О проявлении самодурства в международной политике

Тамара Корса
 
    Долгое время не могла избавиться от мысли, что в своей международной политике США и их некоторые президенты кого-то напоминают. Этот кто-то разбогател на разбое, не брезгует сомнительными, а порой откровенно опасными для общества операциями, но уверен в своём праве решать чужие судьбы, считает себя избранным, не признает законов, избирает исполнителей, подобных себе. При этом он не очень образован, в лучшем случае только слышал о тонких материях философии, о духовных поисках великих писателей и их героев, не очень верит в высокое благородство и бескорыстный героизм.  Где-то там, еще у истоков создания североамериканского государства, его граждане и оно само получили, прежде всего, импульсы обогащения и личного преуспевания, опять же ради обогащения. Выйдя как сильное государство в конце ХIХ века на международную арену, в ХХ веке, когда мир лил кровь в Первой и Второй мировых войнах, США участвовали в них не в столь значительной мере, но к войнам подталкивали, поставляли оружие, при этом активно наблюдали, когда им будет удобно присоединиться к победителям.
    Были в русской литературе такие персонажи – купцы самодуры. Очень убедительно и органично показал их Александр Николаевич Островский.  Таков его купец Самсон Силыч Большов, персонаж пьесы «Свои люди – сочтемся», первоначально называвшейся «Банкрот», опубликованной в 1850 году. Это богатый купец из поколения «российских бизнесменов» эпохи первичного накопления капитала. Он из простого звания, накопил деньги на сомнительных, а порой откровенно мошеннических сделках. В своем доме он полный хозяин, тиран. Жена его боится, и даже дерзкую дочь Липочку, которая хамит матери, можно привести в послушание, пригрозив пожаловаться отцу, любящему «деточку». Это чадолюбие, всепрощение несостоявшимся, великовозрастным отпрыскам хорошо нам знакомо. Большову всего мало. Мало своего капитала, он хочет его увеличить мошенническим способом. Готов на любую подлость по отношению к чужим, но пока стремится сохранить интересы собственной семьи. Большов берет у знакомых богатых купцов капиталы в кредит, не собираясь платить нужные проценты.
    Главная задача при этом - все имущество и капиталы переписать на надежного человека. И Большов делает ставку на своего приказчика Лазаря Подхалюзина, которого он, Большов, «поил, кормил, в люди вывел». Приказчик давно научен тому, как покупателей обирать всеми доступными способами. Оправданием и утешением служит его представление, что вокруг все мошенники. И такое мы видим в международной политике - обвиняют Россию в том, что сами делают или хотят сделать. И решается Большов сразу взять барыши. При этом он не замечает, что Лазарь Подхалюзин – хитрый и подлый, что за деньги Большова он подкупает стряпчего Рисположенского, составляющего все бумаги Большову, и сваху Устинью Наумовну, тоже легко поверившую в его посулы. Купцу кажется, что он в праве решить судьбы и своей дочери, и приказчика, и других дельцов обвести вокруг пальца. Так и политики.
     Вы, наверное, читали, как Билл Клинтон, 42-й президент США, писал: «После распада СССР перед Америкой три задачи: первая – расчленить Россию по югославскому варианту…вторая - уничтожить военно-промышленный комплекс и Вооруженные силы России…третья – во вновь образованных государствах поставить свои марионеточные режимы». Да и Байдан, и НАТО строили не менее подлые планы по поводу будущего нашей страны.  Что с этими планами, вы знаете. А вот что будет с политиками, вравшими своим гражданам, бравшим взятки, убиравшим неугодных со своего пути, пока не известно.
  Разговор продолжим в следующем материале.