К истории Философии после 1806 года

Сок Волгин
О ИСТОРИИ ДВУХ ПОСЛЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИИ В СХЕМАТИЧНОМ РАЗРЕЗЕ "НАУКИ ЛОГИКИ".

...Дело в том, что история двух последних веков философии представляет собой всего три основных течения мысли:

I. Первое направление держится однозначности языка и аналитических определений наличного бытия. Это позитивизм и аналитическая философия как таковая.

II. Второе течение допускает двусмысленность языка и исходит не только из определений наличного бытия, но кроме того, стремится постигнуть сущность явлений и необходимость вещей. Это диалектическая философия как таковая; К. Маркс, М. Штирнер, В. Ленин, К. Шмитт,- философия, недостатком которой является нигилизм: поглощение различений и искоренение оппозиций.

III. И наконец как результат усмотрения некоего равновесия, симметричности, аннигиляции и взаимослияния противоположностей возникает ещё и третье,- "постмодернистское" направление. Это последнее произрастает на почве критики диалектики и объявляет её причиной больших репрессивных процессов в 20 веке. - В какой то момент, как говорит Бодрийяр "два дифференциальных полюса имплозируют [проникают] друг в друга или рециркулируют друг друга — [происходит] синхронизация противоположностей, которая является одновременно пародией и концом любой диалектики."*. Поскольку этот процесс конвергенции и усмотрения определённого тождества противоположностей происходит не только в сфере макрополитики (США - СССР) но и во всех других сферах науки (аннигиляция электрон - позитронной пары, метафаза митоза и пр.),- постмодернистская философия одновременно и дезориентирует аналитиков и диалектиков и, в то же время, так как она имеет свою достоверность в происходящих процессах и эволюции знания как такового, она вынуждает тех и других вглядываться в себя и признавать свой высший принцип существенным...

IV. ...На самом же деле все эти три принципа мысли (или течения) были описаны Гегелем во введении к "энциклопедии философских наук" (§26-83)**, а ещё раньше в "феноменологии духа". Кроме того, все эти три направления мысли мы можем представить на схеме "Науки Логики", где на первом рисунке с помощью стрелки будет показано рассмотрение вещи по направлению от определенности этой вещи к сущности (это аналитическая философия (рис. 1)). Второй рисунок должен представить противоположный ход и нигилизм этого направления,- некое исчезновение бытия в сущности или искоренение сущностью определённости бытия (диалектическая философия (рис. 2)). И третий рисунок будет схематизацией наполнения бытия сущностью, симметризацией и удвоением сущности, то есть таким взаимодействием противоположных сторон или таким их равновесием, которое есть переход к абсолютной форме понятия и бесконечная сила их опосредствования (постмодернистская философия (рис. 3)).

V. Этот последний момент всегда представлял наибольшую сложность в науке логике; то, каким образом возникает необходимость двойного или что более точно,- истинно бесконечного отрицания,- то почему именно эта удвоенность есть абсолютная форма баланса, силы и бесконечного опосредствия, было, в "науке логике" тем, плохо воспринимаемым местом, той стороной и высшим принципом этой науки, который, в определенной мере, помимо её, был обнаружен внутри постмодернистского направления мысли. - Ни диалектики ни постмодернисты, в своём большинстве не усмотрели в науке логике преодоления отрицательной, диалектической, нигилистической стороны именно там, где Гегель писал о возникновении бесконечного опосредствия при переходе к понятию:

"Понятие, как оно было рассмотрено выше, оказывается единством бытия и сущности. Сущность есть первое отрицание бытия [рис. 2], которое [бытие] вследствие этого стало видимостью; понятие есть второе отрицание или отрицание этого отрицания [рис. 3]; следовательно, понятие есть восстановленное бытие, но восстановленное как его бесконечное опосредствование и [бесконечная] отрицательность внутри себя самого." ("Наука Логики")

__________________________________________
* Ж. Бодрийяр "Симулякры и симуляции" стр. 59.

** "Логическое по своей форме имеет три стороны: а) аб­страктную, или рассудочную [аналитическая философия - В.К.], ;) диалектическую, или отрицательно-разумную, у) спекулятивную, или положи­тельно-разумную [имеющую дело с взаимослиянием противоположностей]." (ЭФН 1Том § 79)

*** [] Скобки везде мои -В.К.
_____________________________________________
Примечание. Аналитическая философия становится диалектической философией по сути уже там, где она соединяется с прагматической и вообще любой политической философией.