Психогенез Воздействовать vs. приспособиться. Ч. I

Леонид Андреев 2
https://systemity.wordpress.com/2023/11/21/psychotypes/ Классификация представляет собой чисто психический феномен, как правило, иерархического распределения множества объектов, объединённых неким общим понятием. Общность понятия может быть многофакторной, например, психика человека, а может касаться лишь одного признака. Определение понятия “классификация” часто, даже почти всегда, путают с определением понятия “диагностика”. По ряду известных признаков можно легко диагностировать, что из двух рядом стоящих людей одна – женщина, а другой – мужчина. Различить людей по половому признаку можно уже на стадии новорожденных. С уверенностью определить пол маленьких голых крысят можно только на пятый день после их рождения. В это время на животе у самок уже отчётливо видны ряды сосков, а у самцов их их нет. Принадлежность к полу связана с многофакторными различиями. Деление общего понятия “человек” или “крыса” на “самец” и “самка” никак классификацией не назовёшь, хотя это сложное понятие. Иерархическая дифференциация многофакторных объектов на основе их диагностики по существу и представляет собой классификацию. Члены диагностики обязательно  должны взаимно исключать друг друга. По этой причине диагностика лежит в основе классификации, о чём почему-то нигда в умных статьях не говорится. Но везде, когда речь идёт о классификации, обязательно имеется ввиду диагностика, основанная на делении на -/0/+ (минус/ноль/плюс МНП).

Я имею представление о том, чем диагностика отличается от классификации. Я с помощью разработанной мною оригинальной методики исследовал жирнокислотный состав 94 тысяч штаммов бактерий, в число которых входила существенная часть известных родов и видов бактерий. Лишь в очень ограниченном числе публикаций удавалось касаться вопросов классификации. Понимание несопоставимости диагностики и классификации побудило меня работать в области компьютерных методов классификации. Полученный мною патент США на трансформацию матриц сходства, вычисляемых по неограниченному числу параметров, позволил автоматически строить классификационные системы. Но это было уже после того, как я эмигрировал из СССР и прекратил свои практические занятия в области бактериологии.

Классификация может быть искусственной и естественной. Естественная классификация представляет собой попытку объяснения мехнизмов, лежащих в основе искусственной классификации. Что при классификации фекалий, что при классификаций психотипов человека это фундаментальное правило – МНП – должно соблюдаться. Никакая классификация не может быть рассмотрена с точки зрения научной, если она не подчинена фундаментальной аксиоме диагностики – МНП. Нуль может быть чисто виртуальным, сугубо для целей отделения минуса от плюса. Нуль может быть обширным. Например, амбиверт – это человек, которому свойственны черты как интроверта, так и экстраверта по Карлу Юнгу. Стопроцентные интроверты и экстраверты встречаются очень редко, а амбивертность, как смешанный тип поведения, встречается у большинства людей.

Имеется два полярных состояния человека – жизнь и смерть. Жизнь характеризуется наличием квадриллиона межнейронных контактов, смерть – необратимым процессом блокирования, затухания этих контактов вплоть до их полного исчезновения. Иными словами, плюс после смерти медленно переходит в минус и в этом переходе ментальный нуль не соответствует физиологическому нулю. В нормальной психике человека ноль не идентифицируется, в отличие от минуса (забывание) и плюса (запоминие, идентифицируемое вспоминанием). В отличие от т.н. искусственного интеллекта, где изменения целенаправленные и – жертвы целенаправленности, в естественном интеллекте постоянно происходят спонтанные преобразования, направленные на повышение качества интеллектуальной деятельности. Но в патологии (деменции, болезни Альцгеймера) нуль прогрессирует: невозможность запомнить, невозможность вспомнить. Короче, тема, о которой я говорю, чрезвычайно сложна.

Психиатрии и психологии неисчислимое число лет, как индивидуальных, так и социально обусловленных попыток поиска устойчивого восприятия отличий нормы от патологии, плюса от минуса. Человека можно вывести из себя и он временно теряет свою психическую норму. Человек может превратится в идиота с помощью приёма наркотика. Но очень важно подчеркнуть то, что до сих пор отсутствует научное обоснование нуля в диагностике психической нормы от психопатологии. Известно более 400 психиатрический маний, большая часть которых легко диагностируется и дифференцируется. Но научно сформулированного отличия психической нормы от психопатологии не существует. Поэтому психиатрия и психология не могут рассматриваться в качестве научных областей знания.

Карл Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно “внутрь себя”). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в её рамках. “Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип”, – писал Юнг.

По существу, Юнг отрицал в феномене человеческой психики существование диагностической аксиомы МНП, хотя различие в психотипах по Юнгу очень выраженно у взрослых людей. Это связано с тем, что, во-первых, Юнг не мог не видеть возрастную изменчивость психики человека, а, во-вторых, понимал, что не знает и даже просто не уверен в существовании генетических факторов, лежащих в основе формирования психотипов, которые он сформулировал в качестве диагностических. По современным представлениям в ДНК человека насчитывается 63 494 гена, большинство из которых являются генами некодирующей РНК, которую называли “мусорной ДНК, но которая, как оказалось, играет важную роль в регуляции активности генов. Эта широко известная цифра объясняет тот факт, что люди все очень индивидуально устроены. Попытки классифицировать очень сложно устроенную и сильно отличающуюся психику людей, включающую наследственные и благоприобретенные признаки, филогенетически и онтогенетические, имеют давнюю историю. Трансформация наследуемых признаков в функционирующие, наследование этих функционирующих при жизни признаков объясняются эпигенетикой – представляющей собой науку о наследуемых свойствах организма, которые не связаны с изменением собственно нуклеотидной последовательности ДНК и могут быть не прямо, а опосредованно закодированы в геноме и проявляться человеком в тесной зависимости от условий существования. 

Астрономического порядка высокая индивидуальность каждого человека очень привлекает классификаторов, обычно карьерно нацеленных на поиск способов дифференциации людей. Тут и большой научный стимул, тут и влияние тяготения всякого рода вождей в поиске способов упрощения вождения населения за нос, тут и личные мотивы создания качественной семьи, повышенно функциональности производственной деятельности, всякого рода причин сугубо медицинского плана. Например, известна соционика – концепция типов личности и взаимоотношений между ними, созданная в 1970-х годах в СССР экономистом Аушрой Аугустинавичюте на основе типологии К.Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского. В отличие от общепринятых в науке взглядов на возрастную изменчивость психики человека, соционика постулирует наличие неизменяемых в течение жизни 16 психологических типов. Одни считают эти разработки чрезвычайно спорными и бессмысленными, другие – не против этих придумок (https://vg-saveliev.livejournal.com/2097888.html).

Профайлинг – активно используемая около полувека методика изучения человека и особенностей его поведения находит свое применение в практическом бизнесе, в семейной жизни. Умение быстро определить, какой именно психотип личности окажется у коллеги или партнера, поможет понять, как он будет себя вести в той или иной ситуации. Профайлинг основан на составлении портрета человека с опорой на его поведенческие паттерны, вербальные и невербальные проявления. Методика постановки четких вопросов подсказывает, на что способен человек, может ли он совершить преступление или добиться успеха в работе. Знание основных характеристик личности индивида окажется полезным для влияния на него и управления им. Но это – научно неверифицируемые факторы практической диагностики. Многочисленные попытки фиксировать наследственные факторы в процессе формирования психотипических особенностей людей не дали результатов. Гадалки, астрологи, профессиональные психологи и прочие, зарабатывающие на неграмотности, тоже аппелируют к науке, но до сих пор научное объяснение причин возникновения психотипического различия нормальных людей полностью отсутствует.