтобы укрепить власть. Ведь за сто лет после Великой смуты в России не осталось многих древних родов, не осталось мастеров, общество было расколото. Вот и монастыри стали восприниматься не столько как обители, место обитания бывших воинов и их семей, сколько  как монастырь с непрерывной службой или молитвами, с обеднями и всенощными. А слова, связанные с обителями, указывают на другое развитие в прошлом. ЛАРЬ. АЛТАРЬ. КЕЛАР. КЕЛАРНЯ. КЕЛЬЯ, КЕЛЕЙНО…  Многие слова изменили значение, другие вышли из употребления, какие-то запрещены властями. Словом, прошлое требует серьёзного исследования, правдивого толкования.


В 1776 году поселение при монастыре было провозглашено уездным городом Кирилловом. К семидесятым годам XVIII века оно стало крупным населённым пунктом, в нём было 335 жилых домов.

Кириллов был центром самого отдалённого северо-восточного уезда Новгородской губернии. Площадь Кирилловского уезда составляла 13078,8 кв. вёрст, то есть была в 2,5 раза больше современного Кирилловского района.

Город Кириллов имел свой герб, утверждённый в 1781 году: "В верхней части щита герб Новгородский. В нижней — повешанное на деревянном треножнике на цепи клепало  - употребляемое  в древние времена вместо колоколов и два положенные при оном железные молота, в белом поле в знак того, что при оном новом городе есть старинный знатный монастырь".

Облик исторической части Кириллова в значительной мере определён планом, составленным Николаем Чечериным и утверждённым Екатериной II в 1777 году. В том же году в крепостной стене монастыря разместили городскую и уездную тюрьму. Что очень важно? Обитель приобрела черты тюрьмы именно при Романовых, особенно таких просвещённых, как Екатерина Великая, которая состояла с переписке с великими просветителями Франции. Узники в монастыре были во все времена, но тюрьмой она стала только после 1777 года.

Неужели ТЮРЬМА – это признак цивилизации?   И как тут не вспомнить великого Вольтера  (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778) и его оценку России и русских.

В частности, Вольтер писал: «Русские были менее цивилизованны, чем мексиканцы при открытии последних Кортесом; рожденные все рабами господ, таких же варваров, как и сами, они закоснели в невежестве: им не были известны ни искусства, ни промышленность». 

Вольтер не увидел, не захотел увидеть, что и рабство, и отставание  пришли в Россию после Великой смуты и воцарения Романовых. В качестве доказательства  причин «рабства», Вольтер вслед за Фонтенелем (11 февраля 1657, Руан, — 9 января 1757, Париж) считал отрицательное влияние изоляции Московии от Европы, поддерживаемой законом, запрещавшим русским ездить за границу.

Некоторые свидетельства «пучины невежества» выглядели под пером Вольтера анекдотично.  Например, летоисчисление «от сотворения мира», начало нового года в сентябре, использование для счета «маленьких шариков, нанизанных на проволоку», и отсутствие арабских цифр. Вольтер считал христианство средством окультуривания народов, но почему-то   отрицал такую роль   русского православия? Кстати, русофобия в Западной Европе подкармливалась властями и не раз перерастала в войны. И сегодня очередной всплеск уже  оборачивается реками крови.


В 1785 году в городе Кириллове находилось 3 кузницы и 4 мельницы, 3 соляных и 2 винных магазина, 4 питейных дома. До великой смуты и польского нашествия на территории Московии ценился трезвый образ жизни. А теперь на четыре тысячи жителей два винных магазина и четыре питейных дома. Спаивание русских началось именно при Романовых.

Среди горожан было 67 ремесленников и 33 купца. Деревянный гостиный двор на Торговой площади насчитывал в то время более 150 лавок. Необходимые для города товары привозили из Ярославля, Вологды,  Весьегонска.

Кирилловские купцы торговали в Москве, Санкт-Петербурге и поволжских городах смолой и дёгтем.

По данным 1-й всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году в Кириллове проживало 4306 человек (лишь вдвое меньше чем сейчас), насчитывалось 746 жилых домов, из них всего 20 каменных и полукаменных.

В 1924 году монастырь был закрыт и на его территории был создан музей.

В 1927 году Кириллов стал районным центром Ленинградской области, а с 1937 года — Вологодской.

По официальным данным, как уже отмечалось, Кирилло-Белозерский монастырь основан в 1397 году и представлял сильную крепость. Стены, воздвигнутые в XVI—XVII веках, опоясывают свыше десяти гектаров. Ансамбль монастыря принадлежит государству, а ещё  одиннадцать больших и малых церквей образуют Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В безвозмездную аренду Русской православной церкви отданы постройки Малого Ивановского монастыря, часть келий Успенского монастыря и один из храмов, в котором проводятся богослужения (церковь Кирилла, 1785 г.).

Слобода Кирилло-Белозерского монастыря росла вместе с монастырём. В 1847 году литературовед С. П. Шевырёв, побывав в Кириллове, написал: «По плану 1777 года в этом городе предполагалось четыре площади и сорок улиц. Прошёл с тех пор семьдесят один год; предположение не сбылось; нет ни одной порядочной площади, а улицы – и одной видной».

В 1828 году через Сиверское озеро прошёл канал герцога Виртембергского, который открыл путь из Волги (через Шексну, Сухону и Северную Двину) в Архангельск. (Герцог был в то время главноуправляющим Ведомства путей сообщений и публичных зданий.) После строительства канала (ныне – Северо-Двинского) уровень воды в Сиверском озере так повысился, что исчез остров, на котором, по преданию, преподобным  Кириллом был установлен крест. Его значение упало после постройки в 1920-х годах Беломорканала.

В 1917 году принадлежавшие кирилловским купцам суда были наионализированы и частично переведены в Вологду и Череповец. Из 4 оставшихся пароход «Надежда»  переименовали  в «Коммунист», «Любовь» - в «Социалист», а «Шотланд» и «Сотозер» остались под своими именами.
Пароход «Любовь» летом 1918 года  помог спасению от смерти многих кирилловцев, доставив хлеб в голодающий город.

В сентябре 1918 года в деревне  Сасуново был убит местный коммунист. В день его похорон карательный отряд из Череповца расстрелял у горы Золотухи самых чуждых для новой власти людей – епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), игумению Ферапонтова монастыря Серафиму (Сулимову), бывшего земского начальника Михаила Трубникова, офицера Николая Бурлакова, купцов Филиппа Марышева и Анатолия Барашкова.

Здешний старожил дядя Саша так передал поэту Юрию Кублановскому народное предание о последних минутах мучеников: «Епископ всё молитву читал, а матушка-игуменья вдруг тушеваться начала. И вот тушуется и тушуется. А епископ и говорит ей: «Не тушуйся, мать-игуменья, молись!» Привели к яме и стали стрелять. Матушку убили, мужиков убили, а епископ всё молитву читает, хоть стреляют в него чуть не в упор. Кончил молиться и говорит: «Вот теперь убивайте!»».

Празднование мучеников Варсонофия, Серафимы, Николая, Филиппа, Анатолия, Михаила совершается в день их смерти – 2 (15) сентября. На месте расстрела, на склоне горы Золотухи, установлена деревянная часовня.


С Кирилло-Белозерской обителью связана и деятельность Преподобного  Нила  Сорского (1433–1508).

О его жизни до монашества известно мало,  происходил он из крестьянской семьи, но знал грамоту. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путешествие в Святую Землю, был в Константинополе и на Афоне. Там он остановился надолго, научился уединенной жизни в молитве и созерцании.

Вернувшись на родину, основывал скит, получивший потом его имя, и собирал тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки.

Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности,  с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко.

Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд посланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание.

О каких фактах ещё не забыть? Кстати, в глобальной сети материалов о городе Кириллове и об обители много.

Об основателе обители, Преподобном  Кирилле Белоезерском надо сказать, поскольку официальная версия не совпадает с народной молвой. В миру он Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков – Преподобным Сергием. В 1390 году  братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году  он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

А молва гласит, что он с самого первого дня на Белом озере задумал построить обитель, а когда  число братии умножилось, Преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы, ко Святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келию. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Келии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Однажды не хватило вина для Божественной литургии, преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии. Однажды преподобный укротил бурю на озере.

Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, Преподобный Кирилл блаженно почил на 90 году своей жизни 9 июня 1427 года.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более двух тысяч книг, среди них 17 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Монастырь был одним из оплотов нестяжательства – духовно-нравственного течения, опасавшегося чрезмерного обогащения монастырей. В Кирилло-Белозерском монастыре жили духовные вожди нестяжателей – преподобный Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин, отсюда духовная проповедь нестяжателей звучала по всей Руси. Влияние нестяжателей обусловило то, что с 1482 по 1515 год монастырь не приобретал земельных владений. Здесь также создаётся богатейшая монастырская библиотека на Руси: в её основу легли 17 рукописных книг,  принадлежавших основателю монастыря, а главным составителем библиотеки стал старец Евфросин в XV веке. В монастыре трудился и известный духовный писатель и агиограф Пахомий Серб.


С первой половины XVI века в Кириллов монастырь стали регулярно ездить на богомолье Московские великие князья и цари. На их средства обитель начала быстро застраиваться каменными зданиями. В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал великий князь Василий III с молодой женой Еленой Глинской – вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника, которым стал будущий царь Иоанн Грозный. В память об этом в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, а впоследствии Иоанн Грозный пожертвовал обители огромную сумму в 28 тысяч рублей. Трижды побывав в Кирилловом монастыре, Иван Васильевич высказал желание постричься в нем в монахи, и перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.

В годы опричнины монастырь служил местом ссылки многих известных деятелей того времени, таких как воевода князь Воротынский – герой Казанского похода, митрополит Московский Иоасаф, касимовский царевич Симеон Бекбулатович, ученый монах Сильвестр, бояре Шереметьевы, князья Воротынские и представители многих других знатных боярских семей. Ссыльные бояре делали значительные вклады в монастырь, на эти средства была, в частности, возведена церковь во имя равноапостольного князя Владимира над могилой князя В. И. Воротынского.

В XVI века в монастыре было возведено много новых церквей и зданий, так что к концу века разросшийся монастырь разделили на две части – территория, вокруг той самой горки, где жил преподобный Кирилл, обстроенная храмами и службами и обнесенная оградой, стала называться Горним, или Малым Иоанновским монастырем. В конце XVI века Кирилло-Белозерский монастырь был мощной по тем временам крепостью с каменной стеной протяженностью около километра, с восемью башнями и тремя подъездными воротами. В монастырской библиотеке к XVII веку уже насчитывалось 2092 рукописи, среди которых – древнейший список «Задонщины», летописные своды XV-XVI веков. В монастыре складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера.

Монастырь имел свое подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов; к нему приписывались захиревшие окрестный обители, как Нило-Сорская. В годы расцвета монастырь был богатым землевладельцем, имевшим также соляные и рыбные промыслы. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.

Несмотря на многие слабые места, крепость позволила монахам в 1612-1614 годах трижды отбить попытки интервентов во главе с паном Песоцким и «воровских людей» захватить монастырь. И, хотя обширное монастырское хозяйство было разорено дотла, сама обитель уцелела. К 1630 году монастырь восстановил разрушенное хозяйство, стали возводиться новые храмы. В 40-е годы также были построены и каменные корпуса настоятельских и братских келий. В июне 1648 года в стенах Кирилло-Белозерского монастыря укрывался от московского восстания боярин Борис Иванович Морозов – воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича. Царь писал монахам: «Если убережете, я вас пожалую так, чего от зачала света такой милости не видели». За спасение Морозова настоятели монастыря получили сан архимандрита, а обитель – средства на возведение новых крепостных стен: царь пожертвовал 45 000 рублей, а еще 5 000 дал боярин Морозов. Сооружение стен началось в 1654 году.

В 1676-1681 годах в монастыре жил под строгим надзором патриарх Никон.

В 1998 году президентским указом ансамбли Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей и музей-заповедник были включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Монастырь ныне сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия Кирилловского и игумении Серафимы Ферапонтовской, где сейчас установлен памятный крест и заложена часовня.

В одном км от обители находится святой источник, вода из которого поступает в монастырь по деревянному водопроводу, устроенному в конце XIX в. Говорят, что вода по трубам течёт в гору.

Как видим, есть что посмотреть, и есть чему удивиться.