Психогенез Воздействовать vs. приспособиться. II

Леонид Андреев 2
https://systemity.wordpress.com/2023/11/22/psychotypes-2/ - Психогенез психотипов человека при огромном числе исслеований и публикаций абсолютно непонятен и не изучен. Причина в том, что расположенность к тем или иным нормам поведения человека формируется буквально в первые дни его появления на свет. Ребёнок начинает общаться с родителями с первых дней жизни. Поскольку новорожденные не умеют говорить и выражать свои потребности, желания и эмоции словами, на помощь им приходит плач – универсальное средство общения. Плач ребёнка – это его попытка воздействовать на окружение, его способ выразить свои требования. Ребёнка мучают газы, он испытывает чувство голода и другие виды неудобств, непонятные взрослым. Он требует избавить его от того, что ему очень не нравится. Эти требования заключаются в попытке воздествовать на окружающих плачем. Плач врезан в натуру человека. Это с момента появления на свет у ребёнка единственный инструмент общения. Но примерно на втором месяце он начинает осваивать другой, альтернативный, инструмент общения – приспособление, подмазывание, заискивание, установления связей со взрослыми для повышения их расположенности к решению его проблем. Это – улыбка, которая появляется у новорожденного на втором месяце жизни. Примерно в 3–4 месяца ребенок уже активно взаимодействует с окружающими людьми с помощью этих двух альтернативных инструментов, двух альтернативных опций воздействия, требования (плач) и приспособления, заискивания (улыбка).

Тот психотип, который при взрослении станет нормальным, тривиальным инструментом его общения с людьми, формируется у ребёнка буквально в первые недели его жизни. Он осваивает эти две альтернативные опции с очень высокой эффективностью, и это связано с синаптическим прунингом (частично с эпигенезом), о котором мало известно и роль которого мало понятна. Именно с синаптическим прунингом связана реакция новорождённого на эффективность использования двух доступных ребёнку инструментов – требования и заискивания. Простонародная форма выражения реакции на эффективность требования и заискивания: экстраверт – “Нужно больше постараться!”; амбиверт: “Не догоню, так согреюсь!”; интраверт: “Хрен с ним, лучше я сам!”.

Дело в том, что мозг новорожденного – это вовсе не табуля раза (tabula rasa – лат. “чистая доска”), Мозг ребёнка содержит практически всё, что в филогенезе накопили его предки. Кто-то эффективно воровал, кто-то эффективно выкручивался, кто-то был жертвой скотских режимов, кто-то зарабатывал наукой, починкой инструментов… всё это многообразие наследственных факторов присутствует в ДНК (мозге) новорождённого. Но существует альтернатива: сенсорная насыщенность или эффективность мозга. То и другое сильно мешает друг другу. Наша психика плохо приспособлена к избытку сенсорной информации, поэтому в мозге постоянно идет естественный отбор и поиск наиболее эффективных путей. Это и есть процесс синаптического прунинга.

https://dzen.ru/a/YrWcS8QodV_MwCOc – “Когда человек появляется на свет, в его мозгу есть уже миллионы синаптических связей, и удивительная синестезия (когда понятия и символы наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, звуковой тональностью…) для ребенка в каком-то смысле вполне естественна. Но полная голова синаптический связей, это не так хорошо, как кажется, и естественные процессы, происходящие в мозге, некоторые связи начинают убирать, данный процесс называется синаптическим прунингом. Синаптический прунинг – это такие ножницы в голове новорождённого (в меньшей степени в любой голове), который срезает связи, мало используемые после рождения. Пока наука не знает точного ответа, как мозг решает, что данная связь не имеет для человека никакого значения, но уже сегодня известно, что связи, которые мы используем реже других, помечаются белком, микроглиальные клетки замечают эту метку и срезают этот синапс. Природа, удаляя избыточные связи, осуществляет сокращение числа синапсов или нейронов, для повышения эффективности нужных нейросетей.”

Если вам лично жалко выкинуть старую вещь, то вашему мозгу ничего не жалко. Мозг – это не искусственный интеллект толстожопых миллиардеров. Мозг человека – это такой минималист-оптимизатор. Синапс мало используется – нАхрен такой синапс, а вот настроить и наладить новую связь придётся постараться и всё лишнее этому только мешает, поскольку в мозге постоянный дефицит АДФ и АТФ связанных с окисью магния – источником энергии. Считается, что самый значительный прунинг происходит в процессе раннего развития мозга ребёнка. В это время самого раннего детства зарождается психотип человека и в процессе этого зарождения максимально используется весь объём наследуемого материала, всё что было характерно для очень дальних родственников. Те детишки, предки которых благоденствовали, воруя, надувая окружающих, удаляют одни связи. Те, которые эффективно вкалывали на себя и семью, – удаляют другие. Экстраверты стараются привлечь внимание окружающих своими выдающимися способностями, которые, как правило, представляют собой блестящую пустоту. Интроверты пугаются ненужных, лишних контактов, которые отвлекают их от эффективного самоделия, среди которых они боятся встретить свою противоположность…