Время не терпит отлагательств

Бахыт Рустемов
Время не терпит отлагательств
 
Бахыт Рустемов
 
Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает
только одного: научиться жить на земле, как люди.

Джордж Бернард Шоу

Со времен появления человека на земле поднимались, поднимаются и будут подниматься проблемы взаимоотношения человека с природой, потому что нельзя представить по отдельности человека и природу. Человек живет благодаря окружающей его среде, в частности, природе. Природа - опора всего рода человеческого. Вся жизнь человека – это часть природы. Мы единое целое. Мы – гармония .
Сегодня проблема экологии стала актуальной как никогда. Она волнует всех. В частности, профессиональные историки начали активно уделять внимание взаимоотношению человека с природой. Для посвященных экологическая история (environmental historу) связана с американской наукой. В этом направлении небезынтересно будет ознакомиться с книгой «Природа и власть» Йоахима Радкау, профессора Билефельдского университета, впервые изданной на немецком языке в 2000 г.
Книга 15-летней давности была первой попыткой интерпретировать всемирную историю окружающей среды на немецком языке. Автор книги рассказывает о разных эпохах и ландшафтах, например, Венеции, Голландии, Китая, Бали. Он встречался с разными людьми - от первобытных охотников до современных специалистов по помощи странам третьего мира.
Я соглашаюсь с профессором Йоахимом Радкау в том, что проблемы окружающей среды находятся в компетенции власти. И тут также мы с ним перекликаемся в том, что «природа» — не только что-то внешнее по отношению к человеку, но и значительная часть его самого. История экологии, по мнению автора, — это история менталитетов». Книга впечатляет своей использованной литературой. Автор анализирует труды известных специалистов ХХ века, также высказывает свое мнение.
Каждый человек на земле стоит перед вопросом: кто или что для тебя природа? Правила русской грамматики призывают нас общаться с природой как с неодушевленным предметом, объектом. И названия окружающей нас природы пишется с маленькой буквы. Тогда как я считаю, что все они должны писаться с большой буквы: Степь, Лес, Горы, Озеро. Я говорю о них не что, а кто? Потому что Природа – одушевленная, возможно, и одухотворенная, но то, что она живая, у меня сомнений не вызывает. И это, прежде всего, должно понять подрастающее поколение. Сегодня жизнь Природы вне понимания человеческого сознания. Когда-то наши предки понимали ее и жили по законам Природы.
В глобальном масштабе мы видим сколько происходит вокруг природных, стихийных катаклизмов. Их часто и больше происходит там, где с ней не считаются, ее игнорируют. Там, где одухотворенности становится меньше и преобладает черствый и жесткий прагматизм. Как бы ты хотел, чтобы относились к тебе? Вот так и ты относись к матушке Земле, Природе.
До Ислама наши предки-тюрки не зря поклонялись таким символам Природы, как Земля, Водя Лес, Горы, Луны, Огонь, Солнце и т.д. Казалось бы, обыкновенная степь, но мы не говорили, что это простая степь. Мы, любя ее, нашу кормилицу, отдавая ей должное, говорили – ;лы Дала! – Великая Степь! Это уважение к земле, к природе, к окружающему миру, в том числе, и к людям, сидит в наших генах, которое мы унаследовали от своих предков. То, что тюрки воевали между собой - это уже частности. Все зависело от того, кто пришел к власти. Есть властители, оставляющие после себя процветающую культуру, счастливые города и села, а есть и те, кто оставляет после себя разрушение, голод, смуту, выжженную степь. Наш Президент Н. А. Назарбаев не только облагораживает свою страну, но и активно этим занимается и в других странах. Например, посещая Украину, он там посадил Каштан в память о своем пребывании в этой стране .
Воспитание детей на тему любви к природе, всему окружающему, должно вестись с семьи, потом она должна продолжиться в школе, в Вузе, и наконец, в обществе. Воспитывать взрослого человека, чтобы он уважал природу, бывает уже поздно. Жажда наживы, постройка себе зоны отдыха или жилья в заповедной зоне или просто в среде красивой природы начинает довлеть над разумным подходом к окружающей среде, природе. Их уже не останавливает общественное мнение и даже, иногда Закон.
Если мы хотим сохранить природу, доставшуюся нам от предков и передать ее такой же богатой и красивой потомкам, нужна воля власти, о которой я уже отмечал выше. Человек - хозяин своей судьбы, хозяин земли. И в религиозных трактатах призывают людей к бережному отношению к Природе. Об этом мы найдем упоминание и в Библии. Я являюсь светским человеком и полагаю, что нормы жизни и правила поведения в Священных книгах – Библии и Коране - являются руководством для человечества, потому что там нет ничего предосудительного. Согласно Библии, человек является "домоправителем" планеты Земля, владелец которой – Бог. В отличие от других живых существ, человек несет ответственность за происходящее в биосфере. Судьбы человека и других созданий тесно взаимосвязаны. Церковь и отдельные верующие могут и должны способствовать сохранению природы, проповедуя словом и жизнью поклонение Творцу и бережное отношение к Его творениям.
Полагаю, только бережное отношение к природе характеризирует работу власти в нынешнее время. Пущенное на самотек дело в этом архиважном вопросе не терпит отлагательств в некоторых уголках земли. Земля - наш общий дом. Варварское уничтожение природы в другом конце земли, несомненно, откликнется в любой ее части. А значит, защита природы – это не проблема одной нации, одного народа и одного государства. Это глобальная проблема. И чтобы не оказалось поздно, всем нам, современной цивилизации, необходимо объединение своих усилий, устремлений на разумной общечеловеческой основе. Еще раз отмечаю, что сегодня защита природы - это уже проблема для каждого человека. Быть природе или не быть, все зависит от волевых и смелых подходов со стороны государств. Не губите Природу, ибо она - опора всего живого.
Наше отношение с природой должно быть взаимно вежливым, корректным, обдуманным. Земля наш дом, наша кормилица. Любовь и забота об окружающей среде поможет решить многие экологические проблемы. Между природой и нами должна быть гармония. Как отмечают музыканты – мы должны работать и жить в унисон с природой.
В нашей стране уделяется большое внимание экологическому образованию людей. Идет конкретная работа по посадке деревьев вокруг городов и населенных пунктов, который мы называем «Зеленый пояс», Они являются «легкими», очищающими города и создающие свой позитивный микроклимат. Для этого выделяются специальные средства из госбюджета. Также проявляется забота и внимание по охране рек, озер и лесов, фауны и животных. Особая забота о внесенных в «Красную книгу». Строго действуют и соблюдаются правила охоты и рыболовства.
В прежние века не было варварского уничтожения всего и вся, как это происходит сегодня. Ведь не секрет, что сегодня исчезают многие птицы и животные, целебные деревья и растения. Пора бить тревогу. И у нас есть упущения. Например, в некогда богатой на барсов и медведей горах Заилийского Алатау, сегодня их можно насчитать единицы, они стали большой редкостью. Раньше люди жили с заботой о природе: фауне, животных и т.д. Следили за их популяцией и отстрелом.
Неумение жить на Земле всегда приводило людей не только к простым проблемам, но и к крупным катастрофам. Появлялись и исчезали не одна цивилизация. На протяжении тысячелетий, миллионов лет человечество сопровождает некая таинственность и незавершенность. С чем это связано? Причин много. Это и возможные факты неразумного использования технического и научного прогресса, приносившие в итоге вред его изобретателю-человеку и Природе в целом.
Природа – это основа нашей жизни. Жить с нею в гармонии, - первейшая обязанность человека. Только в этом случае мы ощутим ее прелесть и красоту, а также красоту совместной жизни человека и природы. Вот как воспевает эту гармонию человека и природы выдающийся аргентинский поэт Леопольдо Луганос:
Есть в поэзии его
Первого цветка приманка,
Зорь весенних торжество
С конским ржаньем спозаранку;
И румяная смуглянка,
Крутобедрой красотой
Нам в сердца несет смятенье –
Плод весеннего томленья,
спелым соком налитой! …
Мы добра не бережем –
Нам булыжник, право слово,
Лучше слитка золотого;
Без вины осуждена,
Гибнет в наши времена
Нашей родины основа.
Полагаю, лучше не скажешь. Если отношение человека с Природой – это первая проблема в современном мире, то сами люди сознательно придумали для себя еще вторую проблему - это дефицит экологически чистых бахчевых культур, овощей и фруктов, сельскохозяйственных продуктов. Ради наживы, сиюминутной выгоды и в целях быстрейшего созревания этих культур, производители используют губительные для человеческого организма разные химические удобрения.
К серьезным проблемам со здоровьем приводит попадание в пищу сельскохозяйственных ядохимикатов, к которым относятся пестициды. Они широко используются в сельском хозяйстве для защиты растений от болезней, сорняков, вредителей, что увеличивает опасность попадания их остаточных количеств в пищу и оказания неблагоприятного воздействия на организм человека. Применение некоторых из них запрещено. Но, несмотря на это, описаны многочисленные случаи отравления различными пестицидами через загрязненные пищевые продукты – муку, сахар, орехи и т.д.
Итак, человек получает двойной удар по себе и по своему здоровью за свою сознательную и безответственную деятельность с окружающей его Природой. Во-первых, это ответный удар Природы в виде стихийных и иных бедствий за варварское отношение к ней. Во-вторых, отравление себя, здорового человека, разными вредными химическими элементами, используемыми в растениеводстве и животноводстве. Все хорошо знают, в каких странах производятся вышеотмеченные продукты. Генофонд человека с каждым годом ухудшается на Земле. Причем во всех его уголках.
Степень загрязнения пищевых продуктов напрямую зависит от степени загрязнения окружающей среды. Чужеродные вещества, попадающие в нее в результате жизнедеятельности человека, накапливаются в почве, атмосферном воздухе, воде, а, следовательно, передвигаясь по цепочке, неизбежно попадают в организм человека и вызывают нарушения здоровья. С точки зрения распространения и токсичности, наиболее опасными загрязнителями пищевых продуктов являются тяжелые металлы, пестициды и продукты их обмена, радионуклиды, полициклические ароматические углеводороды, нитраты, нитриты, радиоизотопы. Основным путем загрязнения пищевых продуктов радиоизотопами является почва, там их впитывают растения, и далее они с продуктами растительного происхождения попадают в организм человека.
В сельском хозяйстве для быстрого роста мышечной ткани животных применяются, как правило, анаболические гормоны, позволяющие при регулярном использовании увеличить мышечную (пищевую) массу животных. Наряду с гормонами для выращивания мясистого и здорового скота широко используются антибиотики. Как известно, определенная часть антибиотиков не выводится из организма. У животных также антибиотик частично остается в мясе, молоке. При использовании такого продукта возрастает риск развития аллергических реакций, нарушения местного иммунитета, изменения микрофлоры кишечника. Различных ранее неизвестных или известных заболеваний среди людей становится больше, в частности, аллергические заболевания. Уже полторы тысячи лет Коран призывает человечество к внимательному отношению к Природе. Правильное восприятие человеком своего положения во Вселенной и справедливое отношение к окружающему миру имеют большое значение для формирования личности мусульманина. Окружающая среда — это мир, полный знамений, указывающих на величие и совершенство Творца. Ислам видит в нём не самостоятельную область реальности, а зеркало, отражающее Высшую Реальность. Размышлять об этом мире и заботиться о его сохранении — одна из обязанностей человека.
В Коране неоднократно указывается на существующий в природе мудрый порядок, установленный Всевышним. Сохранение и поддержание этого порядка возложено на человека. Злоупотребление властью над природой, которая приличествует человеку как наместнику на земле, и пренебрежение законами мироздания чреваты суровыми последствиями: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них».
Иными словами, жизнедеятельность человека тесно связана с вопросами экологической безопасности. Однако это не означает, что ислам призывает к ограничению экономического роста или технологического развития. Согласно Корану, развитие возможно и при постоянном технологическом прогрессе, если только человек не нарушает экологического равновесия: «Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите. Нет таких вещей, хранилищ, которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере». Но если экспансия человека нарушает существующий в природе баланс, то природа отвечает ему взаимностью: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что вы совершили сами». Современные масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду привели к тому, что потребление ресурсов Земли превышает темпы их естественного воспроизводства. Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, нарушая существующий в ней круговорот веществ, и создают угрозу для здоровья людей.
В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер и вызывают беспокойство не только потому, что масштабы надвигающейся катастрофы могут превзойти все опасения, но и потому, что истощение природных ресурсов стало оказывать ощутимое влияние на развитие мировой экономики. Тем не менее, современные правовые механизмы экологической безопасности несовершенны, а предлагаемые способы разрешения глобальных проблем не подразумевают системного преобразования действующих принципов техногенно-потребительского развития.
Загрязнение окружающей среды и истощение ресурсов нашей планеты имеют антропогенный характер, и поэтому видится решение этих проблем в целенаправленном регулировании человеческой деятельности, формировании ценностно-ориентированной экологической культуры. В свете этого особую значимость приобретает экологическое просвещение. Человечество должно компенсировать своё воздействие на природу, и Коран возлагает на человека ответственность за всё, что происходит с ним и вокруг него, в том числе — за восстановление среды его обитания: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».
В заключение хочу особо отметить, что если и дальше будет продолжаться государствами нынешняя политика неразумного отношения по использованию даров и недр Природы (Земля, Озера, Моря, Недра), то крупных экологических бедствий нам не избежать. Призываю людей, чтобы серьезно отнеслись к настоящей проблеме и изменили сегодняшний свой порочный подход. Мы уже находимся в критической зоне: время не терпит отлагательств.