Гений и посредственность

Дориан Грей
Гений и посредственность
(Для легкого домашнего чтения на выходные)

Был вчера у зубного. Решился поставить имплантат. Это удовольствие не скорое – несколько этапов с разными интервалами. Обещали, что первая процедура займет не более десяти-пятнадцати минут. Оказалось, что кости у меня плотные – спасибо родителям, имеют фенотип «Д». Засверливались в нижнюю челюсть долго и агрессивно. Провел я в кресле около часа и не раз за это время пожалел, что сподвигся на эту авантюру. Вот ничего же не болело – сам себе герой…
А в это время в приемной ждала следующая пациентка, которая ставила себе уже восьмой (!) имплантат. Сидела, улыбалась, словно пришла на массаж в тайский салон.
Или вот еще. Тоже вчерашний случай. В любом жилище в процессе эксплуатации накапливается всякая мелочевка: там лампочка в хитром месте перегорела, там плитка отошла, там замок разболтался. Из меня мастеровой – ну, совсем никакой. Скажем, если захочу навесить плафон, то обязательно разобью его вдребезги. Проверено. Я – тот самый Зайчик из мультфильма «Так сойдет!»:
Не ведаю, не ведаю я скуки,
Я - заяц, бум-бара-бум, я - весельчак,
Я - мастер, да я - мастер на все руки,
На все дела мастак!
Другими словами, мучался бы я целый день, что-то обязательно бы повредил - и себе, и дому, разозлился бы до бесконечности и потерял бы аппетит. А вот настоящий Мастер приехал, справился в полчаса и уехал. С улыбкой, шутками и прибаутками.
Ежедневно убеждаемся мы: не всем дано… Не всем дано иметь мягкие кости, уметь мастерить, петь, плясать, рисовать, нырять на сто метров, прыгать с парашютом, играть в теннис или на барабанах, жать от груди сто пятьдесят, находить мудрость в древнекитайской философии, находить радость в алкоголе, курении, тех или иных сексуальных практиках, не всем дано варить пиво, учить детей, лечить зверей, готовить рагу или щебетать на корейском языке. Но мы все равно меряем годность\негодность других по своему лекалу.  «Если бы каждый измерял величие по себе, - говорили те же древние китайцы, - то все на Земле были бы великими».
Человек – животное социальное. Высокое и тонкое искусство обитать среди себе подобных как раз и заключается в умении признавать «инаковость» окружающих. В способности не требовать от других своих умений и не требовать от себя умений других. Путанно и непонятно? Да ничего подобного, просто все, как ручка от трактора (почему-то в детстве мы говорили именно так).
Ну, не умею я жонглировать горящими факелами, выписывать фуэте на льду, взбираться по отвесным склонам, делать полицейский разворот и очень плохо знаком с грамматикой китайского языка. Неловкий, трус, лентяй и бестолочь – так скажут про меня жонглеры, фигуристы, скалолазы, гонщики и китайские филологи. Да и у меня найдется, что сказать в их сторону с высоты своих умений.
В одном из сотен прочитанных мною фантастических рассказов 60-х годов был такой сюжет: детей тестировали на врожденные способности и выдавали четкий вердикт по профессиональной ориентации. Главного героя определили в гениальные резчики по камню, а он так хотел стать астронавтом. И стал он трудолюбивым посредственным астронавтом, а мог бы стать гениальным резчиком по камню.
Когда смотришь на чудеса, которые умеют вытворять другие, так хочется преодолеть себя, упереться лбом и освоить-таки… Не важно, что именно – скейт, парус, мотоцикл, лыжи, акваланг, кунг-фу, двуручный меч, технику пастозной живописи. И ведь упираешься и начинаешь осваивать. Только гениальным не стать, а посредственностью быть не хочется. Почва для сорняков-комплексов, а потом фрустрацияяяяя…. Оно нам надо?
Правильно – не надо. Не лучше ли легко продвигаться по открытому для тебя пути, чем со скрипом, через силу отворять запертые двери? Сколько пользы себе и обществу может принести человек, который занимается своим – пусть простеньким, но таким прочувствованным, таким близким, таким радостным – делом вместо того, чтобы тратить время на преодоление себя, на протискивание в узкий проход не свойственных ему способностей? Но нет же - гениальные музыканты продолжают варить посредственное пиво, а гениальные пивовары продолжают посредственно терзать контрабас в филармонии.
Каждый из нас в чем-то гениален. Судьба подскажет. Интерес к какому-либо занятию, порой самому неожиданному, вспыхнет путеводной звездой, и тогда – в добрый путь. Как далеко можно уйти, скользя по течению, а не прорывая новые тупиковые русла! И только в одном не бывает гениев – в полном безделье. Нет гениальных бездельников, есть те, кто еще не нашел свое направление. Кто еще не обнаружил в себе гениального резчика по камню и все еще пытается стать посредственным астронавтом. А это раздражает. И того, кто пыхтит на чужом поприще, и тех, кто наблюдают за этими потугами со стороны.