Александр Фрейдман, физик. 15. 11. 2023

Ольга Немежикова
Интервью (15.11.2023) с Александром Фрейдманом, кандидатом физико-математических наук, научным куратором резиденции «АванПост 4. Искусство науки».

Ольга Немежикова (далее — ОЛЬГА). Александр, как вы оказались на «АванПосте»?

Александр Фрейдман (далее — АЛЕКСАНДР). Почему я согласился на этот «АванПост»?

ОЛЬГА. Да. Всё-таки это столько времени занимает, вы много работаете.

АЛЕКСАНДР. На самом деле это занимает не слишком много времени. Ведь я выступаю не в качестве человека, который реализатор, а в качестве человека, который поприсутствует и посмотрит: интересно, что у них получится, что же они в итоге реализуют?

ОЛЬГА. Почему вам это интересно?

АЛЕКСАНДР. Потому что это разнообразие. Потому что есть какая-то жизнь, список задач. Есть личные нужды, которые приходится добывать. Например, это может быть связано с наукой, она многогранна; и наука, в первую очередь, это работа! Её очень много, и 90% времени могут быть потрачены в поисках без результата: люди синтезируют какое-то соединение десятки лет. Может быть, получится, может, не получится — эти ставки мы делаем, но в любом случае это рутина, которая в науке имеет место быть, как и во всякой другой работе.
Помимо идейной части, есть ещё часть реализатора, когда ты просто должен что-то делать. Много проектов, которые требуют от меня большого участия как реализатора, не как идейного вдохновителя: выдал там что-то и пошёл дальше мечтать. Нет! Выдал, а теперь, пожалуйста, сделай! Докажи, что это есть правильно, сделай эксперимент, собери установку!
Это удручает, потому что требует полной самоотдачи.

ОЛЬГА. И как вы с этим справляетесь?

АЛЕКСАНДР. Я на гитаре ещё играю. Иногда прихожу на концерт и думаю: «Как же ты будешь сегодня играть, Александр? В тебе уже ничего не осталось, потому что на работе просто бывает… большой кошмар происходит!» Задачи очень ответственные, я с космосом работаю, их приходится в срок выполнять. Рутина может вымотать до конца; иногда прихожу на концерт просто с опущенными руками. Но начинаю играть на гитаре, сначала совсем потихонечку… Понемногу, чувствую, оживаю, даже ноги начинают приплясывать. И в конце концов я полностью освобождаюсь от груза, который был. Почему? Потому что, собственно, в чём отдых-то заключается? Чем музыкант отличается от обычного человека? Он думает звуками — у него такая задача. Музыкант не может думать об эксперименте, когда играет на гитаре. Да это и невозможно.
Получается, ставишь себя в ситуацию, когда мозг вынужден выбросить всё, что было до этого, и взять что-нибудь новое. В этом, собственно, и заключается перезагрузка и отдых. В том числе эмоциональный. Это очень важно: эмоциональный! Потому что работа, которая предполагает тщательность, щепетильность, последовательность — она не предполагает больших эмоций. А это требуется! Все мы люди, нам хочется переживать, хочется чувствовать! По этой причине я не против позаниматься чем-нибудь, связанным с театром, с музыкой, с любыми эмоциями. Всё, где есть человек, где он себя проявляет, как человек. Поэтому наверное, я в «АванПост» и попал.

ОЛЬГА. Как интересно! Получается, вы не только учёный, вы ещё и меломан?

АЛЕКСАНДР. Я не то чтобы сильно много музыку слушаю, но я её постоянно играю. Я как бы в музыке изнутри — изнутри интереснее. Это же касается, например, писательства. Для научных сотрудников и такое имеет место быть. Мы в какой-то степени обязаны быть писателями, хоть и техническими. Формулировать свои мысли надо научаться. Без этого никак не получится написать статью. Хотя с точки зрения эмоционального отклика писать техническую информацию не столь интересно как художественную, это с одной стороны. А с другой стороны, можно запросто вложить душу в какую-нибудь инструкцию по эксплуатации прибора, который ты сам разработал.

ОЛЬГА. Вложить душу в инструкцию по эксплуатации?!

АЛЕКСАНДР. Да, ведь и в эту инструкцию можно вкладывать душу по-разному. Можно вкладывать душу с точки зрения структурирования текста, с точки зрения точности донесения информации, точности формулировок там и так далее. Можно переписывать один абзац десять раз — от этого тоже удовольствие получаешь.

ОЛЬГА. Вот уж точно, удовольствие изнутри!

АЛЕКСАНДР. Да, мне больше нравится изнутри. В любом случае, для того чтобы глубоко что-то осознать, пережить, нужно быть непостредственно участником.

ОЛЬГА. Даже отдыхать вы предпочитаете активно! Как вам удаётся не выгорать?

АЛЕКСАНДР. А что такое выгорание? Выгорание, это когда ты устал и тебе больше не интересно, когда интерес пропадает. Давайте попробуем разобраться, отчего пропадает интерес. Когда какая-то задача для тебя является новой, в тебе начинает всё бурлить — в этом заключается интерес, потому что есть что-то новое. Ты это новое осознаёшь, что-то делаешь, делаешь, делаешь, и вот у тебя это уже упорядочилось и стоит. Потому что чем бы ты не занимался, измерениями какими-нибудь или написанием текстов, если развития нет, то становится скучно. Наверное, в этом и заключается часть выгорания помимо простой усталости. Потому что сама по себе усталость имеет место быть везде, даже когда тебе интересно. Но тебе всё равно интересно, ты всё равно продолжаешь. Поэтому дело немного в другом, конечно. Дело в том, что становится скучно, потому что не происходит ничего нового и зачастую нет объективных причин полагать, что произойдёт. Что можно сделать? Можно попробовать разбавить эту область ещё чем-нибудь. Возможно, именно это и сработает. Причём желательно совершенно другое.

ОЛЬГА. Например, музыка ваша, да?

АЛЕКСАНДР. Та же музыка моя, верно. Главное, чтобы было что-то совершенно другое.

ОЛЬГА. Вы новую мелодию сочиняете… или там изучаете?

АЛЕКСАНДР. Мы делаем новые материалы, безусловно. В этом есть какое-то развитие. И в науке тоже есть какое-то развитие.

ОЛЬГА. Просто в науке на развитие установка, а музыка, она, наверное, для вас хобби?

АЛЕКСАНДР. А такой установки нет! Музыка в действительности часто является работой, которую нужно делать. Причём с напряжением, потому что у тебя есть основная работа, а тут намечен концерт, на который ты подписался, что ты будешь играть, будешь играть вот это, а у тебя ничего не готово…
Вообще-то говоря, музыка — это коллектив, а коллектив — это всегда сложно. Поэтому элемент работы в музыке точно присутствует, ну и элемент удовольствия, безусловно, тоже. Иначе я бы этим не занимался.
Мне кажется, чтобы не выгореть, нужно выбрать область, которая была бы тебе интересна изначально — это самое основное, это первое. Потому что в любом случае когда-нибудь станет менее интересно, чем в начале — от этого никуда не уйти. Но если тебе не интересно с самого начала, это вообще гиблое дело.
Второе, когда ты начинаешь уставать и перестаёшь развиваться, то нужно искать способы, как сдвинуться. Либо просто отвлечься, чтобы жить дальше. Потому что, в любом случае, если ты себя чувствуешь плохо, ты будешь себя чувствовать плохо в любой области.

ОЛЬГА. И как быть?

АЛЕКСАНДР. Если здесь всё надоело, плохо, уже не можешь… Тогда пришёл в другое место, а там — хорошо! И ты потом с этого места возвращаешься обратно уже совсем в другом настроении, и там, возможно, произойдут какие-то изменения. Кто что-то делает — у того что-то обязательно получается!

ОЛЬГА. Интересно узнать: ваша версия счастья, что делает вас счастливым?

АЛЕКСАНДР. Моё счастье… Это такое понятие… Я считаю, что это комплексное понятие. Например, есть у меня проект, который заработал, и всё замечательно.  Но если у меня в этот день в чём-то случился провал, то никакого счастья не будет. Поэтому безусловно, чтобы быть счастливым человеком, нужно держать в тонусе все области своей жизни. И обязательно иметь ту, где ты реально силён! Где интересно! Где тебе очень нравится! Я имею в виду, что ты совсем не обязан занимать первые места. Но когда ты играешь, ты чувствуешь: о, у меня получается! Когда ты что-нибудь изобрёл, собрал, оно заработало и… победа! Личная победа — я не говорю, что ты самый-самый.

ОЛЬГА. Самый-самый, это когда заткнул всех за пояс, да?

АЛЕКСАНДР. Да, потому что другие люди на самом деле именно здесь не важны. Тут важен ты — твои чувства. Так что такая область личных достижений безусловно нужна, без этого вряд ли может быть счастье. Если её не будет, ты будешь её искать в других местах, например, в детях, которых всё равно придётся тебе отпустить. Или там ещё в чём-нибудь. В общем, самое правильное, это всё-таки найти себя, и тогда счастье возможно. Но остальные области жизни тоже нужно держать в тонусе.