Храм Успения Пресвятой Богородицы в Литвинове

Геннадий Подбородников
В 2020 году исполняется 310 лет Успенской церкви в Литвинове. Один из самых красивых храмов Нарской земли построил князь Алексей Щербатов в вотчине своего отца Ивана Ивановича. Церковь поставили на высоком берегу Нары, рядом с княжеским домом. Храм был виден издалека.

Хозяева Литвинова средств на святыню не жалели: церковь «в виде корабля» возвели из кирпича и камня. Её размеры впечатляли: ширина – 8,5, длина – 27, а высота –33 метра. В ту пору в соседних усадьбах стояли деревянные храмы; только в Таширове была каменная, более скромная церковь. Строительство завершилось в 1710 году, однако освятили храм лишь два года спустя. В трапезной обустроили придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Литвиновский зодчий был явно знаком с работой артели Якова Бухвостова – одного из лучших мастеров своего времени. Успенский храм щедро украсили резным декором: полуколоннами, «зубчиками», широкими «поясами». Наличники окон и порталы оформили в стиле модного «московского барокко», украсив пирамидками.

Интерьер храма был расписан фресками. На западной стороне сделали галерею для хора. Многоярусный иконостас был, очевидно, позолочен: литвиновский диакон Лаврентий Петров считался отличным золотарём, он даже участвовал в реставрации Успенского собора Кремля.

В 1770 году князь Григорий Алексеевич пристроил к храму 35-метровую каменную колокольню – на ней разместили семь колоколов. Высокий деревянный шпиль обшили железом и покрыли медянкой. И самое впечатляющее: на звоннице установили часы с боем. (Вообще, куранты были большой редкостью даже для столицы.)

В 1810 году в трапезной храма нашли последний покой хозяева Литвинова – Григорий Алексеевич и Анастасия Николаевна Щербатовы. Кстати, именно их усердием был построен новый Введенский храм в соседнем Пашкове.

Церковь Успения серьёзно пострадала в войну 1812 года. Французы не только её разграбили, но и «поместили в оной конницу». Осквернённый храм пришлось освящать вновь в феврале 1813 года.

Спустя четверть века интерьер церкви полностью изменили князь Алексей Григорьевич Щербатов, будущий Московский губернатор, и его жена Софья Степановна, знаменитая благотворительница, создавшая в столице эффективную систему помощи нуждавшимся. Они заменили обветшавшую алтарную преграду новым четырехъярусным иконостасом в стиле «ампир», выполненным, вероятно, по проекту Осипа Бове. Старые фрески в церкви «покрыли мелом». Отметим: накануне Революции 1917 года Российская государственная Археологическая комиссия в Петербурге рассматривала вопрос о необходимости восстановления «стенописи эпохи Петра Великого» в литвиновском храме.

Здесь, в Успенской церкви, хранились полковые хоругви подразделений, которыми командовал А.Г. Щербатов. Сюда же он передал и икону Успения, «письма очень древнего», подаренную губернатору московскими старообрядцами. После смерти князя на стене в храме установили плиту с горельефом Алексея Григорьевича, так много сделавшего для блага москвичей. Изначально её планировали установить в Донском монастыре, где Щербатов похоронен.

В храме пребывали два чудотворных образа – Успения и список с Боголюбской иконы Божией Матери. К ним обращались за помощью не только крестьяне щербатовского имения, но и всего Верейского уезда. Во время бедствий и эпидемий с этими иконами совершались крестные ходы по сёлам и деревням уезда. И беда обходила крестьян стороной.

Почитание Боголюбской иконы было настолько велико, что в 1864 году на пожертвования крестьян в церкви обустроили ещё один придел – Боголюбский. Тогда же княгиня С.С. Щербатова перестроила и Владимирский, чтобы он гармонировал со вновь созданным приделом.

После отмены крепостного права Софья Степановна открыла при храме школу, впоследствии преобразованную в училище, и ещё – богадельню. Их назвали Екатерининскими в честь скоропостижно скончавшейся дочери княгини. Накануне Революции в училище обучали до 150 детей за счёт Щербатовых.  Настоятель храма служил здесь преподавателем.

Революция 1917 года полностью изменила течение приходской жизни. Наступило время тяжелых испытаний. Только истинно верующие могли противостоять насилию власти. В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей прихожане не позволили экспроприаторам снять серебряные оклады с чудотворных икон. Всем миром было собрано равноценное количество серебра – по сути, верующие откупились от госкомиссии.

В середине 1930-х годов антирелигиозная кампания вышла на новый уровень. Власти организовали во всех деревнях Литвиновского прихода собрания: требовалось получить формальное одобрение крестьян на закрытие церкви. Свой вердикт московские власти вынесли 19 сентября 1935 года: древний храм закрыли. Сначала его превратили в столовую при пионерском лагере. Затем использовали как гараж, генераторную, оранжерею и склад. Судьба чудотворных образов после закрытия церкви неизвестна.

В годы Великой Отечественной храм пострадал на 20%, но был восстановлен. Правда, повреждённую колокольню разобрали. Интерьер был утрачен безвозвратно.

Когда в 1959 году в Литвинове открыли санаторий для партийно-советской элиты, стало понятно: уничтожение церкви это дело времени. Храм разрушили в 1964 году; церковным кирпичом и камнем вымостили дорогу в лесничестве.

Как свидетельствуют очевидцы, церковь разрушили только до уровня фундамента. А это значит, что здесь и по сей день находятся могилы родителей Московского губернатора князя А.Г. Щербатова.

С Успенским храмом связана земная жизнь двух новомучеников. На рубеже 1930-х годов прихожанкой церкви была монахиня Магдалина Забелина. После закрытия  Зосимовой пустыни она жила в Новинском, и помогала литвиновскому настоятелю. В 1931 году её приговорили к пяти годам лагерей «за антисоветскую деятельность». Не отрекшись от Господа, инокиня скончалась в Казахстане 8 декабря того же года.

Последним настоятелем церкви стал отец Алексий Красновский, назначенный в Литвиново в 1934 году. После закрытия храма он служил в приписной Введенской церкви на кладбище в Пашкове. Арестовали батюшку в 1937 году. 11 августа следующего года его расстреляли в БАМлаге.

Многолетний архивный поиск привел к открытию: нам удалось найти дореволюционный снимок Успенского храма. Теперь мы знаем, как выглядела литвиновская святыня во всей её красе.

Храм Успения, уничтоженный в лихолетье, изображён на иконе Литвиновских и Новинских новомучеников Алексия и Магдалины. Она написана по инициативе Щербатовского общества в 2020 году. Образ создан стараниями жертвователей из 15 городов и деревень России, Белоруссии, Германии и Австралии.

25 июня 2020 года состоялся Праздник встречи иконы на Нарской земле. По просьбе потомков прихожан бывшего Успенского прихода отец Николай Студеникин совершил торжественные молебны в Литвинове, Новинском и Пашкове – там, где жили, молились и трудились новомученики.  В богослужениях приняли участие 150 человек. Отныне икона новомучеников Литвиновских и Новинских Алексия и Магдалины будет постоянно пребывать в Преображенском храме в Слепушкине. 

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
01. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Литвинове. 1710-1712. Начало 1900-х гг. МУАР / Первая публикация фото: Подбородников Г.В. Литвиново: «Колыбель» рода князей Щербатовых // Охраняется государством. 2019. №5. С. 48.
02. Успенский храм и санаторий «Литвиново». 1961. Фотограф А.П. Гришин. Частное собрание.
03. Икона святых новомучеников Литвиновских и Новинских Алексия Красновского и Магдалины Забелиной. 2020. Оригинальная икона находится в храме Преображения в Слепушкине.

ПРИМЕЧАНИЯ:
*Статья основана на архивных материалах.
*Статья написана для печатного издания «Основы Православия» Наро-Фоминского благочиния в августе 2020 года.
*Первая публикация статьи:
Подбородников Г.В. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Литвинове // Основа. 2020. №33. Основы Православия. 2020. №8. С. 14.