Польские доисторические животные

Евгений Скоблов
Эта серия польских почтовых марок была у меня в детстве. Я тогда собирал марки, в основном, с изображениями животных. В  то время  филателия  была поголовным увлечением, марки собирали почти все мои знакомые, кроме самых лучших друзей. Хотя иногда и они интересовались, почему это занятие пользуется такой популярностью. Но их интереса хватало, как правило, ненадолго.
Я же собирал марки ещё и потому, что мой папа был филателистом. Настоящим коллекционером – интеллектуалом.  Он выписывал журнал «Филателия СССР», делал подшивки, из номеров, тщательно и аккуратно «изучал проблему», был членом Всесоюзного общества филателистов. Во времена  «железного занавеса» и холодной войны, он без опаски переписывался с коллекционерами из-за границы, обменивался с ними марками  по почте, и география была очень широкой: Европа, Азия, Африка, и даже, Австралия. Папе удалось собрать великолепную коллекцию по теме «Космос». Он часто брал меня с собой  на «заседания» городского клуба филателистов, где собирались, так же и нумизматы, фалеристы и прочие. В те времена, занятие это для ребенка было, безусловно, интересным и, конечно, полезным.  Я собирал «фауну», а папа руководил процессом и, насколько это было возможно, направлял его.
Но… как в любом деле или увлечении, взрослом или детском, в коллекционировании марок, среди моих коллег во дворе и в школе существовало нечто, напоминавшее соревнование-соперничество.
Однажды парочка ребят из нашего двора, тоже коллекционеров, но  немного постарше меня, посмотрев мой альбом, как-то, криво ухмыляясь, сказали, что «всё это не то». Я сначала не понял, что значит «не то», потому что знал, что марки у меня были очень красивые, в очень хорошем состоянии, и среди них имелись достаточно редкие экземпляры, выпущенные в африканских французских колониях. Эти марки в филателистических кругах так и назывались – «колонии». Они печатались способом металлографии, и на вид были очень дорогими и экзотическими. И мои «приятели» пояснили, что означало «не то». Дело заключалось в том, что я не сам достал (выменял, купил, украл) эти марки, а «тебе их отдал твой батя». Я был сбит с толку, потому что в этом они были совершенно правы. Многими, особенно ценными марками,  пополнил мою коллекцию папа. А раз так, продолжили добивать меня товарищи, то значит, не я сам собрал коллекцию. И, следовательно, это «не честно».  Вот что значит, «не то».
Я был очень расстроен, логика их рассуждений мне была понятна, и я не знал, что на это ответить. Я думал об этом остаток этого, и  весь следующий день. А потом пришёл к папе, протянул ему альбом и сказал, что не буду больше собирать марки.
Папа спокойно выслушал меня и сказал:
– Твои ребята так сказали потому, что у них нет таких марок. Это – обыкновенная зависть, ты что, не понимаешь?
– Но ведь они правы, – печально сказал я в ответ. – Ведь я же не сам их собирал, правильно ведь? А это нечестно…
Папа немного помолчал, потом улыбнулся и сказал:
– Эти марки – твои. И совершенно неважно, как они стали твоими, если они появились в твоей коллекции честно, то есть, если ты   никого не обманул и не украл их. Это – раз. А второе, если ты будешь слушать кого попало, то никогда не добьешься чего-то значительного в своей жизни. Выбрось из головы и стой на своём. Отстаивай своё мнение. Борись за себя.
Я неуверенно взял альбом, но мои филателистические настроения были на какое-то время основательно подпорчены. Потом всё как-то успокоилось, и главным образом потому, что те мои товарищи потеряли интерес к маркам. А потом я и вовсе забыл об этом разговоре.    
Одной из моих любимых серий, и по-моему, её для меня у кого-то выменял папа, была польская серия 1965 года «Доисторические животные». Около десятка «чистых» (в смысле «негашёных»), довольно крупных марок с горизонтальным и вертикальным расположением рисунков, в отличном качестве. На марках были изображены, как мне казалось, все известные виды животных, существовавшие на Земле «за миллион лет до нашей эры».
Сквозь толщу лет и массу бесполезных событий  я хорошо запомнил, как выглядела эта серия. Доисторические животные были воспроизведены не детально, как реконструкции, а просто, как красивые рисунки: стегозавр, динозавр, ихтиозавр и другие. Для ребенка – в самый раз, и яркость расцветки, и размеры. Я любовался этой серией, показывал её другим ребятам, но, конечно, понимал, что серия не очень ценная, поскольку Польша – страна из социалистического лагеря очень близкая, и очень дружественная.  Тем не менее, я узнал, что такие марки были не только у меня, но и у других ребят, у кого-то полная серия, у кого-то нет.
С этими марками я не связываю больше никаких воспоминаний, кроме ощущения близости детства, чистого ребячьего интереса и почти счастья от обладания такими красивыми марками. Поэтому, серия «польские доисторические животные» запомнилась мне больше других по теме «фауна». Она осталась в Прошлом, затерялась на перекрестках времени, где-то на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века, как впрочем, и многие другие вещи, которые доставляли радость и были частью жизни…
Прошла вечность, и я сначала вспомнил, а потом  и  нашел эту серию. Вот она, в моем новом альбоме, который я купил по случаю возвращения серии «Черчилль».  Во всём своем блеске, полноте (их оказалось ровно десять) и красоте, серия снова со мной. Неизвестный друг выложил её в Интернете, мы связались с ним, я оплатил и марки и пересылку, и вот, далекое стало чуточку ближе. И главное, я достал её «честно», как когда-то учил меня папа.
Возможно, кто-нибудь сочтёт, что всё это – просто чепуха, кто-нибудь скажет, что старый дурак впал в детство, да много чего можно сказать с незлобивой издёвкой, прочитав это. И я не буду спорить, потому что у каждого в жизни свое – «что-то самое важное». Для меня, порой, это мысленно вернуться в Прошлое, ещё раз пережить ощущения, а главное, взять с собой в дальнейшее путешествие во Времени  кусочек детства. Других интересуют более осязаемые, насущные и необходимые вещи -  деньги, автомобили, кайф и ещё что-то.
Я же говорю, открывая альбом: «С возвращением домой».