Квадратный круг

Олеся Пономарева
Квадрат № 159С

Салют! Меня зовут Сайк. Я – лемминг. С недавних пор я живу в популяции, что обитает в квадрате № 159С Северной Тундры. Квадрат этот, конечно, не курорт с заливными лугами, но в целом комфортнее, нежели большинство Квадратов нашей заболоченной природной зоны. В былые времена, когда снизошло на нашу местность солнечное свечение, вызванное недосмотром высших сил, недолгий промежуток времени комфортно можно было жить в любом Квадрате, однако «солнечная лампочка» вскоре перегорела от ее нещадной эксплуатации, и нам осталось только довольствоваться тем светом и теплом, что доходит до нашей Тундры с закордонных территорий. Когда-то Квадрат № 159С славился плодородными землями, населяющие его лемминги жирели, периодически расширяя входы в свои просторные, богато убранные норы, ибо прежние их размеры с увеличением массы тушки становились тесны. Стоило мне переселиться сюда, по причудливым законам моей заковыристой судьбы именно в тот момент «солнечная лампочка» перегорела. На старом жирке популяция протянула пару лет, но тучные годы отупили леммингов, разучили их возделывать почву и добиваться плодородного урожая, заниматься какой-либо другой деятельностью, плоды от которой можно было бы обменять с другими Квадратами на корм. Край хирел.

Лидер нашего Квадрата, Клир, был не способен смириться с беспросветностью происходящего и неустанно генерировал идеи по возобновлению былого благополучия.

Как-то во второй четверг октября Клир вернулся из поездок по другим Квадратами (он увлекался художественным свистом и любил гастролировать) в возбужденном состоянии, с глазами, пылающими идейным огнем. Он собрал всех нас на переговорной площадке, что располагается в центре Квадрата, и провозгласил: "Други мои! Я не просто так ездил по другим Квадратам и свистел. Между свистами я встречался с их лидерами и узнал, что у руководства нашей Тундры есть запрос на строительство взлетной полосы. Вы можете спросить меня, зачем нашей Тундре взлетная полоса, если с нее нечему будет взлетать? И я вам отвечу, что, во-первых, руководству виднее, а во-вторых, если бы было, чему взлетать, то с чего бы оно взлетало? Потому сперва нужно построить взлетную полосу! Большинство подрядов уже, конечно, раздали, но я придумал, как нам поучаствовать в этом грандиозное проекте, - мы будем рисовать полоски на шлагбаумах! Вы можете спросить меня, зачем на взлетной полосе шлагбаумы? И я вам отвечу, что, во-первых, с ними красивее, во-вторых, надо же всем поучаствовать в стройке, а инфраструктура взлетки не столь богата на виды работ, потому было решено использовать шлагбаумы, чтобы дать возможность заработать максимальному количеству Квадратов. И вообще, научно доказано, что сам процесс деятельности гораздо важнее ее результата, ибо когда он еще будет, этот результат, неизвестно, и тем более неизвестно, каким он будет, а процесс - это активная жизнь здесь и сейчас, что вполне укладывается в духовную концепцию нашей Тундры. Какие у кого есть вопросы?"

- Послушай, Клир, а где строится Взлетная полоса? - спросил старый Грамб.

- В Квадрате № 348, - настороженно ответил Клир.

- Но он находится от нас в двух днях безостановочного бега, насколько целесообразно нам браться за этот заказ? - настойчиво продолжал спрашивать Грамб.

- Очень даже целесообразно, - парировал Клир. Я все обдумал и представляю вам, дорогие мои собратья, на утверждение экономическую концепцию выполнения этого контракта. Итак, в соседнем с нами Квадрате живет популяция сусликов, худых, голодных и энергичных сусликов. Они, как правило, выживают за счет субподрядов от щедрых заказов Тундры. Напрямую их им не дают, потому они и готовы бежать хоть два, хоть десять дней до места работ, лишь бы получить что-то на пропитание, чем мы и воспользуемся, наняв их для выполнения своего подряда. А теперь простая арифметика: нам Тундра обещает заплатить 10 тонн корма за выполнение заказа. Из них мы 3 тонны должны отдать в комиссию Тундры по распределению заказов за лояльность, 2 тонны отдадим сусликам за то, что они выполнят всю нашу работу, остается 5 тонн. Из них мы 2,5 отдаем в головной Квадрат № 159 в качестве оброка, после чего нам остается 2,5. На жизнь нашей популяции в год требуется 2 тонны корма. Оставшиеся 0,5 можем реализовать какому-нибудь квадрату в обмен на что-нибудь либо распределить внутри популяции в качестве премии, нужно же нам поддерживать в жировом тонусе собственные тела, а то при такой жизни и похудеть недолго. Одним словом, profit! Тебе достаточно информации, Грамб? Какие будут комментарии?"

- Без комментариев, ты же все равно уже все решил и обо всем договорился.

- Да, я уже все решил и успел обо всем договориться. А основное молчаливое большинство, я так понимаю, идею всецело поддерживает? Вот и славно, принято почти единогласно.

Старый Грамб, ворча, попросил меня зайти к нему в нору, чтобы обсудить произошедшее. За годы своей жизни он много чего успел повидать и испытать. Однажды, когда Грамб жил в популяции Квадрата № 1763, ему, как он считает, чудом удалось остаться в живых. Популяция эта промышляла тем, что охраняла делянки с посевами соседних с ней Квадратов. Грамб был сотником одной из охранных команд. За охрану наделов соседние Квадраты рассчитывались урожаем в размере установленной таксы, но некоторым сотникам этого было мало. Нехватка восполнялась ими через безвозмездное изъятие и обращение в свою пользу части урожая. Иными словами – они воровали. Но кража была чревата риском для жизни, ибо их могли поймать либо хозяева урожая, либо совы, летающие над пересеченной местностью делянок с посевами. Грамб не воровал. Но не потому, что был честным леммингом, а потому что боялся. Кроме того, от страха ему лишний кусок не лез в горло, поэтому смысла воровать не было даже из-за физиологических особенностей его организма. Живя в вынужденной честности, Грамб существовал на окладную пайку и неустанно патрулировал вверенные ему наделы. В одну из ночей, когда его дежурство подходило к концу, Грамбу показалось, что над патрулируемым участком появилась сова. Не в силах совладать со своим страхом худой и беспокойный лемминг ловко юркнул в караульную нору и там притаился. Утреннее солнце прогнало видение, однако каждое дежурство Грамбу казалось, что над ним нависает опасность, чудился звук взмаха крыльев и слышался крик страшного зверя. Измученный бесконечными тревогами и доведенный до отчаяния Грамб решил покинуть свой Квадрат в поисках более теплого и спокойного места обитания. Так он и попал в Квадрат № 159С. Ко всему подозрительный и малообщительный он проникся странной симпатией ко мне, и так сложилось за годы нашего совместного обитания, что если нужно было обсудить какую-нибудь неоднозначную ситуацию, то Грамб всегда в собеседники звал меня.

- Ну, Сайк, что ты на это скажешь? Что вообще происходит? – начал разговор Грамб.

- А что ты хочешь от меня услышать? Чем именно ты недоволен или что тебя возмущает?

- Как чем я недоволен? Какие к черту полоски на шлагбаумах?! Какие взлетные полосы с отсутствующими самолетами?! Что это вообще такое?! Где экономика, я спрашиваю?! Я не вижу экономики и не понимаю, к чему мы такими темпами придем! Бессмысленная трата ресурсов без возможности дальнейшего развития…

- Нууу… Ты меня удивляешь! Откуда такая наивность, Грамб? Ты же не первый десяток лет живешь на свете, многие Квадраты обежал, многое видел. Когда ты уже поймешь, что в Тундре не мыслят такими категориями, как «будущее». Тем более, за годы дармового солнца лемминги деградировали, что-либо делать не просто не хотят, а уже даже не умеют, все способности заплыли жиром, так сказать. Мы вон сусликов в подряд нанимаем, лишь бы самим ничего не делать. Дальше будет хуже, ты же понимаешь.

- Да, я все это понимаю, но надо же что-то делать. Земли без ухода за ними хиреют, урожая с каждым годом все меньше, накопленные за солнечные годы запасы мы проедаем с космической скоростью, а они собираются строить взлетную полосу и рисовать черточки на шлагбаумах!

- Да, и построят, и нарисуют. И потом нам еще, вот увидишь, дадут подряд на то, чтобы это все стереть, закрасить и разобрать. И что ты можешь сделать? Пусть даже вкупе со мной. Пусть даже таких как мы найдется по всей Тундре еще сотня леммингов. Это, Грамб, как землетрясение. Можешь ли ты или я, или группа таких как мы, остановить землетрясение? – Нет, оно вне сферы нашего влияния. И нашей главной задачей в период землетрясения является спасти свою жизнь и жизнь наших родных, если они у нас есть. Так и здесь – ты видишь неминуемое наступление пищевой катастрофы, но сделать что-либо в масштабах популяции ты не в силах. Поэтому радуйся, что ты в Квадрате № 159С, где еще хоть в какой-то мере сохранился достаток. Запасай провизию, обустраивай нору, береги силы, закаляй и тренируй тушку, и будь готов к худшему.

- Нет, ты говоришь ерунду. Все дело в том, что Тундру обворовывают лемминги, на манер тех, что работали рядом со мной в Квадрате № 1763. Плюс нужен жесткий контроль расхода ресурсов. Железной лапы нам не хватает. Вот если бы было, как встарь, когда за Тундрой присматривал Филин с артелью сов. Вот тогда мы бы зажили! Все были в равных условиях, все веселые и честные, все как один в едином порыве на благо величия Тундры.

- Ага, посмотрел бы я на тебя, окажись ты хотя бы на пару часов в том времени. Сейчас ты не каждый кустик оленьего мха будешь есть, от некоторых корневищ нос воротишь, а во времена Филина наши собраться грызли мерзлую землю и счастливы были, если в ней попадались частички засохших травинок. Все лемминги жили в равно голодных условиях и в едином порыве честно старались не сдохнуть, это да. Напротив, совиные жировали так, что порой взлететь не могли под собственной тяжестью. Потому рекомендую тебе заканчивать с фантазиями о «жесткой лапе», наслаждаться временным благополучием, запасаться не только терпением, но и провизией, и учить птичий язык, чтобы окончательно не отупеть. А там будем-поглядим, к чему вся это веселая хозяйственная деятельность нашу Тундру приведет.

Наш разговор был прерван торопливым стуком в нору Грамба. Это был посыльный.

- Грамб, срочная телеграмма! Тебе надлежит прибыть на совещание к руководству головного Квадрата № 159 к завтрашнему обеду, - отчеканил посыльный и исчез.

- Ну вот, - обратился ко мне Грамб, - час от часа не легче. Теперь нужно второпях собраться и уже выбегать, чтобы успеть прибыть к начальству в назначенное время. И что там у них такое стряслось, что я понадобился?

- Успеешь, - возразил я ему. И потом, это не ты понадобился, просто Клир снова уехал на гастроли, а, кроме тебя, его мало кто может заменить на совещании. Хотя ни Клир, ни тем более ты им, конечно, не нужны, но на сборищной поляне головного Квадрата есть определенное количество пеньков по количеству лидеров подчиненных Квадратов, а пеньки свободными стоять не должны. Так что давай лучше сперва пообедаем.

Не прошло и пяти минут, как тот же посыльный появился с новым известием: пришла телеграмма, аннулирующая первую – вызов Грамба отменяется.

- Как говорили мудрецы: поспешай медленно, - с облегчением вздохнул мой друг. Ну что же, обедать действительно теперь можно не торопясь.

Но не тут-то было. Через короткое время посыльный снова явился с очередной телеграммой: Грамба все-таки вызывали.

Простившись с другом, я направился в свою нору, где, погрузившись в размышления, заснул и проспал до самого утра. Пробудившись от того, что со двора доносится какой-то шум и суета, я вышел узнать, что же там происходит. А происходило там следующее: почти вся наша популяция бегала с взъерошенной шерсткой и выпученными глазами, очищая центральный двор Квадрата от старой травы и мха, покрывая его свежевыструганными досками. Оказалось, что совещание, на которое вчера телеграммой вызвали Грамба, будет проходить в нашем Квадрате, а мои собратья готовили для него место, переживая и волнуясь перед встречей с высокопоставленными гостями. Но зачем же тогда Грамб вчера выдвинулся в головной Квадрат № 159вместо того, чтобы остаться здесь и спокойно принять участие в заседании, никуда не бегая? Причину происходящего я понял, прочитав вчерашнюю телеграмму об организации совещания и о вызове на него Грамба, которую мне любезно предоставил для изучения секретарь Клира. Дословно текст телеграммы гласил: «Прошу прибыть на совещание к руководству головного Квадрата № 159 в 11,00 часов». Любой нормальный лемминг воспримет эту информацию как вызов в головной Квадрат, где обитает руководство. Однако руководят нами особенные лемминги, воспринимающие себя центром мироздания или, возможно, даже самим мирозданием. Ну, например, если вас спросят, где вы находитесь, вы, скорее всего, дадите указание на какое-то определенное место: на опушке Восточного леса, в норе, в пути или нечто подобное. Руководство же головного Квадрата ответит просто: здесь. Рассылая вчерашнюю телеграмму о совещании, они уже находились в нашем Квадрате. И поскольку они здесь, то и совещание будет проводиться здесь, и дополнительные уточнения ни к чему, и странно, что кому-то что-то может быть непонятным.

Однако совещание не состоялось, так как руководство головного Квадрата было срочно вызвано на планерку к руководству Тундры. Оставалось только гадать, где именно в категории «здесь» находилось руководство Тундры…

Так наш Квадрат худо-бедно прожил еще полтора года. Как я и предполагал, после рисования полосок на шлагбаумах мы получили подряд на однотонное окрашивание этих же шлагбаумов в черный цвет, а потом и вовсе на их демонтаж. Поскольку после демонтажа шлагбаумы нигде не пригодились, мы их складировали штабелями на заднем дворе нашего Квадрата до лучших времен.

Однажды в знойный и засушливый сезон года, когда жирную тушку лемминга тянет погреться на солнышке, Клир собрал нашу популяцию для важной и срочной новости.

- Други мои! – возбужденно начал он свое обращение к нам, - доколе мы будем лениться и зависеть от милости Головного квадрата, Тундры и безысходности сусликов? Хватит уже сидеть на месте и в праздности топтать почву этого Квадрата! Нам необходимо развиваться! И вот, будучи переполненным мыслями и чувствами заботы о вас, дорогие мои собратья, я решил, что нужно что-то менять! По ту сторону поляны, в восточном направлении, есть чудесный Квадрат № 159Ф. Я переговорил с его руководством и выяснил, что у них есть свободные норы, куда нас готовы заселить. В этом квадрате сочнее трава и ярче свет, свежее воздух и прозрачнее вода! Мы заживем в нем, словно в райских кущах! Я еще не придумал, чем мы там сможем заниматься, но, уверяю вас, описанные условия жизни стимулируют мозговую деятельность и креатив. И мы что-нибудь обязательно придумаем! Да, и самое главное, первое время, пока мы не придумали, как увеличим пищевой фонд этого Квадрата, они готовы уменьшить свои пайки и кормить нас. Да, будет трудно, но нужно выходить из зоны комфорта! Нужно стремиться вперед и все у нас с вами получится! А посему предлагаю завтра же двинуться в путь к нашему общему светлому будущему в Квадрате № 159Ф!

- Эй, Клир, попридержи коней! – взволновано крикнул старый Грамб. Как так ты принял за всех нас решение? Я вот, например, не понимаю, в чем смысл менять Квадрат внутри одного Головного квадрата? Ведь Квадрат № 159Ф – это такая же единица Головного квадрата, как и наш. Сперва ты говоришь, что хватит зависеть от милости Головного квадрата, и тут же предлагаешь перейти в его же структуру, только при этом с меньшим рационом питания. В чем скрытый смысл этих манипуляций?

- Ты не понял, Грамб, - возразил Клир, - я же сказал, что основной смысл – это выйти из зоны комфорта, ведь мы в ней засиделись, нам всем нужно взбодриться, чтобы получить новый толчок для развития наших лемминговых личностей! И почему ты упускаешь из виду мои слова о лучших природных условиях этого Квадрата? Ты намеренно хочешь смутить моих собратьев и сбить их с пути истинного? Если тебя что-то смущает, то я не настаиваю, но хочу тебе при этом сказать, что ты – неблагодарный лемминг! Я забочусь обо всех вас! Я за вас все придумал и решил, а ты еще и нос воротишь!

Пока Клир спорил с Грамбом, я наблюдал за остальными леммингами, которые пребывали в суетливом волнении. Они были сильно привязаны к Клиру, их привлекало его жизнелюбие, его позитивная напористость и уверенность. А старого Грамба в нашей популяции недолюбливали за постоянное ворчание и хмурый вид. Поэтому аргументы, выдвигаемые Грамбом, его попытки рационализации сказанного Клиром не имели никакого эффекта на большую часть моих собратьев.

С утра, одурманенные описанными перспективами счастья, лемминги выстроились стройным клином и, возглавляемые Клиром, дружно умчались в поля в сторону Квадрата № 159Ф.

В Квадрате № 159С остались только я, Грамб и так называемый коллективный лемминг - трое наших соплеменников. Мы с Грамбом не покинули места обитания, потому что умудренные жизненным опытом предпочитали иметь синицу в руках, чем журавля в небе. Коллективный лемминг остался по той причине, что они были немногими из тех, кто воспринимал лидером нашего прайда именно Грамба. Увидев такое плачевное количество оставшихся, мой друг приготовился произнести утешительную речь, но не успел вымолвить и слова, как мы услышали топот чьих-то лап, доносящийся из полей. К нам приближалось облако пыли, из которого внезапно возник незнакомый лемминг, взъерошенный и запыхавшийся от бега, но сияющий каким-то необъяснимым счастьем.

- Это Квадрат № 159С? – спросил он отдышавшись. Я Дафт. Головной Квадрат, когда узнал, что часть леммингов внезапно покинула свою популяцию, прислал меня к вам для свершения трудовых подвигов на благо нашей Тундры! Теперь я ваш новый лидер. Мы с вами свернем горы! У нас будет образцовая популяция! Не отчаивайтесь, друзья мои, ведь вам несказанно повезло, что я теперь с вами!

Он так быстро тараторил, что мы, ошарашенные таким внезапным появлением и напористостью, не успевали задать ни единого вопроса, а просто стояли и смотрели на него, раскрыв рты. Тут Дафт увидел штабеля когда-то бывших шлагбаумов. Загоревшись еще большим восторгом, на полуслове оборвав свою экзальтированную речь о целях своего появления и наших перспективах, продолжил.

- О! Черные тонкие длинные бруски! Как прекрасно! Это огромный потенциал! Я уже сейчас вижу, как мы пустим их в дело! Как этими чудесными стержнями завалим всю Тундру! У меня есть знакомые в каждом Квадрате, я со всеми ними договорюсь, я разрекламирую эти чудесные конструкции так, что каждый захочет их иметь, в результате чего наши закрома будут просто трещать от провизии. В моей гениальной голове уже возник проект, как нам все провернуть. Срочно принесите почтового голубя, я немедленно телеграфирую в головной Квадрат № 159 о своих идеях и запрошу подтверждения об их утверждении.

События в нашей обновленной популяции закрутились с невероятной скоростью. Непривыкшие к такому ритму, не успевая опомниться, мы механически выполняли все, о чем нас просил Дафт. А он отослал почтового голубя в головной Квадрат с какой-то запиской, после чего заставил нас переложить шлагбаумы на другой угол двора, потому что ему показалось, что так будет красивее. Ответ из головного Квадрата об утверждении неизвестных нам идей Дафта не заставил себя долго ждать, и к вечеру был получен. К нашему изумлению резолюция была положительной. Изумление было связано с тем, что мы с Грамбом помним, каких трудов в бытность Клира стоило согласование даже незначительных действий, не говоря уже о каких-либо грандиозных финансовых проектах. Документы с идеями Клира терялись в процессе прохождения по инстанциям, либо каждый согласующий лемминг требовал подробного объяснения тех или иных моментов, например, почему мы решили в описательной части проекта применить не греческую, а арабскую нумерацию. Или почему мы писали проект не черными, а синими чернилами. Одним словом, многое из того, что когда-то подавалось Клиром на утверждение в головной Квадрат № 159, редко когда возвращалось быстро и с положительной резолюцией.

- Так, - сказал Дафт, - а теперь, когда наши грандиозные планы одобрены руководством, быстро ведите меня в шахты и показывайте, насколько они разработаны и как богаты их запасы!

- Э… м…, - смутился Грамб, - какие шахты? Что ты имеешь в виду?

- Ну как же, угольные шахты, где вы добыли столь чудесные угольные стержни прекрасной формы и одинакового размера, - ответил Дафт, указывая на то, что когда-то было черными шлагбаумами.

- Но постойте, это же не уголь, это просто деревянные рейки, окрашенные в черный цвет. Когда-то они использовались Тундрой в качестве шлагбаумов на взлетной полосе, но потом концепция поменялась, они стали не нужны и за ненадобностью мы просто их складировали у себя до лучших времен, - растерявшись объяснил я.

- Деревянные… Что?! – закричал Дафт, - деревянные рейки?! А уголь? Где у вас уголь? Вы понимаете, что я уже доложил руководству головного Квадрата, что у нас богатые угольные залежи, в которых добывается идеальной формы и превосходного качества уголь! Что мы обязуемся обеспечить Тундру ресурсами на десятилетия вперед! Вы понимаете, что вы меня подставили?! Как я теперь буду оправдываться? Даю вам два часа на то, чтобы придумать, что делать со сложившейся ситуацией и как вам из нее выпутываться.

Сказав все это, Дафт удалился в свою нору, которая когда-то была норой Клира, оставив нас в полном недоумении и гробовом молчании.

- Что скажешь, Сайк? – спросил меня Грамб. – Кажется, место Клира обладает какой-то особенной энергетикой и притягивает к себе неординарных леммингов… Но Клир в сравнении с Дафтом просто ребенок… Это же надо… Сам себе что-то придумал, ни с кем ничего не обсудил, ничего еще не знает, но уже наобещал руководству с три короба, а в итоге виноваты мы.

- Да уж, - ответил я, - странный персонаж… Может, наш Квадрат решили сделать филиалом центральной психиатрической больницы и Дафт – ее первый пациент? Нужно понаблюдать за ним, а там разберемся, что это за зверь такой. Для начала попробуем выполнить это задание и придумать альтернативу его несбывшимся обещаниям. Как вариант – убедить Тундру, что на взлетной полосе снова нужны шлагбаумы. И продать эти доски повторно.

- Идея с повторной продажей того же самого тем же клиентам – гениальная, но не пойдет, - возразил Грамб, - взлетную полосу давно разобрали, так окончательно и не построив. А вот вкопать эти рейки в землю на границе с головным Квадратом ровным частоколом и сдавать получившуюся стену в аренду как доску объявлений – это может быть неплохой идеей. Получим пусть и небольшой, но регулярный доход. Если этот Дафт так уверен, что может кому угодно продать все, что угодно, то вот ему идея, пусть ее реализует.

- Прекрасная мысль! – услышав наш разговор вмешался откуда ни возьмись появившийся Дафт, - я немедленно телеграфирую, что Клир, убегая из Квадрата № 159С, взорвал все угольные шахты, поэтому первоначальный проект мы не можем реализовать по объективным причинам, но нами были обнаружены и с огромным трудом сохранены от дальнейших вредительских действий Клира прекрасные доски, пропитанные чудодейственным раствором, благодаря которому они не подвергаются гниению и простоят сотню лет!

- Но Дафт, зачем такие сложности? Кроме того – это же ложь, что Клир взорвал шахты. Ведь никаких шахт не было. И краска, которой покрашены рейки, никакая не чудодейственная краска, а обычная смола, смешанная с дегтем, - робко поинтересовался Грамб.

- Ты ничего не понимаешь, - зашипел на него Дафт. – так мы спасем себя, вернее, я спасу вас от гнева руководства головного Квадрата за то, что вы их ввели в заблуждение относительно шахт! А упоминание о том, что рейки покрашены чудодейственным раствором, повысит их маркетинговую привлекательность.

И вновь в спешном порядке почтовый голубь был отправлен в головной Квадрат с очередным проектом Дафта. И вновь к вечеру проект был одобрен.

По приказу нашего нового лидера я, Грамб и трое оставшихся леммингов начали готовить бывшие шлагбаумы для отправки на границу с головным Квадратом № 159. Однако через два часа с момента, как мы начали работать, снова появился Дафт и радостно сообщил, что концепция в очередной раз меняется.

- Нет, ничего отправлять в головной Квадрат не будем. Я не могу рисковать своей репутацией, ведь вы меня снова ввели в заблуждение и, как оказалось, эти доски не пропитаны чудодейственным раствором, а покрыты обычной смолой с дегтем, что не сможет обеспечить их столетнюю эксплуатацию. Кроме того, будущая доска объявлений из них получится маленькая, а от того бесполезная. Зато мне в голову пришла очередная гениальная мысль, как можно не просто на них заработать, но и приумножить потенциальную прибыль. Это же бывшие шлагбаумы взлетной полосы, грандиознейшего проекта Тундры, в реализации которого участвовали почти все основные Квадраты? Так почему бы нам теперь не распились эти шлагбаумы на небольшие брусочки и не продать во все Квадраты Тундры в качестве сувениров на память об этом проекте вселенского масштаба?

- А он уверен, что эта мысль ему пришла именно в голову, а не в другое место его бестолковой тушки? – спросил меня шепотом Грамб.

- Итак, - продолжал Дафт, - мой новый концепт уже одобрен руководством головного Квадрата. Более того, во все Квадраты Тундры направлены поздравительные телеграммы. Продажа сувениров приурочена к десятилетию со дня строительства самого важного стратегического объекта нашей природной зоны – взлетной полосы! Придется, конечно, половину сувениров просто подарить лидерам Квадратов и руководству Тундры, а также их близким родственникам, но недополученную выручку мы включим в стоимость остальной половины сувениров и тем самым себя в обиде не оставим. Принимайтесь за работу, друзья мои! К утру все шлагбаумы должны быть распилены на одинаковые квадратные черные кубики.

Отчаявшись что-либо понимать и гонимые азартом увидеть, во что выльется эта очередная идея Дафта, мы принялись за работу.

- Сайк, я уже не решился прерывать нашего нового лидера, но, если я не совсем еще выжил из ума, взлетная полоса начала строиться два года назад, однако в итоге, так окончательно и не была достроена, - начал разговор Грамб, усердно распиливая шлагбаум на кусочки.

- Все верно, Грамб, - отвечал я ему. Но какой смысл анализировать сказанное Дафтом? Ты же видишь, его идеи одобряются руководством, потому предлагаю тебе просто выполнять то, что он говорит, не переча и не пытаясь переубедить. Вероятно, во всем этом есть какой-то скрытый смысл, которого нам не дано понять и узнать. У меня лично, например, уже просто спортивный интерес появился дождаться финала всего этого абсурда.

- Нет, - возбужденно возражал мне Грамб, - я не могу заниматься чем-то, не понимая того, ради чего и для чего я этим занимаюсь! Я начинаю чувствовать себя идиотом от всего этого. Кроме того, я остался в этом Квадрате в поисках стабильности. Предложенная Клиром перспектива была туманна и авантюрна, а здесь у нас сложилась тихая и понятная жизнь.

- Все просто, - терпеливо отвечал я ему, - ты занимаешься этим для того, чтобы как-то выжить в новых условиях. Если тебе невыносимо совершать хаотичные и бесперспективные действия – относись к этому с долей здорового юмора, словно ты на экскурсии в доме умалишенных. Когда еще тебе представится такой шанс? Вот и абстрагируйся мыслями от попыток рационализации происходящего, просто наблюдай за этими забавными событиями. Или есть другой вариант –поискать счастья в новом Квадрате. Но подумай при этом, есть ли какая-нибудь гарантия тому, что где-то ты найдешь стабильную и понятную тебе жизнь?

- Но я так не могу. Ведь мы не в доме для умалишенных, мы в нашем Квадрате, а Дафт – наш лидер, а не какой-то псих со справкой.

- То, что у Дафта нет справки, или то, что у него, например, из уголка рта не свисает слюна, что он не бросается на нас с намерением покусать – не говорит о его нормальности. Он безумен, и главное это понимать, потому что, если ты начнешь воспринимать его поведение как норму – станешь безумным сам.

К нашему удивлению, Дафт нас не прервал при выполнении этого задания, и утром сувениры, на которые мы распилили шлагбаумы, покинули Квадрат № 159С. Однако спокойная жизнь не спешила к нам возвращаться. Как только последняя подвода с грузом покинула нашу территорию, Дафт собрал нас на центральном дворе Квадрата на производственное совещание.

- Поздравляю вас, друзья, мы сделали великое дело на благо нашей Тундры! Руководство головного Квадрата в моем лице передает вам благодарность и низкий поклон. Но ничем более существенным не могу вас отблагодарить, поскольку вы наказаны за ложь о перспективных ресурсах Квадрата № 159С. Я долго думал, как же нам быть в сложившихся условиях… Учитывая, что материальные ресурсы все-таки рано или поздно конечны, угольных шахт, как выяснилось, у вас нет, добывать нечего, я пришел к выводу, что неограниченными могут быть только идеи. Поэтому мы с сегодняшнего дня будем продавать идеи! Я уже направил в головной Квадрат запрос на переименование Квадрата № 159С в Фабрику идей.

- Нашему Квадрату впору менять название на «Фабрика деградации», - прошептал я на ухо Грамбу. - Я уже и корпоративный девиз нам придумал: «Деградируем вместе с вами! Деградируем лучше вас! Деградируем вместо вас!»

- Сайк, - обратился в этот момент ко мне Дафт, - я так вижу, у тебя уже появились какие-то идеи? Не хотел бы ты…

Но договорить Дафт не успел. Откуда ни возьмись, появилась сова, которая стремглав подлетела к Дафту, схватила его когтями за холку и унесла в неизвестном направлении. Мы не успели и глазом моргнуть, как снова оказались в одиночестве без лидера Квадрата и каких-либо объяснений.

Уставшие за последние дни неразберихи, совершенно выбившись из сил, мы с Грамбом легли ничком прямо на центральном дворе Квадрата и молча глядели в небо, не способные уже что-либо обсуждать. Однако долго так пролежать нам не удалось. С восточного направления поляны, расположенной возле нашего так и не переименованного Квадрата, начал доноситься звук топота дюжины или больше лап леммингов. На огромной скорости к нам приближалось облако пыли, из которого вскоре сперва материализовался Клир, а за ним и остальные наши бывшие собраться, недавно покинувшие популяцию.

- Сайк! Грамб! А вот и мы! Что же вы скрывали от меня такие важные сведения? Если бы я знал об этом, то не стал бы искать лучшей жизни в Квадрате № 159Ф, а развернул бы бурную деятельность в этом Квадрате!

- О каких важных сведениях ты говоришь, Клир? – хором спросили мы с Грамбом.

- Ну как же! По всей Тундре уже какой день гремит информация, что на территории Квадрата № 159С есть уникальное и редкое угольное месторождение!...


Квадрат № 2127

Как можно догадаться, после своего триумфального возвращения Клир, обвинив нас с Грамбом в том, что это именно мы всех вокруг ввели в заблуждение, а его сбили с нового перспективного пути, вернулся обратно в Квадрат № 159Ф. Нам же ничего не оставалось другого как разбрестись в разные стороны Тундры в поисках нового места обитания. Грамб настойчиво звал объединиться, напирая на непробиваемость массового сознания и силу коллективного духа, но я, признаться, несколько подустал быть его личным психотерапевтом и решил попытаться найти счастье в одиночку.

Перебиваясь случайными заработками в небольших Квадратах, от соек я услышал, что в Квадрат № 2127 требуются лемминги с моими навыками.

Я отправился туда несмотря на то, что задержаться в нем надежды не было никакой, потому как этот Квадрат когда-то «гремел» по всей Тундре как единственно возможный фиксатор объема воздуха на местности. В последние годы, конечно, лемминги-фиксаторы, набравшись в этом Квадрате умений, перешли на вольные хлеба и убедили руководство Тундры поделить с ними монополию Квадрата № 2127. Думаю, излишне пояснять, что за спинами этих леммингов-одиночек все-таки стояли видные, но скрытые, группы леммингов для поддержания надежности раздела монополии.

Итак, я прибыл в Квадрат № 2127. Все в нем напоминало Квадрат № 159С: та же разлиновка местности, те же сигнальные отметины на деревьях и условные звуки между леммингами разных уровней. Такие же упитанные местные лемминги. Думаю, именно потому, что с представителями этого Квадрата при первой встрече мы поговорили на одном языке, меня в него, несмотря на мои опасения и худощавость, приняли.

Руководство моего нового Квадрата в своем роде уникально. Во-первых, Квадрат возглавляет двухголовый лемминг. Да-да, такая аномалия хоть и редко, но все же встречается среди нашего собрата. Зовут его Хик. Особенность общения с ним заключается в том, что одна голова никогда не знает того, что происходит в другой голове, и вся информация оседает в той голове, с которой ты разговариваешь. Только сам Хик решает, какая из его голов будет в данный момент с тобой общаться. Более того, Хик не знает, что у него две головы. Во всяком случае, отрицает это и обижается. Упоминание или обсуждение этой его особенности чревато для лемминга изгнанием из Квадрата, что равносильно голодной смерти в лапах сов. Поэтому все всё знают, понимают и пытаются подстроиться несмотря на то, что по причине двухголовости руководителя бывало немало конфузов.

Во-вторых, Хик поддерживает дружеские отношения с совами, что совершенно не свойственно леммингам, будь они руководителями или мелкими представителями популяции. Дружба заключалась во взаимовыгодном сотрудничестве – подданные лемминги всегда, при необходимости, были в безвозмездно-неограниченном распоряжении сов, за что Квадрат № 2127 не лишался своей монополии в полном объеме.

Моим же основным занятием в этом Квадрате было убеждать леммингов других Квадратов, в которых наши фиксаторы фиксировали объем воздуха на местности, в верности зафиксированных показателей или в том, что такие показатели более верные и надежные, чем реальные.

Попробую объяснить всю глубину и суть этого процесса непосвященному обывателю.

Вот есть у вас местность (неважно, пересеченная или ровная). В укладе Тундры закреплено, что каждый Квадрат должен ежегодно фиксировать объем воздуха на этой местности. Неважно, зачем фиксировать, - так закреплено в укладе и этого достаточно для исполнения. Специальными навыками по фиксации такого объема уполномочен обладать Квадрат № 2127 (ну а с некоторых пор и отдельные лемминги-одиночки, выходцы из этого Квадрата). Как они фиксируют этот объем воздуха – умение сакральное и скрытое. Настолько надежно скрытое, что мне не смогли его объяснить и сами лемминги-фиксаторы за все мое время пребывания в Квадрате № 2127.

Но я немного отвлекся. В общем, с завидной регулярностью разные Квадраты заказывают эту фиксацию объема воздуха на местности, закрепленной за соответствующим Квадратом. И что же получается? – год от года зафиксированные показатели могут отличаться при неизменности внешних границ и внутреннего наполнения Квадратов! По большому счету эти разнящиеся показатели ни на что не влияют, но вызывают вопросы у руководства Тундры, а иногда и привлекают внимание бдительных сов. В связи с чем Квадраты-заказчики выражают недовольство и требуют корм, уплаченный за работу, обратно. А, как я уже говорил, Квадрат № 2127 очень похож на Квадрат № 159С, тушки леммингов этого Квадрата такие же холеные и обросшие жирком, и нуждаются в неизменном количестве корма для поддержания теплящейся в них жизни и рабочего духа. В общем, когда от Квадратов-заказчиков поступают недовольства, в дело должен вступать я со своими навыками обоснования необоснуемого.

Методы моих обоснований условно можно разделить на два направления: метрический и популяционный. Их применение зависело исключительно от индивидуальных особенностей каждого Квадрата и динамики ежегодного изменения показателей фиксации. При метрическом методе все обоснования сводились к самой технике и способам измерения, к влиянию погодных условий (например, учитывая способность воздуха к расширению в тепле мной был введен так называемый коэффициент метрического теплового расширения), значению светопреломления... При популяционном методе основу обоснования составляло количественно-качественное состояние популяции леммингов Квадрата-заказчик. Например, если количество леммингов, ведущих малоподвижный образ существования, в Квадрате было неизменным, их легкие с годами все больше сжимались и, соответственно, поглощали все меньше воздуха, а тушки становились более упитанными, что сказывалось на общем объеме поглощаемо-вытесняемого воздуха на местности Квадрата.

От успешности моей деятельности напрямую зависело сохранение продовольственных запасов Квадрата № 2127.

В неспешном ритме обоснований потекла моя жизнь. Постепенно я стал забывать все передряги и абсурд, происходившие в Квадрате № 159С, чему способствовало и однообразное существование в новом Квадрате, и то, что по роду своей деятельности мне практически не приходилось сталкиваться с двухголовым Хиком.

Но длилось это спокойствие недолго. Причудливые законы моей заковыристой судьбы славились своей цикличностью, и на сей раз благополучие в скором времени было прервано разразившимся мором. Но если раньше случавшийся мор затрагивал редкие популяции отдельных групп животных, то в этот раз он касался каждого, населявшего все природные зоны, не только нашу Северную Тундру. Правда, какие-то виды в силу необъяснимых факторов практически не пострадали, а какие-то, напротив, мор нещадно уничтожал.

С популяцией леммингов Северной Тундры ситуация была неоднозначной, потому что вопросы фиксации смертности относились к ведению Квадрата № 11203, а результаты такой фиксации перед оглашением всегда проходили контрольную корректировку крысами. Тем не менее руководство Северной Тундры развернуло бурную кампанию по предотвращению угрозы распространения мора: ежедневно в небе летали ласточки, разбрасывающие по Квадратам листовки с правилами жизни в период эпидемии:

- ограничить количество вылазок из нор,

- не приближаться к другим особям ближе, чем на 50 см. (это правило не распространялось на живущих в одной норе),

- не поднимать неизвестную еду с земли и не есть ее.

Приведенные правила вызывали массу вопросов, на которые никто не мог дать ответа, поскольку листовки носили односторонний предписывающий характер, не предполагающий дискуссии. Однако внутри популяций эти вопросы живо обсуждались, а правила - не исполнялись, потому как ответа на вытекающие из этих правил вопросы так и не были получены.

Ну вот, например, насчет ограничения количества вылазок из нор. Не более скольких в день? Нужно же знать тот рекомендованный предел, на который стоит ориентироваться при подсчете вылазок. А если кто-то выходил из норы лишь раз в день, то ему что, прекратить выходить вообще? Или как тогда быть?

А это правило про неизвестную еду с земли… - неизвестная вообще или неизвестно кем туда положенную? А если еда не на земле, а, к примеру, на траве, на пне или плывет на глади воды? В этом случае можно подбирать и есть?

И самое главное – сколько это все будет длиться? – день, неделю, месяц или до новых листовок от ласточек?...

В общем, каждый лемминг сам для себя выбирал правила безопасности: кто-то стал передвигаться исключительно прыжками, веря, что зараженным является только воздух в плоскости на уровне голов; кто-то натирался подорожником или лопухом; кто-то стал ходить с закрытыми глазами, убеждая всех и каждого, что, если не видеть происходящего, значит, ничего и не происходит…

Но в мор верили далеко не все – находились такие лемминги, которые отрицали существование свалившейся напасти даже несмотря на то, что у них самих клочками выпала шерсть, а оставшаяся – позеленела (верный признак перенесенного заболевания), или на то, что их локальная семейная популяция сократилась в разы (в этом случае для обоснования они использовали метрическую теорию «усушки/утруски» - что со временем все естественным путем мельчает и сжимается).

На благосостоянии Квадрата 2127 эпидемия тоже отразилась не лучшим образом – карантинные ограничение доступности других Квадратов для производства работ существенно снизило заказы и, соответственно, поступление продовольствия.

Чтобы справиться с этой проблемой в одну из голов Хика пришла гениальная мысль – необходимо покрасить деревья на территории Квадрата желтой краской, номер же Квадрата дополнить двумя буквами – «СТ»! Желтая краска – символ солнца, расцвета и энергии, а буквы «СТ» - аббревиатура Северной Тундры. Все эти преобразования усилят влияние позитивной энергии и добавят властного покровительства нашему Квадрату. Мы останемся как бы прежние, но в новом цвете и звуке, что соответствует науке фэншуй.

Мне было невдомек, как именно все это повлияет на такие приземленные вещи как «спрос-предложение-расчет-потребление», но популяция возликовала, ежедневно какой-нибудь лемминг считал своим долгом принести к норе предводителя свежие цветы и прочитать написанную накануне прославляющую оду, и никто не замечал, что вторая голова Хика отрешенно-мечтательно смотрит куда-то в сторону поверх деревьев, в направлении захода солнца…

Шло время. Порой казалось, что ничего не изменилось с момента прихода мора (нет, мор никуда не делся, может быть несколько ослаб, но по-прежнему популяции сокращались и безвозвратно видоизменялись под влиянием инфекции, я и сам немного полысел и охромел на одну лапу). Замыслы Хика не то чтобы не увенчались успехом, но сбылись не совсем так, как он планировал – руководство Северной Тундры дало одобрение на покраску деревьев, но не желтой краской, а бурой, чтобы вроде как и покрашены были, но вроде как и не выделялись среди других Квадратов… На дополнение к номеру Квадрата букв «СТ» тоже дали добро, но с оговоркой – после дождичка в четверг.

Обе головы Хика впали в состояние отрицания реальности, пели песни (каждая на свой лад), смеялись и плакали одновременно, периодически поочередно вопрошая у первого советника Хика – старательного Бланта, почему деревья до сих пор не желтые и где у номера Квадрата заветные буквы? Ни один из ответов Бланта Хика не удовлетворял, он начинал топать всеми четырьмя лапами и угрожать первому советнику голодной смертью в трезвости и целомудрии.

Блант метался в непонимании происходящего и скулил… В попытках самоуспокоиться и понять, что же все-таки происходит, он стал ежедневно многократно созывать на коллективное обсуждение меня, советника по леммингам-фиксаторам и заведующего по распределению продовольствия. Многочасовые групповые посиделки изводили всех присутствующих одним и тем же циклом вопросов-ответов:

Блант: Зачем нам нужно красить в желтый цвет деревья и дополнить номер Квадрата буквами «СТ»?

Мы: Чтобы, как считает Хик, улучшить карму квадрата и вернуть благополучие.

Блант: А почему до сих пор деревья не желтые, а номер Квадрата без букв?

Мы: Потому что на это нужно получить разрешение руководства Северной Тундры, а они не разрешают.

Блант: Почему нам не разрешают того, что мы просим?

Мы: Потому что не хотят.

Блант: Что сделать, чтобы они захотели?

Мы: Заинтересовать личной выгодой.

Блант: А какая у них в этом может быть личная выгода?

Мы: Это ведомо только им, нужно спросить у них.

Блант: Спрашивал, они не отвечают.

Мы: Ну вот, а без этого никак...

Блант: Так, а зачем нам все-таки нужно красить в желтый цвет деревья и дополнить номер квадрата буквами «СТ»?...

И так изо дня в день… Несколько месяцев кряду… Пока однажды мы не поняли, что уже неделю никто не встречал Хика. От Бланта удалось получит лишь уклончивый и путаный ответ, что он вот-вот недавно был здесь, обещал обязательно вернуться с попутным юго-северным ветром с западной стороны леса …

Тогда я понял значение мечтательного взгляда одной из голов Хика и то, что самого Хика в нашем Квадрате мы уже вряд ли когда-то увидим…

Однако спокойно обдумать все произошедшее и как-то внутренне подготовиться к возможным вариантам развития событий я так и не смог – холодный пот прошиб мое хлипкое тельце от макушки до самых пяток от того, что на плечах своих я почувствовал цепкие когти совиных лап… Поднимаясь все выше над Квадратом я в оцепенении наблюдал, как там, внизу к Квадрату № 2127 приближалось облако пыли, из которого доносились до боли знакомые экзальтированные звуки:

- Квадрат № 2127-почтиСТ!!! Поздравляю вас - я ваш новый лидер! Мы с вами свернем горы! У нас будет образцовая популяция! Наши закрома будут просто трещать от провизии! В моей гениальной голове уже возник проект, как нам все провернуть. Срочно принесите почтового голубя, я немедленно телеграфирую руководству Северной Тундры о своих идеях и запрошу подтверждения об их утверждении…

На замену исчезнувшего Хика для руководства Квадратом прислали Дафта…

2017, 2021