Разбойник Савка. Ч. 2. Сер. 6

Марина Егорычева
РАЗБОЙНИК САВКА
Сценарий по роману "Савкин овраг"
жанр: историческая сказка
Часть 2. Серия 6


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 6. Савке и его товарищам удается хитростью захватить коломенского ключника, а потом выставить его перед царем с разоблачающим письмом. Царю такое самоуправство очень не нравится. Савка стал популярным, о нем говорят не только в Коломенской волости, но и на Красной площади. Савка по характеру бедовый, он идет в Сущово, там владения Марьи-разбойницы, о ней идет страшная слава. Марья отпускает Савку, он возвращается в кабак. Этого ему мало, он с Иваном-дураком отправляется в дом к Стрешневу, чтобы посмотреть на диковинные серьги. Его обнаруживает Стрешнев, Мария Лыкова приходит на помощь мужу, Савке не удается уйти. Но Стрешневы всегда были к нему благосклонны, он ничего дурного не замышлял, его отпускают. Савка идет в Москву вместе с Иваном-дураком, они заходят в притон к Анцифорову в Кадашах и выкупают у него девушку из рабства, которая назвалась Марфой. Савка отводит девушку к купеческой вдове, возвращается в кабак. Наутро становится ясно, что Иван-дурак пропал, Савка едет в Москву и находит его мертвым на Болоте. Савка понимает, что его убили Анцифоровы. Савка решает самому
их не убивать, он хитростью заманивает их в западню, Анцифоровых уличают в преступлениях, царь велит выслать всю семью из Москвы.



НАТ. ОКОЛИЦА ЗАБОРЬЯ ЛЕТО ВЕЧЕР

По дороге к Заборью едет в бричке Ключник Петр Жадовский, бричкой правит Агафон, бричку сопровождают два всадника.

КЛЮЧНИК ПЕТР ЖАДОВСКИЙ
Стой, слезаем!
(Агафону)
Лошадь напои!

Агафон на бричке куда-то уезжает.

Ключник Петр Жадовский вылезает из брички, всадники спешиваются, держат коней под уздцы.

Ключник Петр Жадовский оборачивается, подходит к плетню Бабки Дарьи. Всадники стоят поодаль.

Ключник Петр Жадовский уже собирается приспустить портки, как неожиданно откуда ни возьмись к нему подходят нищий и нищенка – переодетые Иван-дурак и Ульяна.

УЛЬЯНА
Люди добрые, подайте на пропитание, детишек двое, муж пропал безвестно.

Ключник Петр Жадовский останавливается. Подбегает один сопровождающий, отгоняет Ульяну и Ивана-дурака.

Ключник Петр Жадовский снова начинает приспускать портки. К нему снова подходит Иван-дурак и Ульяна.

Иван-дурак прикидывается косым и кривым. Один из сопровождающих опять начинает за ними гоняться, но Иван-дурак и Ульяна разбегаются в разные стороны. К сопровождающему на помощь приходит второй сопровождающий, но в то время, когда он подбегает к Ивану-дураку, непривязанные лошади начинают уходить, он бежит к лошадям.

В это время к Ключнику Петру Жадовскому подкрадывается Бабка Дарья, в руке у нее деревянная лопата. Ключник Петр Жадовский уже хочет сделать свое дело, вовремя оборачивается и видит женщину, замахнувшуюся на него лопатой. Он сторонится.

Сопровождающий хочет отогнать Бабку Дарью, но бежит обратно на помощь своему товарищу, вместе они ловят лошадей.

Бабка Дарья гонит Ключника Петра Жадовского к оврагу.

Сопровождающие сумели поймать лошадей, они оборачиваются и не находят Ключника Петра Жадовского.


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО ВЕЧЕР

Андрей и Тимофей тащат Ключника Петра Жадовского с мешком на голове, за ними идет Савка. Выходят из оврага, у оврага их ждет телега, у телеги стоит Староста и еще два крестьянина. Андрей и Тимофей передают Ключника Петра Жадовского крестьянам, сами бегут обратно в овраг.

Андрей, Тимофей и Савка бегут по оврагу.

АНДРЕЙ
Савка, а почему было только два человека с ним, а где еще два?

САВКА
А еще два по дороге огурчиков с молоком поели.

ТИМОФЕЙ
Как так?

САВКА
А вот так, я сам угощал.


НАТ. ДОРОГА ИЗ КОЛОМЕНСКОГО ЛЕТО ДЕНЬ

Царь Алексей Михайлович едет с соколиной охотой налегке, он на коне, за ним следуют конные стольники, рядом с царем Стольник-2, Родион Матвеевич Стрешнев, Семен Стрешнев, за царем следуют сокольники с соколами, среди них Сокольник Юров.

Все замечают у дороги человека с кляпом во рту, привязанного к дереву, это Ключник Петр Жадовский. За веревкой торчит грамота.

К ключнику подходит Стольник-2, берет грамоту, идет к царю, ключника отвязывают стольники.

Стольник-2 стоит перед царем, ему приказано читать.

СТОЛЬНИК-2
Я, вор и разбойник Савка, хочу сказать тебе, великий государь, что не вор я вовсе, а тебе помогаю воров и взяточников на чистую воду выводить! Твой управитель села Коломенского твоим крестьянам подбрасывает вино с умыслом, а потом твои крестьяне откупаются великими подарками за это! И тебя он, великий государь, обкрадывает, скопил себе казну немалую серебряными монетами и держит её у себя под печкой, ты это проверь! И бояре твои, государь, все воры и взяточники, а тесть твой …

Все затихли. Царь свирепеет.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Хватит! Разве не поймали ещё разбойника? У меня под носом сидит и мне ещё письма смеет писать?

РОДИОН МАТВЕЕВИЧ СТРЕШНЕВ
Два раза овраги обыскивали – и никого не находили, великий государь! Думаю, разбойник, которого Савкой называли, пропал уже давно, а это, государь, кто-то решил его именем назваться для острастки.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Государь, думаю, ключника крестьяне поймали за обиды великие, надо бы тайник проверить.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Кто-нибудь пусть поедет и описанный тайник проверит, и если окажется правдой – в тюрьму Жадовского посадить, на хлеб и воду!

Поезд Царя Алексея Михайловича двигается дальше.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК ЛЕТО ВЕЧЕР

В кабаке много народа, в основном местных. Сидят Служивый Егошка, Мужик Лукьян, Мужик Демьян, все пьют и что-то горячо обсуждают.

МУЖИК ЛУКЬЯН
А баба Дарья как возьмет лопату, как огреет ключника, а он как завопит, тут они из оврага повыскакивали, ключника связали и утащили.

МУЖИК ДЕМЬЯН
Сказывали, три дня где-то в подполе сидел, богатой казной откупался, а ему – ан нет, не нужна твоя казна, ты ее царю сам вернешь, он тебя на радостях выпорет.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Это всё Савка, больше некому такое дело провернуть, он ростом велик, душой – смел, а духом – справедлив!

Андрей стоит за прилавком, Тимофей разносит кружки с вином.

МУЖИК ЛУКЬЯН
Эх, субботний день, гуляем пока.

МУЖИК ДЕМЬЯН
Тимошка, вернуться не хочешь, а то пахать некому!

ТИМОФЕЙ
Я оброк плачу, у меня промыслы в Москве, я дядьке помогаю в садах.

Савка сидит в углу, переодетый в седого старика, довольный попивает вино.

Приходит Иван-дурак с бутылками.

ИВАН-ДУРАК
Вот, принес, сказано – угощение для крестьян котельских от хозяйки.

Все одобрительно шумят.


НАТ. МОСКВА КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ ЛЕТО ДЕНЬ

По рядам бегает Сковородка.

СКОВОРОДКА
Разбойник Савка ключника коломенского поймал!

Сковородка бежит дальше.

СКОВОРОДКА
И к дереву привязал.

Сковородка бежит дальше, добегает до Шапочного ряда, до прилавка Продавца шапок и Продавщицы шапок, у прилавка стоит Баба Агафья Петровна, смотрит шапки.

СКОВОРОДКА
А тут царь-батюшка с охотой. Хорошо, говорит, что такой честный разбойник у меня в Коломенском завелся, вот бы у меня такие бояре бы были!

БАБА АГАФЬЯ ПЕТРОВНА
А про разбойницу Марью что слышно нового?

СКОВОРОДКА
А разбойница Марья … разбойница Марья сказала, что если этот Савка к ней в рощу пожалует, она его не помилует!

Сковородка убегает. Прибегает Стрелец Петр.
 
СТРЕЛЕЦ ПЕТР
Добегаешься скоро!

Стрелец Петр убегает. Подходит Савка, переодетый в старика.

САВКА
А где ж та Марья-разбойница разбойничает, а кто ее видел?

БАБА АГАФЬЯ ПЕТРОВНА
Говорят, часто бывает она у последнего кабака на Дмитровской дороге, в Сущеве. А видать ее – никто не видал.

Баба Агафья Петровна уходит.

Подходит МАРЬЯ РАЗБОЙНИЦА, здоровенная низкорослая баба, лет 28, одетая как посадская, говорит низким голосом.

МАРЬЯ РАЗБОЙНИЦА
Говорят, красой ее кличут и нет такого мужика, который бы ее не боялся.

Марья Разбойница покупает мужскую шапку, осматривает Савку с ног до головы и уходит.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КУХНЯ ЛЕТО ВЕЧЕР

Савка сидит за столом, точит нож. Входит Ульяна, достает хлеба из печки, берет полотенце, накрывает их.

Входит Андрей, отщипывает кусок от свежеиспеченного хлеба, садится за стол.

АНДРЕЙ
Зарезать кого хочешь?

Ульяна креститься.

САВКА
Ерунду не пори, девку испугал.

АНДРЕЙ
А я вот на Красной площади был, так там все судачат, что Марья-разбойница похвалялась тебя убить и в воду посадить, если ты ей на пути попадешься.

САВКА
Мало чего люди болтают, эту бабу никто и описать толком не может.

АНДРЕЙ
А еще говорили, что ты, Савка, побоишься в Сущево идти!

Савка убирает нож.

САВКА
Пойду погуляю на улице, надоели.

Савка встает и уходит. Андрей наливает себе молока и отламывает кусок хлеба. Входит Иван-дурак.

ИВАН-ДУРАК
Готовы хлеба? Алена спрашивала.

УЛЬЯНА
Готовы.

ИВАН-ДУРАК
А куда это Савка на коне ускакал? Сказывал, чтобы за ним никто не смел ходить, один хочет.

АНДРЕЙ
А куда это он на ночь глядя?

УЛЬЯНА
Я вот всё думаю и понять не могу: кто здесь дурак у нас?

Ульяна берет ведерко и уходит.

АНДРЕЙ
Лишь бы чего не случилось! Как бы Алена не узнала.


ИНТ. СУЩЕВО КАБАК ЛЕТО НОЧЬ

В кабаке мало посетителей, обстановка зловещая.
Савка сидит и пьет, но на самом деле внимательно смотрит на посетителей.

САВКА
(про себя)
Местечко разбойничье, все приметы налицо. Смотрят исподлобья, обдумывают, каким обычаем лучше меня зарезать.

Савка смотрит на мужика у стены, это ТОВАРИЩ РАЗБОЙНИЦЫ МАРЬИ, 40 лет, большой и сильный.

САВКА
(про себя)
Так это ведь он и есть! Помню приметы: ростом высок, костью широк, волосом рус, борода невелика, руса ж с сединою, поперек лица рубец … Чую, это он и есть товарищ Марьи-разбойницы!

Савка смотрит на другого мужика, это переодетая Марья-разбойница.

САВКА
(про себя)
Борода без усов, лицо знакомое, шапка, да шапка…

Марья-разбойница встает, идет к выходу.

САВКА
Зад широк, виляет как баба, так это и есть баба …

Савку трогает за плечо Товарищ Разбойницы Марьи.

ТОВАРИЩ РАЗБОЙНИЦЫ МАРЬИ
Ну-ка выйдем, дело есть, и не кричи тута!

НАТ. СУЩЕВО ЗА КАБАКОМ ЛЕТО НОЧЬ

Стоят Савка и Товарищ Разбойницы Марьи.

ТОВАРИЩ РАЗБОЙНИЦЫ МАРЬИ
Ты зачем к нам приперся? Было сказано, не ходи, теперь смерть примешь лютую …

Товарищ Разбойницы Марьи достает большой нож.

Савка то же достает нож.

САВКА
Испугал, просто так не дамся.

Савка и Товарищ Разбойницы Марьи уже готовы наброситься друг на друга, тут приходит Марья-разбойница.

МАРЬЯ-РАЗБОЙНИЦА
Волю заимел без моего ведома резать?

Марья-разбойница со злостью бьет Товарища Разбойницы Марьи кулаком, сбивает его с ног.

САВКА
(про себя)
Вот это баба … краса!

Товарищ Разбойницы Марьи поднимается. Разбойница Марья показывает ему свою длинную косу.

РАЗБОЙНИЦА МАРЬЯ
Я тебя сейчас своей косой задушу, чтобы против моих слов не делал!

САВКА
(про себя)
… и длинная коса!

Товарищ Марьи разбойницы уходит. Разбойница Марья подходит к Савке.

РАЗБОЙНИЦА МАРЬЯ
А ты не струсил, пришел. Про меня люди много лишнего бают, будто я мужиков люто не люблю, брехня это, это товарищ мой ревнивый, как узнает, что мне кто-то приглянулся – зарежет. А я только по необходимости. Что скажешь?

САВКА
Вижу, что ты здесь первая разбойница, равных тебе нет …

РАЗБОЙНИЦА МАРЬЯ
Ты меня не умасливай, не люблю…

САВКА
Вижу, баба ты строгая, держишь всех в кулаке. Не хочу у тебя на дороге становиться, пойду восвояси.

РАЗБОЙНИЦА МАРЬЯ
Ну смотри, хочешь к нам в товарищи иди.

САВКА
Спасибо за приглашение, только – я сам себе атаман!

РАЗБОЙНИЦА МАРЬЯ
Тогда ступай, пока я не передумала, коня твоего тебе приведут!


НАТ. ДОРОГА В МОСКВУ ЛЕТО НОЧЬ

Савка едет на коне. Навстречу ему Андрей.

САВКА
Кто это? Отзовись!

АНДРЕЙ
Савка, ты ли это? Я уж не чаял!

САВКА
Чего такое? Просто за табачком решил съездить.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК ДВОР ЛЕТО УТРО

За столом под навесом сидят Савка, Андрей, Тимофей, Иван-дурак. Они играют в карты. Идет дождь.

САВКА
Ишь, зарядил!

АНДРЕЙ
Савка, а ты ее видел?

САВКА
Ну видел.

ТИМОФЕЙ
И какова она? Правда, что очень красива?

САВКА
Ну, видел я ее … она … не то что красива … одним словом «краса баба»!

ИВАН-ДУРАК
А я бы к ней не пошел, побоялся бы!

Из избы выходит Алена, выплескивает воду из тазика.

АНДРЕЙ
Прознала Алена, проговорился кто-то.

ИВАН-ДУРАК
Это не я, я язык за зубами умею держать, это Ульянка.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КУХНЯ ЛЕТО ВЕЧЕР

На кухне Алена моет посуду, Савка точит ножи.

АЛЕНА
Надо же до такого додуматься, прямо на верную смерть идти!

САВКА
Да не причитай так, живой я!

АЛЕНА
А ты знаешь, как я перепугалась!

Алена начинает хныкать.

АЛЕНА
Всю душу мне вынул.

САВКА
Опять слезы!

АЛЕНА
Зачем пошел, думал красивая баба? Люди врут.

САВКА
Не, ты ее краше! Да и красивая – некрасивая, жутко от такой бабы, бежать и не оборачиваться.

Алена успокаивается.

АЛЕНА
Наточил ножи? Давай уберу!

Алена убирает ножи со стола.

САВКА
Давно ты мне новости не рассказывала.

Обрадованная Алена садится, ставит на стол миску с пирогами, Савка берет один.

АЛЕНА
Говорили бабы у колодца, что царевны с певчими живут! А как народятся у них дети - отдают их певчим дьякам!

Савка давится.

САВКА
(шепотом)
Ты чего несешь?! А если услышит кто? Беги от таких рассказчиков.

АЛЕНА
Да что ты меня за дуру держишь? Я же только тебе рассказываю!

Алена берет пирог.

АЛЕНА
А вот еще, сказывали, что Стрешнев своей жене серьги заказал у ювелира, сами они чудные, то ли как хвосты у птицы, то ли как сами птицы … это потому, что он ее любит.

Алена встает, достает наливочку с полки, садится, наливает Савке и себе.

САВКА
Кого любит?

АЛЕНА
Жену свою. Потому и серьги диковинные дарит.

САВКА
И у тебя серьги есть.

АЛЕНА
Таких нету.   


НАТ. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ДВОР СТРЕШНЕВА ЛЕТО ДЕНЬ

Савка и Иван-дурак прячутся в саду, за деревьями.
В саду под балдахином стоит накрытый стол.
Приходит слуга, ставит кушанье на стол, уходит, опять возвращается.

САВКА
Щас они обедать будут в саду, а мы быстро в покои.

ИВАН-ДУРАК
А слуги нас схватят?

САВКА
Они любят одни обедать, слуг усылают в людскую избу. После обеда все спать лягут, мы тихо и уйдем.


ИНТ. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ДВОР СТРЕШНЕВА ПОКОИ ЛЕТО ДЕНЬ

В покоях хозяев Савка и Иван-дурак роются в шкатулках, что-то ищут.

САВКА
Ищи серьги с птицами, с хвостами, с цветами, чудные какие-то.

ИВАН-ДУРАК
Ох, как хозяева придут.

САВКА
Время есть, они с часок обедать будут!

ИВАН-ДУРАК
А бояре что на обед едят …

Слышны голоса Семена Стрешнева и Марии Лыковой.

САВКА
Чего это они? Прячься!

Савка и Иван-дурак залезают под кровать.

В покои входят веселые Семен Стрешнев и Мария Лыкова.

Савка и Иван-дурак под кроватью.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Степан, осторожней бы, спину потянешь!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Эх, так тебя я и не откормил, голубка моя!

Кто-то плюхается на кровать.

САВКА
Что это они собираются делать?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Лебедушка моя белая!

Савка неодобрительно гримасничает.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Сокол ты мой ясный!

Савка одобрительно гримасничает.

ИВАН-ДУРАК
А что они будут делать?

САВКА
Уши закрой!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
(ВПЗ)
А ну, кто под кроватью – вылезай!

Семен Стрешнев стоит рядом с кроватью, держит в руке саблю, Мария Лыкова накидывает на себя верхнюю одежду, повязывает платок.

Савка вылезает из-под кровати, с поднятыми руками.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Это кто же такой? а второй где?

САВКА
Один я!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Охотника провести решил: два вас! Выходи, а то худо будет.

Перепуганный Иван-дурак вылезает.

САВКА
Отпусти его, я его сюда привел, мне и отвечать!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Проник в мой дом воровским обычаем, да еще торгуешься!

САВКА
Боярин, мы так, заблудились, ошиблись … нас двое, мы тебя одолеем, давай разойдемся!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Никонко! Ко мне!

Прибегает пес Стрешнева.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Взять!

Пес Стрешнева подходит к Савке, лижет его руку.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Это что такое? А ну прочь, изменник!

Пес поджимает хвост и, виноватый, убегает.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Это почему пес тебя не трогает, ты что не в первый раз? К моей боярыне хаживаешь, пока я на службе у государя?

Семен Стрешнев наступает на Савку, тот отступает.

САВКА
Ты чего, боярин выдумал? Ты в чем это меня подозреваешь?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
В моем доме, с моей женой…

Савка бегает от Семена Стрешнева по комнате, мимоходом снимает со стены другую саблю.

САВКА
Да кому твоя старуха нужна!

Семен Стрешнев останавливается.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Как ты мою жену назвал? Всё, убью!

САВКА
Боярин, ты свою боярыню не пугай, бабы они впечатлительные!

Савка убегает из покоев, за ним бежит Семен Стрешнев.

ИВАН-ДУРАК
Щас кровищи будет!

Мария Лыкова и Иван-дурак покидают покои.


ИНТ. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ДВОР СТРЕШНЕВА ЗАЛА ЛЕТО ДЕНЬ

В зале Савка и Семен Стрешнев дерутся на саблях.

САВКА
Боярин, ну чего ты, с холопом биться!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Я безоружных не убиваю, дерись, коли можешь!

Семен Стрешнев уже устал, у него отдышка, Савка отбивается.

САВКА
Боярин, давай разойдемся, смотри, у тебя уже силы не те, как ты на войне войско царское в бой вёл?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Рана дает о себе знать!

Мария Лыкова подходит сзади к Савке, ставит ему пистолет в спину.

МАРИЯ ЛЫКОВА
А ну не трожь моего мужа! Бросай саблю!

САВКА
А пистолет заражен?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Заряжен, меня муж научил!

САВКА
Всё, ваша взяла!

Савка бросает саблю, поднимает руки. Мария Лыкова встает рядом с мужем, Семен Стрешнев поднимает саблю, которую бросил Савка. Приходит Иван-дурак, становится за Савкой.


САВКА
Ваша взяла, зря я сюда полез!

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Марьюшка, смотри, так это Савка, конюх бывший, я его узнал. Это ты ключников коломенских учишь уму-разуму? Говори теперь, зачем к нам в дом залез?

САВКА
Слух прошел, что ты, боярин, своей женке серьги диковинные подарил.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Серьги решил украсть?

САВКА
(говорит сбивчиво)
Нет, зазноба моя такие же захотела, решил я ее потешить, срисовать и лучше заказать, чтобы меня тоже любила сильно.

Семен Стрешнев и Мария Лыкова смеются.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Савка, ты совсем дурак? Из-за безделицы жизнью рисковать!

ИВАН-ДУРАК
Я ему так и сказал: Савка, ты чего дурак что ли, это же я – дурак!

МАРИЯ ЛЫКОВА
А мужа своего я и так люблю, без всяких подарков.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
А пёс мой почему тебя признал?

САВКА
Так хитрость воровская, всех собак в округе прикармливать.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Ууу, давно меня так не тешили, как сегодня, ладно, отпускаю вас, идите, пока не передумал!

САВКА
Доброго вам здоровья, и тебе, боярин, и тебе, боярыня …

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Идите уже!

САВКА
А жена тебя, боярин, сильно любит, сразу видно.

Савка и Иван-дурак поспешно уходят.


НАТ. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ДВОР СТРЕШНЕВА ЛЕТО ДЕНЬ

Вдоль хором пробираются Савка и Иван-дурак.

ИВАН-ДУРАК
Савка, давай скорей, пока боярин не передумал.

МАРИЯ ЛЫКОВА
(за маленьким оконцем)
Савка, подойди!

Савка подходит.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Потешил ты меня сегодня, давно хотела, чтобы меня муж приревновал. Иди к ювелиру Абдуле, что живет В Татарской слободе, у него мой муж серьги заказывал.

САВКА
Спасибо, боярыня, одни жёнки с годами злонравными становятся, а ты – как была доброй, так и осталась. Да и шутники вы с мужем знатные, пса дворового Никоном называть.


НАТ. МОСКВА КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ ЛЕТО ДЕНЬ

Среди рядов Кукольник дает представление, у него две куклы: Боярин и Боярыня. Вокруг стоят зрители, среди них Савка, Баба Агафья Петровна.

КУКЛА БОЯРИН
Боярыня, хочу я нынче долг свой супружеский исполнить!

КУКЛА БОЯРЫНЯ
А ты под кроватью смотрел, нет ли там воров?

КУКЛА БОЯРИН
Боярыня, я уже три раза глядел, никого там нет.

КУКЛА БОЯРЫНЯ
А ты еще раз глянь, чую, там кто-то есть,

КУКЛА БОЯРИН
Сколько же мне ждать еще придется? Я уже целую неделю жду, не хочешь на кровати, тогда идем под кровать.

Подходят Стрелец Петр и Стрелец Семен, слушают, смеются.

СТРЕЛЕЦ ПЕТР
Это про кого?

БАБА АГАФЬЯ ПЕТРОВНА
Да вот, в опочивальню к дяде царя воры проникли и под кровать залезли, их Стрешнев всех поубивал, а теперь жена с ним спать не ложится.

Стрельцы вспоминают зачем пришли и начинают всех разгонять.

СТРЕЛЕЦ СЕМЕН
А ну кончай представление, нельзя бояр высмеивать! Расходись!

Кукольник уходит, народ расходится.

САВКА
Как нехорошо, однако, получилось!


НАТ. КОТЕЛ КАБАК ДВОР ЛЕТО ВЕЧЕР

Савка сидит на лавке и наигрывает на гуслях. Рядом сидит Алена. Они смеются.

Ульяна и Иван-дурак пляшут посередине двора. К ним присоединяются Андрей и Тимофей, они идут в присядку.

АЛЕНА
Завтра опять в Москву?

САВКА
Да, дело есть.

АЛЕНА
Осторожнее там, что-то боязно мне!


НАТ. ДАНИЛОВСКАЯ СЛОБОДА ПОСТОЯЛЫЕ ДВОРЫ ЛЕТО УТРО

Савка, Иван-дурак, Андрей стоят у постоялого двора Фроськи рядом с телегой.

САВКА
Щас Лукьян придет и поедем.

Из ворот постоялого двора выходит Фроська.

ФРОСЬКА
Доброго утра! Заходите ко мне, давно не были!

САВКА
Некогда нам!

Приходит Мужик Лукьян.

МУЖИК ЛУКЬЯН
Всё, передал куму, поехали.

Мужик Лукьян садится в телегу, в нее залезают Савка, Иван-дурак, Андрей, Тимофей. Телега трогается с места.

ФРОСЬКА
Как бы не пожалеть потом!


НАТ. МОСКВА ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ ПЯТНИЦКАЯ УЛИЦА

Стоят Савка, Иван-дурак, Андрей.

АНДРЕЙ
А я на Красную площадь, там дело у меня.

САВКА
Ну ступай, а мы с Ванькой в Татарскую, потом встретимся.

Савка и Иван-дурак идут через Кузнечную слободу, кузнецы куют железо. Савка и Иван-дурак доходят до Татарской слободы.

ИВАН-ДУРАК
Смотри, Савка, здесь бабы и девки в штанах ходят!

САВКА
Не гляди во все глаза на чужих баб, здесь так не любят!


ИНТ. МОСКВА ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА ДОМ АБДУЛЫ ЛЕТО УТРО

Абдула лежит на подушках, курит кальян.
Сбоку сидит Савка, тоже курит кальян.
Рядом сидит на ковре перепуганные Иван-дурак.

Приходит служанка Абдулы, приносит угощение, подносит гостям. Савка берет сладости, Иван-дурак боится.

Приходит слуга, приносит ювелирные украшения на блюде, ставит перед Савкой.

АБДУЛА
Серьги, как обещал, работу выполнил, вот кольца, выбирай.

Савка забирает серьги, заворачивая их в тряпицу, выбирает кольцо.

АБДУЛА
Так говоришь для своей покупаешь ... как это у вас ... за ...

САВКА
Зазнобы!

АБДУЛА
Красивый твоя?

САВКА
Красивая!

АБДУЛА
Ласковая?

САВКА
Ласковая!
(про себя)
когда с гостинцем приду.

АБДУЛА
А у меня жена старый, злой! Возьму себе еще жену! Молодой, красивый, будет у меня зазноба!


НАТ. МОСКВА ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ ЛЕТО УТРО

Идут Савка и Иван-дурак.

ИВАН-ДУРАК
Савка, а зачем ему две жены?

САВКА
Сказал же он, хочет молодую и ласковую.

ИВАН-ДУРАК
А у меня ни одной нет!

САВКА
А тебе рано ещё жениться, мне вон сколько лет, а я ещё не женат.

ИВАН-ДУРАК
А Алена?

САВКА
Ну, Алена! Если на ней женится – она меня дома запрет!

ИВАН-ДУРАК
Врёшь ты всё, Савка, не может жена мужа дома запереть, это муж жену может!

САВКА
А я видел, что и жёны мужей запирали.

ИВАН-ДУРАК
Врёшь ты всё! У тебя Алена жена, а у Андрюшки и Тимошки тоже есть, только у меня нет.

САВКА
В кабак зайдем на Пятницкой, говорят у них вино доброе.


ИНТ. МОСКВА ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ ПЯТНИЦКАЯ УЛИЦА КАБАК ЛЕТО УТРО

В кабаке много народа, стрельцы, в том числе СТРЕЛЕЦ-7 И СТРЕЛЕЦ-8, посадские, в том числе ПОСАДСКИЙ-1 и ПОСАДСКИЙ-2. Входит Савка и Иван-дурак. Савку узнают.

СТРЕЛЕЦ-7
Савелий Герасимович, опять в наших края?

САВКА
Шел мимо, дай, думаю, зайду, может приятелей старых встречу. Эй, налить моим приятелям по полной! Серебром плачу!

СТРЕЛЕЦ-8
Который раз нас угощаешь, видно щедрое у тебя было жалованье.

САВКА
Скоро мне обратно в полк, хочу как следует напоследок погулять, на последние денюжки.

СТРЕЛЕЦ-7
Поберег бы серебро, как бы без порток на обратном пути тебе не остаться!

Через некоторое время довольные стрельцы и посадские пьют за Савкин счет.

Савка сидит за столом вместе с Посадским-1 и Посадским-2. Иван-дурак сидит рядом, он не на своем месте, ничего не пьет.

ПОСАДСКИЙ-1
Если так дело дальше пойдет, скоро за серебряный рубль будут 50 рублей медных давать.

ПОСАДСКИЙ-2
А налоги серебряной монетой плати!

ПОСАДСКИЙ-1
А они: на тебе медной монетой, а я: тогда в десять раз дороже! А мне: как это так? Сам цену называл, а я: а вот так, можешь хоть царю жаловаться!

Стрельцы так же ведут разговор про инфляцию.

СТРЕЛЕЦ-7
Жалованье медью выдали, а как на нее прожить?

СТРЕЛЕЦ-8
И на Красной площади всё подорожало в несколько раз, скажите, как детей кормить?

К стрельцам подходит увечный, НИЩИЙ.

НИЩИЙ
Подайте Христа ради!

СТРЕЛЕЦ-7
Где руку потерял?

Нищий молчит.

СТРЕЛЕЦ-8
На войне?

Нищий молчит.

СТРЕЛЕЦ-7
Деньги фальшивые чеканил, а теперь милостыню просишь.

НИЩИЙ
Я немного, так малость, а бояре царские народ простой обкрадывают, бочками медную фальшивую монету чеканят, только их не тронут, а я на малости какой-то попался.

СТРЕЛЕЦ-8
Ладно, налейте ему, горемыке.

Нищий садится рядом со стрельцами, пьет.

Через некоторое время Савка сидит вдвоем с Иваном-дураком.

ИВАН-ДУРАК
Дай вина попробовать!

САВКА
Сказано: мал еще, подрасти!

ИВАН-ДУРАК
Здесь тебя все знают, по имени отчеству величают!

САВКА
Это, Ванька, из-да денег, будут у тебя деньги – все тебя уважать начнут, только это не настоящие друзья, ты помни: у тебя друг: я, Андрюшка да Тимошка, а Алена и Ульяна твои названные мать и сестра.

К Посадскому-1 и к Посадскому-2 подсела Сковородка, они угощают ее вином.

СКОВОРОДКА
Глупые мужики, которые быков припущают к коровам об молоду луну, и те коровы рожают быков, а как припущали об исходе, то б рожали все телиц.

ПОСАДСКИЙ-1
Сковородка,а Сковородка! А если жена и мальчиков, и девочек рожает, то к ней когда быка припускали?

СКОВООРОДКА
Вот дурак! Быков к коровам припускают, а к бабам - мужиков... По середке тех баб и мужиков женили ...

ПОСАДСКИЙ-2
Аааа, вот оно что!

СКОВОРОДКА
Государь женился об исходе, государыня царица рожала царевны, а как бы государь царь женился об молоду луну, и государыня бы царица рожала все царевичи.
(выпивает)
Царь хотел постричь царицу…
(выпивает)
Государь-то Алексей Михайлович-то подменный ...

ПОСАДСКИЙ-1
Тьфу на тебя! Скверная баба!

Посадский-1 и Посадский-2 встают и поспешно покидают кабак.

САВКА
Пошли отсюда! Как бы кто "слово и дело не крикнул"!

Савка и Иван-дурак выходят из кабака, тут же в двери входят Стрелец Петр и Стрелец Семен. Они направляются прямо к Сковородке, хватают ее за руки.

СТРЕЛЕЦ ПЕТР
Попалась?

СКОВОРОДКА
За что меня? Что я сделала? Голубчики! Не выдайте!

СТРЕЛЕЦ СЕМЕН
Говорила про государя срамные речи, надобно тебе язык укоротить!

Посетители замолкают, обращают внимание на Сковородку и стрельцов.

СТРЕЛЕЦ-7
За что вы её? Убогая она! Сыновья её держали лавку и разорились, ходит она по миру, питается именем Христовым! ... Мало что спьяну сказала.

СТРЕЛЕЦ-8
По миру нас пустили, теперь еще языки нам резать будете? Убирайтесь к себе на Красную площадь, здесь наша слободка!

СТРЕЛЕЦ ПЕТР
Говорила срамные речи …

СТРЕЛЕЦ-8
Мы ничего не слыхали, послышалось доносчику!

Толпа шумит: «не слыхали, не говорила, послышалось!»

СТРЕЛЕЦ СЕМЕН
Пошли отсюда, Петька, а то побьют …

Стрелец Петр и Стрелец Семен ретируются, уходят.

Стрелец-7 выходит в середину, бросает шапку об пол, начинает приплясывать.

СТРЕЛЕЦ-7
По миру пустили, а мы плясать, эх, гуляй!

Начинают приплясывать Стрелец-8, Нищий, Сковородка и другие посетители.

Савка и Иван-дурак идут по Пятницкой улице. Где-то в проулке бьют Ивана Румянцева и Данилу Плутанову.

САВКА
Смотри, Ванька, наших приятелей опять лупят, уж заступаться не будем.

Они идут дальше, в проулке у Черниговских чудотворцев дерутся Безместный поп с другим попом. Рядом стоят любопытствующие.

ИВАН-ДУРАК
А чего это попы дерутся?

САВКА
Они же безместные, место видать не поделили.

ИВАН-ДУРАК
Аааа, а за какое место, у них же нет места …

Савка и Иван-дурак идут мимо Кадашевской слободы. У ворот своего дома стоит решеточный сторож Хамовного двора кадашевец АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ, около 50 лет, глаза блестят нехорошим блеском.

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
Господа хорошие!

Савка и Иван-дурак оборачиваются.

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
Я вижу, хорошие господа погулять ходят, приходите ко мне как стемнеет, всего у меня довольно! Хотите – карты, зернь, вино, а хотите – и бабы вам будут. Только денежки несите.

ИВАН-ДУРАК
(шепчет)
Может зайдём?

САВКА
(шепчет)
Ты чего? Хочешь какую хворь подцепить? Я тебя лечить потом не буду!

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А для хороших господ у меня особый товар есть, девка!

САВКА
Какая ещё девка?

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А такая, настоящая, ещё ни разу с мужиком не была!

ИВАН-ДУРАК
Давай зайдем, посмотрим хоть!

САВКА
Не на что там смотреть, он деньги наши выманить хочет.


ИНТ. МОСКВА ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ КАДАШИ ДОМ АНЦИФОРОВА ЛЕТО УТРО

В комнате сидят Савка и Иван-дурак на лавке у стены, у двери стоит Артемий Анцифоров.

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
СТЕНЬКА! Приведи её!

Входит сын Артемия Анцифорова СТЕНЬКА АНЦИФОРОВ, 25 лет, он ведет тощую девушку 18 лет, размалеванную – ДЕВУШКУ МАРФУ.

САВКА
Это ещё кто?

СТЕНЬКА АНЦИФОРОВА
Зовут зовуткой, кличут уткой!

Стенька Анцифоров грубо толкает Девушку Марфу.

СТЕНЬКА АНЦИФОРОВ
Эй, отвечай, как тебя зовут.

ДЕВУШКА МАРФА
Марфа.

САВКА
Откуда она у вас?

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
Дядья её за долги вчера привели, берёте или нет?

САВКА
(усмехается)
Она же тощая, кому такая нужна.

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А твоему товарищу понравилась.

Иван-дурак привстает с места, опять садится.

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А нет – так приходе через три недели, тогда уже откормим. Но и цена будет иной и можете опоздать!

Пауза.

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
Ну, не хотите, как хотите, Стенька, иди одень на неё рогатину!

САВКА
Зачем рогатину?

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А как убежит?
(Стеньке Анцифорову)
Да всыпь ей плетей, если плакать начнёт!

Стенька Анцифоров тянет Девушку Марфу за рукав.

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А может вам отдать? Что-то я добрый сегодня, за дешево отдам!

САВКА
Неси кабальную!

Стенька Анцифоров уходит и возвращается с бумагой.

САВКА
Сколько там?

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
Двадцать рублей – и разойдемся!

САВКА
Здесь же написано, десять рублей тебе должны её дяди!

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А за проживание? Она здесь со вчерашнего дня!

САВКА
Да у меня денег столько нет!

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
А ты поищи!

САВКА
Сбавляй цену, хозяин, тощая она у тебя!

АРТЕМИЙ АНЦИФОРОВ
Только из уважения к тебе, восемнадцать с полтиной!

Савка достает деньги из кошелька, кидает их на стол. Стенька Анцифоров толкает Девушку Марфу.

САВКА
Только рожу ей умойте!

Девушка Марфа умывается из умывальника, вытирает лицо полотенцем.


НАТ. МОСКВА ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ У ЖИВОГО МОСТА ЛЕТО УТРО

На улице стоят Савка, Иван-дурак и Девушка Марфа. Перед ними живой мост через Москву-реку.

САВКА
Пошли теперь на Красную площадь, вроде гулять шли.

Савка идет впереди, Иван-дурак и Девушка Марфа позади.

САВКА
Ванька, смотри, не ходи туда, нехорошее там место, пробовали у них краденое сбывать, так они чуть не обобрали до последней нитки. Да и злые здесь люди, все Кадаши их боятся.

Все троя переходят живой мост, выходят к Красной площади.

Мимо Савки и Ивана-дурака проходят мимо разные женщины и девушки. Их пышные формы не могут скрыть даже просторные одежды. На некоторых женщин засматриваются мужчины, одобрительно кивая головой в сторону покачивающихся бедер.

К Савке и Ивану-дураку, к Девушке Марфе подходит Андрей.

АНДРЕЙ
Это кто с вами? Где такую тощую нашли?

САВКА
Ну что, закупился подарками для зазнобы новой? А мы вот с Ванькой из кабальной девку выкупили, а что теперь делать с ней – не знаем!

АНДРЕЙ
Ну как что делать - покормить для начала.

Иван-дурак покупает у Пирожника два пирожка, один ест сам, второй дает Девушке Марфе.

У Торговки белилами стоит Василиса, покупает белила.

АНДРЕЙ
Савка, смотри, помнишь в слободке под Донским монастырем баба живет, к которой ключник ходит? Так вот она!
(задумчиво)
Хороша баба!

САВКА
Вспомнил! Это голос был Стеньки Анцифорова, это он к ней ходит, это он соперник старого ключника.

АНДРЕЙ
Ааа, вот в чём дело, вот почему она их боится. Один богатый и влиятельный, а другой разбойничает. Хитрая баба, уверяет, что ключник её убьет, если поймает на измене, а сама потом с двоих деньги берет.

Савка с товарищами идет дальше.

САВКА
Думаю, надо платье ей новое купить, ну там, всякое, женское ...

Савка и его товарищи проходят Квасной ряд.

ПРОДАВЕЦ КВАСА
Дал бы кваску попить, да с него не поправишься, пивка бы!

Савка и его товарищи идут дальше. Навстречу Баба Агафья Петровна.

БАБА АГАФЬЯ ПЕТРОВНА
Бедная, что же это, видно батька твой не кормит тебя совсем?

САВКА
Я не отец ей, я ей дядя, забрал из дальней деревни, хворала она.

БАБА АГАФЬЯ ПЕТРОВНА
Хворала? То-то я вижу истощала вся, на, деточка, поешь!

Баба Агафья Петровна достает из корзины пирожок, дает Девушке Марфе.

Савка и его товарищи идут через Калачный ряд.

КАЛАЧНИЦА-3
Знаем мы это, хворала, кусок хлеба, небось, жалел бедной сиротинке!

Калачница-3 отдает Девушке Марфе калач.

Савка и его товарищи проходят Сапожный ряд.

ПРОДАВЕЦ САПОГ
Где ж ты её такую нашёл? Покормил бы сначала, а потом на базар приводил!

Савка и его товарищи проходят Шапочный ряд, покупают шапку.

Продавец шапок ругается с ПОСАДСКИМ-3 (40 лет) и с ЖЕНОЙ ПОСАДСКОГО (40 лет).

ПОСАДСКИЙ-3
Черт лысый!

ПРОДАВЕЦ ШАПОК
Псовый сын!

ПОСАДСКИЙ-3
Сам ты псовый сын, нечего мою жену срамить.

ЖЕНА ПОСАДСКОГО
Сам ты псовый сын!

ПРОДАВЕЦ ШАПОК
Подьте от меня, а не то болванкой огрею!

Продавец шапок берет в руки болванку.

ПОСАДСКИЙ-3
А про тебя говорят, что ты шапки ворованные продаешь!

ПРОДАВЕЦ ШАПОК
А про твою жену говорят,  что она со старцами Донского монастыря живет!

Жена Посадского выкатывает глаза, закидывает голову назад.

ЖЕНА ПОСАДСКОГО
Да что ж такое делается! Срамят на всю Красную площадь! Кто это тебе сказал?

ПРОДАВЕЦ ШАПОК
Сковородка сказывала!

Продавец шапок показывает рукой на другой ряд, Посадский-3 и жена Посадского оборачиваются. По параллельному ряду идет Сковородка, она видит их и убегает.

Жена Посадского вцепляется в бороду Продавца шапок, они валятся на прилавок, окружающие подбадривают борющихся.

Савка и его товарищи дошли до Платяного рада. Стоят у ПРОДАВЦА САРАФАНОВ (30 лет).

ПРОДАВЕЦ САРАФАНОВ
Как бы сарафан с неё не упал вниз, ни плечей, ни грудей не видно!

Окружающие смеются. Недовольный Савка оплачивает покупку.

Савка и его товарищи стоят в Сапожном ряду, они покупают сапоги у Продавца сапог.
По соседству ругаются ПРОДАВЕЦ САПОГ-2 с ПОСАДСКИМ-4, недалеко стоит ПРОДАВЕЦ САПОГ-3, который торгует вразнос.

ПРОДАВЕЦ САПОГ-2
Рыкун!

ПОСАДСКИЙ-4
Как ты меня обозвал? Нынче пойду, подам челобитие! Будешь ответ держать, не позволю рыкуном меня называть!

ПРОДАВЕЦ САПОГ-2
А я тебя рыкуном не называл! Я сказал торговцу с лотка: «Продай, реку, мне сапоги недорого!»

Продавец сапог-3 смотрит на Продавца сапог-2, потом на Посадского-4, начинает заразительно смеяться. Окружающие подхватывают смех.

Савка и его товарищи идут рядами.

САВКА
Пойдем отсюда, не могу больше!

АНДРЕЙ
Пойдем в малое кружальце в Зарядье!

САВКА
А её куда денем?

АНДРЕЙ
Вы её брали, вы с ней и ходите, один пойду!

САВКА
Нет, все вместе ходить теперь будем!

АНДРЕЙ
Тогда к Тимошке пойдём в Садовничью, там у его сродников и посидим тихо.

Савка и его товарищи идут по улице Ильинке. Мимо бежит МУЖИК-15 (25 лет), он забегает в недостроенный погреб. За Мужиков-15 гонятся ПОДЬЯЧИЙ-4 (30 лет), Стрелец Петр, Стрелец Семен, они добегают до Савки и его товарищей.

ПОДЬЯЧИЙ-3
Куда побежал? Три года от меня бегал, из Костромского села ушел, а я его на Красной площади у харчевенных шалашей нашёл!

Савка показывает в конец улицы, Подьячий со стрельцами убегает.

Мужик-15 вылезает из погреба.

МУЖИК-15
А вы какого чину будете? Меня укрыть у себя хотите?

АНДРЕЙ
А мы такие же, как и ты беглые! Уходи скорей из Москвы, вот, на!

Андрей дает Мужику-15 деньги. Мужик-15 бежит в сторону Зарядья.

Савка и его товарищи идут по улице Ильинке, справа виден проулок. В проулке Алексей Соковнин сидит на коне, перед ним стоит телега, на которой сидит Мария Медведева и связанные Исачко и Янко.

АНДРЕЙ
Смотри, Савка! Вон Соковнин и его холопы, куда это их?

САВКА
В Разбойный приказ видимо.


ИНТ. МОСКВА САДОВНИЧЕСКАЯ СЛОБОДА ДОМ РОДСТВЕННИКА ТИМОФЕЯ ЛЕТО ВЕЧЕР

В комнате за столом сидят Савка, Андрей, Тимофей, Иван-дурак, Девушка Марфа.

Входит ДЯДЯ ТИМОФЕЯ (50 лет), приносит угощение.

САВКА
Григорьевич! А банька не топлена ли? Отведи её помыться, да пуская всё чистое оденет, а старое - сжечь.

ДЯДЯ ТИМОФЕЯ
Всё будет исполнено!

Дядя Тимофея и Девушка Марфа уходят.

САВКА
Ну, что делать с ней будем?

ТИМОФЕЙ
Может к Алене отведем?

САВКА
Да она на 100 саженей меня не подпустит!

ИВАН-ДУРАК
А давай, Савка, она моей женой будет!

САВКА
А поселим мы её где? Может в лесу, на дереве?

АНДРЕЙ
Нет, мы её в берлоге поселим.

САВКА
Это ещё зачем? Чтобы её медведь заломал?

АНДРЕЙ
Нет, он её не загрызёт. Придёт Мишка к себе домой, глядь – а там скелет ходячий, Мишка – хлоп! И копыта отбросит!

Все вынужденно начинают смеяться.
Возвращается Девушка Марфа, садится за стол, начинает есть.

ТИМОФЕЙ
А давайте её обратно к дядям отведем, всё-таки родные люди.

Девушка Марфа начинает плакать. Савка хлопает ладонью по столу.

САВКА
Если девка щас плакать не перестанет, я всех поубиваю!

Девушка Марфа перестает плакать.

ДЕВУШКА МАРФА
Добрый дяденька-разбойник, не отводите меня обратно домой! Мои дяди меня ненавидят лютой ненавистью с тех пор, как моя мать померла!

АНДРЕЙ
Ну вот, немая и заговорила!

САВКА
А чего ты решила, что я – добрый разбойник?

ДЕВУШКА МАРФА
У тебя глаза добрые, да и Анфифоровы сказали: «иди, добрый разбойник пришёл! Может тебя из жалости купит, всё равно ты никому не нужна!» Только тогда я не поверила.

САВКА
Понятно, только что же нам с тобой делать? А может ты за Ваньку нашего замуж пойдешь?

Девушка Марфа смотрит на Ивана-дурака.

ДЕВУШКА МАРФА
Подумать мне надо, так сразу не могу ответить.

АНДРЕЙ
А девка-то не пропадет!

ТИМОФЕЙ
Вспомнил! Помните купеческую вдову, сына которой мы от разбойников отбили? Я слыхал, что от неё дворовая девка сбежала и деньги с собой прихватила.

САВКА
Дело говоришь. Пойдешь в услужение? Всякую работу по дому знаешь?

Девушка Марфа кивает головой.

ИВАН-ДУРАК
А может она всё-таки моей женой будет?

САВКА
Подрастешь сначала, а потом как-нибудь и женишься!
(Андрею)
Показывай, Андрюшка, дорогу!

Савка, Андрей, Иван-дурак и Девушка Марфа собираются.

САВКА
(Девушке Марфе)
Ну, благодари, что тебя выкупили. Не меня, Ваньку. Если бы не он, осталась бы ты у Анцифоровых!

ИВАН-ДУРАК
А можно поцелую?

САВКА
Можно.

Иван-дурак неумело целует Девушку Марфу, Савка оттаскивает его, Девушка Марфа уходит за дверь.

САВКА
Ты чего, задушить её решил?

ИВАН-ДУРАК
Ты же сам говорил, что надо крепко целовать ...


НАТ. МОСКВА ПОСАД ДВОР КУПЕЧЕСКОЙ ВДОВЫ ЛЕТО

Во дворе стоят Савка, Андрей, Девушка Марфа, Купеческая вдова.

КУПЕЧЕСКАЯ ВДОВА
Оставляй девушку, Савелий Герасимович, не беспокойся, будет мне вместо дочери, которой у меня нет.

САВКА
На содержание денег оставлю, мало ли чего купить надо будет и всё такое. Только одно прошу, одолжи бричку до дома добраться.

КУПЕЧЕСКАЯ ВДОВА
Щас же пойду у соседки попрошу.

Купеческая вдова уходит.

САВКА
Ну, давай прощаться, Марфа!

ДЕВУШКА МАРФА
Спасибо тебе … Савелий Герасимович, только ты на меня гневаться будешь, не Марфа я, так мне злые люди велели назваться.

САВКА
Не переживай, я и сам догадался, дело маловажное, только раз уж сама назвалась, будешь теперь Марфой.


НАТ.  СЕРПУХОВСКИЕ ВОРОТА ЗЕМЛЯНОГО ГОРОДА ЛЕТО НОЧЬ

Через ворота выезжают Савка, Иван-дурак, Андрей, бричкой правит Конюх Кузьма.

САВКА
А прокати-ка нас с ветерком!

КОНЮХ КУЗЬМА
Эх, залетная!

Бричка летит по дороге в Котлы.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КУХНЯ ЛЕТО НОЧЬ

На кухне за столом сидят Савка и Андрей, играют в карты.
Алена стоит у печки.

АЛЕНА
Как погуляли?

САВКА
Да так, никак!

АЛЕНА
А девка твоя где?

САВКА
Нет у меня никакой девки!

АЛЕНА
Люди видели! где ты её спрятал.

САВКА
Может у себя под мышкой, ну-ка погляди!

Савка поднимает руку.

АЛЕНА
А вот щас у Андрюшки спрошу. Андрюшка, что за девка с вами была?

АНДРЕЙ
Так это девка была? А я думал: сарафан на палке, пугало огородное!

Андрей смеется.

АЛЕНА
А ну пошел вон, не позволю над собой насмехаться!

Алена прогоняет Андрея. Савка бросает карты на стол.

САВКА
Эх, игру испортила. Ну, чего ты взбеленилась? Мы её у Анцифорова выкупили и к купеческой вдове отвели! Мала он совсем, пропала бы!

АЛЕНА
Всем помочь хочешь? А обо мне забыл!

САВКА
Как же забыл! Я тебе пряника принес.

АЛЕНА
Опять издеваешься?


НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КОЛОМЕНСКОГО ЛЕТО ДЕНЬ – СОН

Савка стоит в поле, прибегает Марфа.

МАРФА
Пойдем скорее, что тебе покажу!

Савка и Марфа бегут на берег Москвы-реки, на воде плавают лебедь и лебедушка.

МАРФА
Смотри, лебеди! Смотри, какие красивые!

Лебеди улетают.

МАРАФА
В Тюхали летят, полетим за ними!

Савка и Марфа летят через реку в Тюхалеву рощу. Лебеди сели на лесное озеро, окруженное деревьями.

МАРФА
Савка, лебедь с лебедушкой милуются, прямо как мы с тобой целуемся!

В Тюхалевой роще идет царская охота.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Пускай ястреба!

Ястреб взмывает ввысь. Ястреб высматривает добычу, он видит Савку, Марфу, переводит глаз на лебедушку, начинает падать вниз.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Возьмет ли?!

РОДИОН МАТВЕЕВИЧ СТРЕШНЕВ
Падает камнем, сейчас ударит!

Ястреб падает, свист, бояре ликуют, лебедь и лебедушка смотрят друг на друга, ястреб сражает лебедушку, лебедь плачет.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Сразил-таки!

Марфа прячет лицо на груди у Савки. Царь Алексей Михайлович стоит перед ними.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Зачем тебе жить, одинокому лебедю? Велю-ка тебя убить!

На Савку направляют ружья Стрелец Петр и Стрелец Семен, они стреляют, пули летят, Марфа загораживает собой Савку.

КОНЕЦ СНА


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КОМНАТА АЛЕНЫ ЛЕТО УТРО

На кровати спят Савка и Алена. Савка просыпается.

САВКА
Марфа!

Савка садится на кровати, берет трубку  сундука, закуривает. Алена садится на кровати.

АЛЕНА
Не кури, царский указ запрещает.

САВКА
Я тебе столько денег принес, а покурить не могу!

АЛЕНА
А я их что, тратить могу? Может себе хоромы выстрою, как у боярыни какой?

САВКА
Да что ж такое! Что не сделаешь – всё не так и не этак!

АЛЕНА
Матерно ругаться тоже нельзя, царский указ!

САВКА
Ну, ладно, пойду я!

Савка ищет обувь. Алена прижимается к Савке, обнимает его руками сзади.

АЛЕНА
Да постой ты, я так, просто! Я думала, что ты со мной обо всём забыл!

САВКА
Я и вправду с тобой обо всём забываю.

АЛЕНА
А во сне что кричал?

САВКА
Так вот оно что! Говорил же тебе: кошмары мне снятся, сам не рад!

АЛЕНА
Прости меня, я – дура!

Алена ластиться к Савке, заваливает его на кровать.

САВКА
Это что ты задумала?

АЛЕНА
Того.

САВКА
Без царского указа – нельзя, указа теперь ждать буду!

Алена отстает от Савки, они садятся на кровати, Алена берет трубку.

АЛЕНА
На, кури, если хочешь.

Савка курит трубку, сидя на кровати. Алена сидит рядом.

САВКА
Забыл совсем! Возьми гостинцы, на сундучок положил!

Алена встает, находит подарок – серьги, сделанные по заказу, радуется, примеряет их.

САВКА
Колечко для Ульянки!

АЛЕНА
А чего вчера не дал?!

САВКА
Да ты набросилась на меня с распросами, я и забыл.

Савка кладет трубку на поднос, наклоняется, чтобы обуться, в это время сзади на него набрасывается Алена.

АЛЕНА
Савка!

САВКА
Алена! Сколько раз тебе говорить: не набрасывайся на меня сзади, ты хоть силу мою знаешь?

АЛЕНА
Да ладно тебе, ты же знал, что это я!

Алена встает, одевается, уходит.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КУХНЯ ЛЕТО УТРО

На кухне Ульяна возится у печки, вынула горшок с кашей. Входит счастливая Алена.

АЛЕНА
Смотри, что мне подарил! Красота какая, давай скорей ставь на стол закуску!

УЛЬЯНА
Сама и ставь!

Входит Савка, садится за стол. Ульяна возится у печки. Алена делает знак Савке.

САВКА
Ульянка, это тебе!

Савка кладет колечко на стол, Ульяна поворачивается, берет колечко, примеривает.
Алена кладет кашу в миску.

УЛЬЯНА
Это мне? Спасибо, дядюшка.

САВКА
(Ульяне)
Если чего тебе надо, то скажи, привезу!

Алена ставит миску перед Савкой.

УЛЬЯНА
А найди мне, дядя, жениха!

Алена и Савка смеются.

АЛЕНА
Ты что, дура совсем? Какого жениха он тебе найдет? Разбойника?

САВКА
Ну, почему, могу и найти. Скажи, кто тебе в Москве приглянулся, свяжу и притащу!

УЛЬЯНА
Нет, не надо мне насильно притаскивать, я хочу, чтобы он сам ко мне пришел!

Алена и Савка едят, посмеиваются.

УЛЬЯНА
И не нужно мне его вовсе. Все мужики пьяницы и бездельники! За старика пойду!

АЛЕНА
Это что ещё за блажь такая? Зачем тебе старик?

УЛЬЯНА
А затем! Будет у меня муж старик, а я заведу себе полюбовника-разбойника, он мне будет подарки носить!

АЛЕНА
Вот дура-то! Совсем от рук отбилась, я тебе сейчас покажу полюбовника!

Алена уже встала и хочет схватить что-нибудь, входит Андрей.

АНДРЕЙ
С добрым утро, вы Ваньку не видели? Вроде как пропал он!

САВКА
Ульянка, Ваньку не видала?

УЛЬЯНА
Он вчера что-то про Кадаши говорил.

АНДРЕЙ
Ох, чует моё сердце, плохое что-то случилось, я у него много денег видел.

АЛЕНА
Говорила, не давайте дураку денег, нет, не послушались.

САВКА
Да замолчи ты!

Савка встает, выходит.

АЛЕНА
Чего: замолчи? Я не виновата, он у меня помыт был и накормлен, а вы над ним потешалися.

Возвращается Савка.

САВКА
Похоже, что это я сам ему денег и дал, поедем мы, надо его сыскать! Андрюшка, выводи коней!


НАТ. МОСКВА ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ ПЯТНИЦКАЯ УЛИЦА ЛЕТО УТРО

Савка и Андрей едут на конях по улице, они замечают, что на Болоте столпился народ, они едут к ним. Савка и Андрей слезают с коней, подходят к Бабе Агафье Петровне. Люди смотрят на бездыханное тело, Савка и Андрей узнают Ивана-дурака.


САВКА
Что случилось?

БАБА АГАФЬЯ ПЕТРОВНА
Убили кого-то ночью.

ГОЛОСА
От Кадашей тащили, чтобы в реку в Москву!
Чтобы концы, значит, в воду!
Да кто-то помешал! Здесь бросили!
Анцифоровы это всё, опять у них ночью драка была!
Смотрите, стоит у ворот как ни в чем не бывало, всё ему с рук сходит.

Савка и Андрей идут в сторону, они видят, что в отдалении у ворот своего дома стоит Артемий Анфифоров, он грызет ветку, плюет, идет в дом.

АНДРЕЙ
За что они Ваньку убили? Он курицу зарезать не мог! Пойдём к ним, да спросим, был ли у них ночью Ванька.

САВКА
Никуда мы не пойдём, только себя погубим, домой поехали!


НАТ. КОТЕЛ КАБАК ДВОР ЛЕТО ДЕНЬ

Савка сидит на лавке у избы и точит свой разбойничий нож.
Алена ходит по двору, выплескивает воду из тазика, становится под навес, общипывает курицу.

САВКА
Их рук дело, ограбили они его!

АЛЕНА
Не ходи, худые это люди, они прошлом году своего кадашевца соседа зарезали насмерть, и мать его порезали. А сказали, что тот сам напал, а сын его Стенька, обороняясь, ножом махал. Ничего им и не было с того!

САВКА
Не указывай мне, что делать!

Алена подходит к Савке, садится перед ним на корточки, берет за руку.

АЛЕНА
А я не указываю, я только говорю, а если не они это? Грех на душу возьмешь!

Алена встает и идет под навес. Савка кидает нож на лавку, сидит, задумавшись.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КУХНЯ ЛЕТО ВЕЧЕР

Алена расставляет миски на столе. Входит Савка, наливает воду в флягу из ведра ковшиком.

АЛЕНА
Садись ужинать!

САВКА
Ужинать не буду, с Андрюшкой и Тимошкой уезжаем, не жди!

Алена креститься, Савка уходит.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КОМНАТА АЛЕНЫ ЛЕТО НОЧЬ

Алена лежит на кровати, но не спит. Входит потихоньку Савка, раздевается, ложится рядом. Он удовлетворительно улыбается в темноте.

АЛЕНА
Сказать не могу как, но чую, что сегодня ты никого не убил.

САВКА
Спи!


НАТ. ДОНСКАЯ СЛОБОДА ОКОЛИЦА У ДОМА ВАСИЛИСЫ ЛЕТО НОЧЬ

В темноте едет Борис Окороков, его сопровождает охрана: шесть всадников. Поодаль какие-то люди пешие: Стенька Анцифоров и пять человек.

БОРИС ОКОРОКОВ
Кто такие, отвечайте!

СТЕНЬКА АНЦИФОРОВ
Это вы кто такие!

БОРИС ОКОРОКОВ
Я – ключник кормового дворца, а ты – вор и разбойник.

СТЕНЬКА АНЦИФОРОВ
Иди ты: ключник! А правда баба бает, что ключик твой махонький, да и тот ты дома каждый раз забываешь!

Слышен смех, матерная брань.

БОРИС ОКОРОКОВ
Ах ты, бл-дин сын, хватайте его!

Всадники наезжают на Стеньку Анцифорова, его товарищи разбегаются, хватают одного Стеньку Анцифорова.

БОРИС ОКОРОКОВ
Тащите вора в Стрелецкий приказ!


ИНТ. МОСКВА СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ ЛЕТО ДЕНЬ

В комнате идет допрос Стеньки Анцифорова, он стоит побитый, с синяками, смотрит нагло. Допрос ведет ГЛАВА СТРЕЛЕЦКОГО ПРИКАЗА (50 лет), пишет ПОДЬЯЧИЙ-4. На столе лежит большой нож.

СТЕНЬКА АНЦИФОРОВ
Я с товарищами ловил рыбу на Москве-реке под Андреевским монастырем, и пошли мы ночевать под монастырь Донской в слободку к кадашевцу Ивашке Федорову, а люди ключника кормового дворца незнаемо за что меня взяли и в приказ отвели. А его мы не бранили и убить не похвалялись.

ГЛАВА СТРЕЛЕЦКОГО ПРИКАЗА
А нож шпажной зачем у тебя был?

СТЕНЬКА АНЦИФОРОВ
Шпажной нож нашел на берегу Москвы-реки, ловя рыбу тому уж третий день.


ИНТ. КОЛОЛОМЕНСКОЕ ПАЛАТА ЛЕТО УТРО

Царь Алексей Михайлович сидит на тронном месте, боярин Родион Матвеевич Стрешнев докладывает, за небольшим столиком у окна сидит ДЬЯК (40 лет), он пишет.

РОДИОН МАТВЕЕВИЧ СТРЕШНЕВ
Бьет челом решеточный сторож Кадашевской слободы Артюшка Анцифоров. Ключник кормового дворца Борис Окороков на сына его Стеньку наехал под Донским монастырем и не знаемо за что отвел в Стрелецкий приказ, а при Стеньке был шпажной нож. А в сыску окольные люди соседи Анцифорова сказали: у Стенькина отца у Артюшки Анцифорова в доме корчма и бл-ня бывает непристанно и многие незнаемые люди к ним приходят и по ночам бывает крик и драки. Да в прошлом году лежал у его Артюшкины избы по близости убитый до смерти кадашевец Тимофей-лекарь, и то знатно, что от него Артюшки и от детей ево из избы выведен. Да те ж обыскные люди у сыску били челом государю, что б тем ворам и смертным убийцам в Кадашеве у них не быть. А Артюшка Анцифоров сказал, что в обысках писался гость Володимер Воронин с свойственниками и советниками своими, и государь тем лживым обыскам поверил напрасно и велел бы тем лживым обыскам не верить.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Дело ясное, вот мой указ: Стеньку и его отца бить кнутом на козле нещадно и сослать в ссылку в украинные города с женою и с детьми на вечное житье, а у наказанья Артюшке сказать, что он за те непристойные слова, которые в челобитье ево написаны, что будто государь лживым обыскам поверил, достоин смертной казни. И учинив наказание в Разряд для отсылки их направить.

НАТ. МОСКВА СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ ДВОР ЛЕТО ДЕНЬ

Во дворе приказа прилюдно наказывают на козле Стеньку Анцифорова и Артемия Анцифорова. Савка, переодетый в старика, стоит в толпе любопытствующих.

ИНТ. КОТЕЛ КАБАК ЛЕТО ВЕЧЕР

В кабаке посетители пьют и едят. Служивый Егошка, Мужик Лукьян и Мужик Демьян сидят за одним столом.

МУЖИК ЛУКЬЯН
А накануне ключнику кто-то подкинул грамотку, в которой сказано было, что ночью будет поджидать его вооруженный соперник на краю Донской слободки. А Стеньке кто-то шепнул, что ночью ключник нагрянет к Василиске, чтобы значит с обоими любовниками расправится.

МУЖИК ДЕМЬЯН
Поймал его ключник, а он давай артачиться, а отец его еще стал куражится, похвалялся сына своего их заточения выручить, а после всех обидчиков своих, соседей кадашевцев, которые в сыске против него сказали, убить и в воду посадить. Но царь наш батюшка не промах, вывел его на чистую воду.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
А я думаю, что здесь без Савки не обошлось, был слух, что товарища он его верного зарезал.


НАТ. КОТЕЛ КАБАК ДВОР ЛЕТО ВЕЧЕР

Савка, Андрей и Тимофей куда-то собираются, одевают шапки, садятся на коней.

САВКА
Поехали, пора.


НАТ. ОКРЕСТНОСТИ МОСКВЫ УБОГИЙ ДОМ ЛЕТО ВЕЧЕР

В убогих домах хоронят найденных убитых покойников, родственники которых не объявились. Хоронят в яме Ивана-дурака.
Рядом стоят Савка, Андрей, Тимофей.

АНДРЕЙ
Ну вот, похороны оплатили, всё сделают по-божески.

САВКА
А красных сапожек ему так и не купили.

продолжение http://proza.ru/2023/11/26/25