Лёгкая добыча

Арнольд Малыгин
                Л Ё Г К А Я     Д О Б Ы Ч А
          В молодости я занимался различными видами спорта, особенно это проявлялось во время службы в Армии. Так уж получилось, что служил я в городе Якутске, в родном городе. Тогда только зарождался новый вид спорта в лыжах, это Биатлон. Этот вид считался приближённым к воинской дисциплине, поэтому стреляли из трёхлинейки по разным мишеням по размерам на сто, двести и тристо метров. Потом стали выпускать специальные биатлоновские винтовки с приспособлениями, закрывающими ствол винтовки, чтобы при падении лыжника в ствол не попадал снег. Этим видом спорта я занимался в Армии. После демобилизации, с разрешения председателя спортобщества Динамо Сергея Петровых, трёхлинейку я хранил дома.
          В те времена газа в городе ещё не было и все котельные в городе работали на угле. Уголь добывали в посёлке Кангалассы открытым способом. Посёлок располагался в сорока километрах от города Якутска. Угля требовалось много для города, поэтому самосвальные автомобили постоянно его возили в котельные города. Поехать на попутных автомобилях в сторону Кангаласс было легко. Достаточно было выйти на дорогу, на край города и голосовать водителям. Как правило, они не отказывали попутчикам и останавливали свой автомобиль. Так и я, в середине ноября месяца, собрался на охоту, на косуль со своей трёхлинейкой.

В те времена было как-то проще с ношением оружия. Например, я свободно выходил за город для тренировочной стрельбы по мишеням, и никто меня не останавливал. Оружие просто висело на плече не закрытое чехлом. Также с двустволкой за плечами направлялся в лес на охоту прямо по городу. Правда, некоторые пешеходы с интересом рассматривали меня и моё оружие.
 
Охота на косуль только зарождалась. Специально на них мало кто охотился по двум причинам. Нарезное оружие очень трудно было купить, его просто не продавали охотникам – любителям. Не было возможности приобрести и вездеходную технику простому человеку по той же причине. В те времена были автомобили ГАЗ-67, и ГАЗ-69, имели их в собственности единицы. Косуль добывали во время охоты на зайцев загоном, когда в охоте участвовали двадцать, тридцать охотников. Редко попадались косули и при охоте на зайцев методом «На узёрку».

Почему я поехал в сторону Кангаласс? Когда я служил в Советской Армии, возил командира части на автомашине ГАЗ-69. В одно воскресенье, вышестоящий начальник из МВД, попросил у моего командира части, чтобы я его свозил на охоту, на косачей. Мы поехали вдвоём. В то время очень много было тетеревов. Куда-то забираться далеко не было необходимости. Я даже знаю одного человека, который у нас в городе ремонтировал часы. У него не было одной ноги, но была в собственности автомашина «Волга». Он выезжал на гору, на двадцать пятый километр Покровского тракта. Там простирались поля среди березняков, на которых водились тетерева. Он ездил по накатанным дорогам грузовых автомобилей по этим полям. При удачной охоте ему удавалось добыть более двадцати штук косачей.

Так вот. Выехали мы рано утром на окраину посёлка Мархи, что в десяти километрах от города, и поехали вдоль горы. Нам надо было проехать пару километров, чтобы по распадку подняться в лес. Эта долина шириной от горы до реки Лены тянулась до самых Кангаласс. Местами она заросла небольшими лесными колками, мелкими кустарниками. Немного проехали, выехали из-за небольшого леска, и, буквально, въехали в стадо косуль. Они паслись на небольшом расстоянии друг от друга. Их было штук тридцать, если не больше. Едем среди них, косули скачут слева и справа автомашины. Те, что справа, перескакивают перед нами в сторону горы. Прилично долго мы проехали, пока не оставили их позади. Почему не останавливались и не стреляли по ним? Не знаю. Хотя у моего начальника была малокалиберная винтовка. Просто, видимо, мы поехали охотиться на косачей. Почему я это вспомнил, потому что местность, куда я поехал, была такая же. Поэтому я решил, что и в моей поездке я встречу косуль недалеко от Кангаласс.

В воскресенье вышел на окраину города, она заканчивалась в районе улицы Строительной, и стал голосовать. Попутный автомобиль остановился, и водитель согласился меня подвезти. Видимо ему было интересно, куда это   собрался этот тип с винтовкой? Я сел в кабину, рассказал, куда хочу доехать, и с какой целью. Водитель сам занимался охотой, правда по мелкой дичи, поэтому мы нашли общий язык, и поездка моя до места прошла незаметно. Что меня обнадёжило в моём предприятии, так это подтверждение им, что он иногда видел косуль в районе Капитоновской пади.

Выйдя из кабины, поблагодарил водителя, и побрёл по полю в сторону леса.  До начало распадка поле было заросшее берёзками, мелкими кустарниками и травой. Местность эта чередовалось открытыми полянками, самое подходящее место для обитания косуль. Стали встречаться их следы, сначала редкие, а затем и настоящие наброды. Весь снег был истоптан косульими следами, особенно он был просто испещрён вокруг небольших зарослей кустов. Настроение у меня поднялось,  и я внимательней стал осматривать окрестность. Чем дальше я отходил от дороги, тем больше у меня возникало уверенности, что я повстречаю косуль. Старался идти медленнее, чтобы не задыхаться от напряжения, и спокойно билось сердце. Снега было достаточно, и, продвигаясь быстрым шагом, быстрее бы уставал от напряжения. В любое время можно было встретить косуль, а для точной стрельбы дыхание должно было быть спокойное.

Приближаясь к распадку, заметил в стороне силуэты нескольких косуль справа от меня. Хотя я был готов, к встрече с ними, но немного заволновался и остановился, чтобы оценить обстановку. Расстояние до них было приличное, надо было выбрать скрытное направление, чтобы подойти на верный выстрел. Косули же не замечали меня и спокойно паслись. На местности было довольно много небольших зарослей отдельно стоящих кустов и берёз, за которые можно было скрыться, подходя на близкое расстояние до цели. Осторожно передвигаясь от укрытия к укрытию, я постепенно  приближался к косулям. Их уже явственно было видно, как они подходили к кустам, что-то срывали с них. С кустов сыпался снег, и они чёрными пятнами чётче выделялись на снегу. По этим множеством своеобразным пятнам можно было определить, что здесь паслось достаточное количество косуль.

С такими мыслями я приблизился на верный выстрел, в это время косули заметили меня и бросились в сторону. Их, по меньшей мере, было штук семь, восемь. Я остановился. Прижал винтовку к плечу и стал выбирать движущую цель. Смотреть, как необыкновенно скачут косули очень интересно. Из скачущей стайки, вдруг одна из них свечой выпрыгивает вверх, замирая в полёте, затем другая через некоторое время. Видимо в это время они осматриваются, оценивая обстановку, определяя нахождение своего преследователя. Так как я сразу остановился и скрылся от них за кустами, они тоже остановились. Разглядеть их было трудно, и стрелять уверенно через кусты проблематично, но мне повезло.

Когда я их спугнул, одна косуля стояла далеко  в стороне от стайки и не видела меня. Она поскакала за своими подругами и остановилась вместе с ними и оказалась на том месте, где они паслись, как раз напротив меня. До неё было метров сто, не больше. Вот и представилась для меня возможность отличиться. На такое расстояние, стоя, мне приходилось стрелять на соревнованиях неоднократно, и я не подкачал. После выстрела косуля упала, а её товарки поскакали в сторону Капитоновского распадка. Их поспешное бегство улавливалось краем глаза, но они меня больше  не интересовали. Мой взгляд сосредоточивался на упавшей косуле. Спешить уже было не обязательно, но я всё же ускорил шаг и достаточно вспотел, пока добрался до косули. Подошел, пока отдышался, внимательно рассмотрел свою добычу. Бросились в глаза небольшие рожки, серая с желтизной шерсть, чёрное до глянца копытце одной ножки, торчащей из снега. Видимо молодой козёл стал моей добычей. Пуля поразила его в область груди, поэтому он упал замертво. Полюбовался своей добычей, успокоился, теперь предстояло донести, вернее, дотащить её до дороги. Взял косулю за рожки и потащил её по снегу.
 
Попотел я основательно, пока добрался до дороги. В голове всплывали разные мысли, отвлекали меня от трудной работы. Удачно всё как-то получилось. Только вышел из машины, отошёл недалеко и тут же косуль встретил. Одна, как будто специально, остановилась напротив меня. Вот родные будут удивлены, папа, особенно, он же охотник, а мама меня добытчиком назовёт. Она всегда меня так называла, когда я с охоты возвращался с зайцами, или утками, а тут косуля, да за выходной день. С такими мыслями вытащил косулю на дорогу.
 
Долго попутную машину ждать не пришлось. Новенький, голубой Зилок, самосвал с углём тормознул возле меня. Водителю наверно было любопытно, что это за чудо с косулей машину останавливает. На мою просьбу подвести до города он согласился. Косулю с его помощью затащили прямо в кабину. С разговорами доехали до города, и высадил он меня на начале улицы Орджонекидзе, возле пятой школы. Дом мой находился на том месте, где сейчас стоит гостиница «Лена». Это небольшое расстояние до дома, которое я должен был преодолеть. Я какой-то суммой расплатился с водителем, поблагодарил его, и мы расстались. Теперь тащить косулю по городу, как по снегу, было не прилично. Как уж я её взгромоздил на плечи не, помню, но взгромоздил и направился домой.
 
Видимо картина была впечатляющая, так как некоторые прохожие смотрели на меня с удивлением, другие с любопытством, а мужчины с завистью. Я же видел себя героем рассказа Джека Лондона. Там описывается один молодой охотник, нёсший на плечах оленя, впоследствии ставший знаменитым боксёром.

Дома тоже удивились моим приходом и обрадовались. Мама назвала меня добытчиком, а потом я подробно рассказывал им о своей охоте. Как-то после этого я не охотился специально на косуль, это было не принято. А так,  с таким оружием можно было бы их нащёлкать.

                Арнольд Малыгин.