что дышло

Олеся Пономарева
Сегодня снова всей роднёй собираемся идти голосовать. За основной закон наш державный.

Год назад батя, несмотря на все происки заморские и хворь на народ насланную, сказал, что много упущений в уложении нашем государственном, от того непорядки случаются и народ разгульствует. Что, ежели срочно не поменять его, то потерять можем нашу Русь-матушку в распутстве и беспамятстве, безбожии и сумлениях. И дал народу отец наш правила, и внёс их в главное уложение державное, чтобы всяк знал эти основы и не сумлевался боле. И ведь как умно’ все он подметил, как причины бед всех наших нашёл - ежели истина не прописана, то и нет порядка в государстве.

И прописал он, словно огнём высек, истины те спасительные:

- ходить можно только строем;

- больше трёх не собираться;

- песни петь только хором, а мыслить вслух;

- мужескому полу носить дозволяется только штаны, быть короткостриженными и с бородой, бабьему же полу позволено носить лишь юбки в пол и косу, дабы путаницы какой не выходило;

- детей положено лупить сызмальства, дабы выбивать из них дух бунтарский.

Одобрили мы гуртом все поправки названные, да зажили с песнями и танцами, хлебая щи да кашу оловянными ложками и смачивая бороды в пиве пенном. Летами ранее, помнится, жировали от пуза, мясом объедаючись, но разъяснили державники наши, что недогляд в скрепах исконных довел до затягивания поясов.

Правда, со временем и щи стали жидкими, и пиво перестало дурманить голову... Начал народ кручиниться да все чаще морду бить соседям по чем зря.

И сказал тут батя, что не все он, оказывается, предусмотрел в уложении державном, от того и жизнь у нас настала грустная и беспросветная. И виной тому советники его бестолковые, от главных мыслей отвлекавшие и путы чинившие. Посему советникам тем приказано было головы рубить с плеч, а зазывалам устроить новое голосование по признанию народному истин великих, батей изрекаемых и в уложение державное вписываемых.

И что удумали зазывалы урядные: для пущего интересу народного и дабы каждый глас свой высказать сумел, на три дня растянули все действо, да возможности расширили: кому хочется и привычно - мог в контору сходить да крест по старинке поставить, а кому не сподручно сие - мог в дупло волю свою спустить или в иную какую дыру, к которой был приставлен человек специально обученный. Но правило одно для порядку ввели - ежели ты каким способом волю свою выразил, то боле не можешь другого способа опробовать. Однако ж народ у нас смекалистый, его оградой не остановишь и лучником не напужаешь! - кто особо охотлив был, сподобился и в урядной конторе проголосовать, и в дупло, и во всякую любую урну. И деток даже малых с собой приводили волю выражать (а то чай не граждане они державы нашей великой?). А что одобряли мы хором народным, то нам не особо ведомо - в глаза не видывали мы постулаты сии, да и мудрости той по неразумению своему мало бы поняли, а только толмачи сказывали, что вот какие порядки мы таперяча принимаем:

- ежели хата с краю, то ты ничего не знаешь;

- копейка рубль бережет;

- Бог есть;

- мужик - не баба.

И ладно так все приняли, дружно и радостно, что хочется душе продолжения праздника: то ли ором заорать, то ли в рыло кому дать...

Сижу вот я теперь и думаю: как же раньше нам жилось без знаний писаных, без постулатов этих основных? Куда же мы катились бы, еже ли б не отец наш родной, безвременно на царство народом избранный? От того и все напасти были на землю нашу священную, что не тем думы были заняты, не на то силушка русская направлялась. Даст Бог заживем теперь! Благо и о нем государь позаботился, не забыл закрепить в уложении.

Но то ли басурман козни какие строил, то ли хворь затуманила, то ли ворог внутренний порчу какую навел, - щи наши стали совсем жидкими, а про кашу и думать уже забыли... Правда, у думских и урядников морды еще ширше стали, а кафтаны на брюхах аж по швам трещат. Народ православный с дитятками малыми, за годы народившимися в несметном количестве во славу могущества державного, воззвал к государю своему за подмогой и научением. Не знает ведь, отец наш, в трудах своих государственных, о тяготах людских и беспросветности. Наверняка его путают думские и урядники, ложью одурманивая.

И услышал батя глас народа. И вспучил глазища свои гневные, и постановил думских да урядников на кол посадить, дабы всяк видел гнев его праведный. Слезами умылся люд православный от заступничества такого, пал ниц перед светлоликим и внимал каждому его слову. А светлоликий изрек, что по злодеянию внутренних ворогов не все его мысли великие в уложение тогда записали, от того и смута на земле русской. Что надобно в третий раз народу собраться в едином порыве и проголосить за заветы его святые, дожав вконец скрепы духовные. Да таким порывом, чтобы выдать единение боле, чем 120% прошлого раза! А зазывалам было наказано, чтобы накрыли они столы хлебосольные, да устроили игрища, дабы каждый пришёл добровольную волю свою выразить, да с государем единением мысли проникнуться.

Вот мы с роднёй и собираемся, котомками для гостинцев царских запасясь, чтобы больше пирогов да хмельного со столов тех хлебосольных на память с собой уволочь…

2021