На дальних рубежах

Евгений Костомаркин
   
         В далёком 1993 году далеко за пределами России происходили драматические события, повлиявшие не только на историю нашей страны, но и на судьбы многих людей. В далёком Таджикистане бушевала гражданская война. И только благодаря российским миротворцам и пограничникам удалось избежать трагедии для целого народа маленькой, но гордой страны Таджикистан, и защитить южные рубежи Российской Федерации.
         Ранним утром 12 июля пограничный наряд на юго-восточной окраине опорного пункта 12-й заставы Московского пограничного отряда обнаружил проход противника к заставе.  Застава была поднята по команде «к бою». В момент занятия личным составом обороны, по пограничной заставе противник открыл огонь реактивными снарядами из миномётов, РПГ и автоматического оружия. В результате разрывов снарядов были разрушены казарма, узел связи и другие служебные помещения. Пограничников было 48 человек, 2 офицера и 46 солдат и сержантов, из них 3 прикомандированных военнослужащих 149 мотострелкового полка 201 мотострелковой дивизии. Из бронетехники было одно БМП, которую сожгли в первые минуты боя. Из тяжелого вооружения – один станковый противотанковый гранатомёт и АГС-17, который сразу заклинило. Для захвата заставы привлекалось до 250 боевиков 55 пехотной дивизии Исламской Республики Афганистан Кази Кабира. Силы нападавших возглавлял афганский полевой командир Кари Хамидулло. 
     Начальник заставы Михаил Майборода, бросился к СПГ и начал стрелять – моджахеды были уже в 20 метрах, выбегали из-за здания заставы. Там его тяжело ранило осколком в спину снарядом из «безоткатки». Лейтенант Андрей Мерзликин, заместитель начальника заставы, сделал ему перевязку и поручил Мише Куликову и Вите Барбашову приглядеть за командиром, а сам ушёл руководить на другой фланг. В траншею летели гранаты, местами доходило до рукопашной – ребята хватались за камни. По заставе, окруженной с трёх сторон горами, били из всего, что стреляет: миномётов, РПГ, пулеметов, станковых гранатомётов и снятых с вертолётов блоков НУРС – не управляемых реактивных снарядов. От многочисленных разрывов здание казармы, дома офицеров и хозяйственные постройки загорелись.
   В самом начале боя афганцы отрезали оставшихся в живых защитников заставы от складов с оружием, но выбить из последней импровизированной цитадели – полуразрушенной траншеи на краю плато – не могли несколько часов. Когда стрельба немного утихла, пограничники пытались вытащить командира, но безуспешно. Духи не давали поднять головы, работали снайперы. Ребята кричали оставшимся с командиром Башарову и Куликову, но те не отвечали. А через некоторое время услышали, как Куликов крикнул какому-то моджахеду: « Чего смотришь? Давай стреляй!» И все поняли: всё, им конец.
      Боеприпасы заканчивались, и тогда рядовой Додокалонов бросился к полыхающему ДОСу, где под кроватью оставалась коробка с патронами для пулемёта. Ему удалось принести принести цинк на 200 патронов. Распределили всё поровну. Позже, когда вышли, подсчитали -  на каждого осталось по семь патронов.
      Около 11 часов дня в небе появились два российских вертолёта и нанесли удары по укрывшимся в горах боевикам. Снижаться рядом с заставой летчики не рискнули – пару месяцев назад в этом районе из ПЗРК сбили самолет. Видя, что боеприпасы на исходе, связи нет и помощи ждать неоткуда, командир понял: пора уходить – или их всех просто перебьют. В живых осталось 18 человек, из них двое тяжелораненных: один с пулевым в живот, второй – в руку.
       Прорываться решили по ущелью с ручьём, в сторону ближайшего кишлака Сари-Гор – по расчётам лейтенанта Мерзликина, только в этом направлении был шанс встретить своих. Отход он организовал по всем правилам: впереди авангард из самых крепких бойцов, затем основные силы и раненные, после них замыкающий. Прикрывать колонну поручили сержанту Сергею Евланову. Возле кишлака отряд наткнулся на засаду моджахедов, оставленную, чтобы перерезать дорогу группе поддержки. После короткой перестрелки пограничники попытались обойти Сари-Гор выше. Но там их снова встретили шквальным пулемётным огнём. Во время перехода Евланов получил сквозное ранение грудной клетки.
        На наших наткнулись на так называемом третьем плато, у стыка зон ответственности 12-й и 13-й застав. Вышли прямо на авангард усиленного бронетехникой резерва Московского пограничного отряда, который двигался на выручку с 13-й заставы. Командовал группой подполковник Масюк.
        Помощь не подоспела вовремя, потому- что моджахеды предусмотрительно заминировали единственную дорогу, ведущую к 12-й заставе, и держали её под плотным огнём, не позволяя сапёрам снять мины. Пробиться к заставе удалось только к вечеру.
         Всего в боестолкновении на 12-й заставе погибли 25 российских военнослужащих, потери боевиков – около 70 человек. Звания Героя Российской Федерации удостоены: лейтенант Андрей Мерзликин, рядовой Сергей Борин (посмертно), сержант Сергей Евланов, сержант Владимир Елизаров (посмертно), сержант Сергей Сущенко (посмертно), рядовой Игорь Филькин (посмертно). А также 29 пограничников награждены орденом «За личное мужество», 17 – медалью «За отвагу».
         Слава живым и вечная память павшим героям защитникам нашей Великой родины: Российской Федерации.