3. 19. 2 Мудрость ангелов внутренних небес

Лариса Болотова
                В чём же заключаются особенности мудрости ангелов самых внутренних небес?

«270. … Вследствие того что внутренние начала ангелов третьих, или самых внутренних небес, раскрыты в третьей степени, Божественные истины как бы начертаны в них, ибо внутренние начала третьей степени более, чем те же начала второй или первой степени, устроены согласно небесному образу; образ же этот устроен по Божественной истине, а следовательно, Божественной премудростью. Вследствие этого и Божественные истины кажутся этим ангелам как бы начертанными в них или как бы им врождёнными и присущими: а посему, как только эти ангелы слышат подлинные Божественные истины, они тотчас признают их и затем как бы видят их внутри самих себя. Будучи такими, ангелы этих небес никогда не рассуждают о Божественных истинах и ещё менее спорят о какой-либо истине, чтобы дознаться, истина ли это или нет. Равно им известно, что значит верить чему или иметь веру во что. Что такое вера, говорят они, когда я постигаю и вижу, что это так. Они для пояснения уподобляют это тому, как если бы, видя дом и все принадлежности его внутри и снаружи, стал говорить своему товарищу, чтобы он верил в существование этих предметов и что они именно таковы, какими он их видит …»

                То есть, если бы люди могли видеть потусторонний мир, им была не нужна вера в него?

«Вот почему ангелы эти никогда не упоминают о вере и не имеют о ней никакого понятия; по этой же причине они никогда не рассуждают о Божественных истинах и ещё менее спорят о какой-нибудь истине, чтобы узнать, так это или нет. Но у ангелов  низших или первых небес Божественные истины не начертаны в их внутренних началах таким образом, потому что у них раскрыта только первая степень жизни; вследствие чего они рассуждают об этих истинах, а те, кои рассуждают, едва видят что-нибудь далее того предмета, о котором судят, или переходят за пределы предмета только для того, чтоб подтвердить его чем-нибудь и, подтвердив, говорить, что он действительно относится к вере или что этому следует верить.

… мудрость ангелов внутренних небес состоит преимущественно в том, что они усматривают Божественное и небесное в каждой вещи и много чудного в целом ряде предметов; ибо всё представляющееся глазам их, чему-нибудь соответствует: например, когда они видят дворцы и сады, их созерцание (intuitio) не останавливается над тем, что перед их глазами, но они видят внутренние начала, от коих происходят эти предметы и коим, следовательно, они соответствуют; они представляются им с полным разнообразием, смотря по наружному виду предметов; таким образом, они видят в порядке и связи несчётное множество вещей, которые доставляют духу их столько наслаждений, что они от него как бы вне себя. …»

                Как это происходит? Допустим, мы видим пароход. Мы видим его внешний вид, но то, что внутри него мы не можем видеть. Что ещё мы можем сказать о нём, кроме описания его внешнего вида? Можем ли рассказать, как он устроен? Да, если знаем.

                В чём особенность ангелов третьих небес?

«271. Ангелы третьих небес таковы, потому что они живут в любви к Господу и та любовь, раскрывая внутренние начала духа в третьей степени, служит преемником всего, относящегося к мудрости. Должно, однако ж, знать, что, несмотря на это ангелы самых внутренних небес постоянно совершенствуются в мудрости, но иначе, чем ангелы последних небес.

Ангелы самых внутренних небес не слагают Божественные истины в память, то есть не делают из них какой-нибудь науки, но, как скоро слышат их, тотчас постигают и прилагают к жизни; поэтому Божественные истины остаются в них как бы начертанными, ибо то, что таким образом передано в жизнь, остаётся в ней».

                Что значит начертанными?  Сохраняются как заданные программы?

«Иначе это бывает с ангелами последних небес: они сперва слагают Божественные истины в память и заключают их в науку; уже оттоле они черпают их, совершенствуют посредством их разум свой и без внутреннего постижения подлинности этих истин обращают их в волю и жизнь; от этого происходит и относительная темнота их состояния.

Достойно замечания, что ангелы третьих небес совершенствуются в мудрости слухом, а не зрением; слышанное ими в проповеди не входит в их память, но, переходя немедленно в их постижение и волю, становятся делом их жизни …»

                То, что они слышат, то они сразу  исполняют в жизнь?

«…меж тем как предметы, видимые глазами ангелов низших небес, входят в их память, они об этом рассуждают и говорят …»

                В чём ещё заключается мудрость ангелов?

«272. … ангелы (третьих небес) свободны от любви к себе самим, ибо, насколько кто свободен от любви к себе, настолько он может быть мудрым в предметах Божественных».

                Любовь к самому себе можно испытывать, если ощущать свою отдельность от всего, то есть своё я (Ложное Эго).

«Эта любовь закрывает внутренние начала, отверзтые (открытые?) к Господу и небесам, и раскрывает внешние начала (низшие чувства?), обращая их к самому себе; вот почему все те, у коих любовь эта господствует, обращаются в потёмках относительно небес, хотя бы и были в свете относительно всего мирского.

Ангелы же наоборот: будучи свободны от этой любви, они обретаются в свете мудрости, ибо небесная любовь их, состоящая в любви к Господу и в любви к ближнему, раскрывает им внутренние начала, потому, собственно, что любовь эта исходит от Господа, и сам Господь пребывает в ней».

                Под любовью следует понимать особое состояние, как ангела, так и человека.

«Вследствие того, что небесная любовь, раскрывает внутренние начала, обращая их к Господу, все ангелы обращаются к нему лицом своим, … , ибо в духовном мире любовь обращает к себе внутренние начала, туда же обращается и лицо, ибо лицо в мире духовном составляет одно с внутренними началами, коих оно есть внешний образ: любовь, обращая к себе и лицо, и внутренние начала, соединяется с ними, ибо любовь есть духовное соединение; поэтому же она сообщает этим началам всё ей принадлежащее. Вследствие этого обращения, а затем соединения и сообщения, ангелы одарены мудростью».

                Похоже на этапы подключения к Единому информационному полю.

«273. Ангелы постоянно совершенствуются в мудрости, но, тем не менее, они никогда не могут усовершенствоваться на столько, чтобы могло быть какое-либо отношение между их мудростью и Божественной мудростью Господа; эта мудрость безконечна, меж тем как мудрость ангельская конечна, а между конечным и безконечным нет никакого отношения.

274. Так как мудрость совершенствует ангелов и составляет их жизнь и так как небеса с их благами наитствуют (оказывают влияние на состояние?) на каждого, смотря по степени мудрости его, то все на небесах желают и ищут её, подобно тому, как алчущий человек желает и ищет пищи: наука, разумение и мудрость составляют такую же духовную пищу, как явства – природную;  и они взаимно себе соответствуют».

                Все ли ангелы имеют одинаковую степень мудрости?

«275. В одних и тех же небесах и даже в одном и том же небесном обществе ангелы находятся в различной, а не в одинаковой степени мудрости: одарённые наибольшей мудростью занимают середину, а одарённые меньшей – расположены по степеням вокруг, до самых последних пределов; соразмерно с расстоянием, начиная от середины, умаление мудрости подобно умалению света, доходящего до тьмы … В такой же степени ангелы одарены  и светом, ибо свет небесный есть Божественная мудрость и каждый пребывает в свете по мере восприятия им мудрости. …»

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 126).