Адипуруш

Гедеон Янг
«Адипуруш»

(ОСТОРОЖНО – ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ, АПАРАДХИ И ОСКОРБЛЕНИЯ ЧУЙСТВ!)

#Адипуруш, #кинообзор, #Индия, #Рамаяна, #мифология, #КомпьютернаяГрафика, #Рама, #Равана, #фэнтези, #конспирология, #подтекст, #ассоциации

Просмотрел новый индийский блокбастер по мотивам Рамаяны. К техническому исполнению обработанной игры актёров компьютерной графикой претензий как таковых особо нет – большинство последних фильмов («Бахубали», «R.R.R.» и другие) держат довольно высокую планку, да и бюджеты у них немаленькие – хоть и не всегда окупаемые. Возможно, бюджет «Адипуруша» действительно самый большой для всех индийских фильмов за всю историю индийского кинематографа – 63 миллиона долларов. А сборы – подкачали – всего половина от вложенного.
А вот к содержанию фильма вопросы и претензии имеются.

Для начала не совсем понятно – хоть и говорит диктор в начале фильма, что, дескать, это не буквальная экранизация, а художественный фильм «по мотивам», зачем тогда большинство героев надо было называть псевдонимами – Рам здесь Рагхав, Сита – Джанаки, Хануман – Баджранг, а Лакшман вообще какой-то Шеш. Равана как Ланкеш ещё ничего. Как будто зрителю неизвестен оригинальный сюжет, хорошо хоть он почти не пострадал. И Шурпанакха, и большинство остальных героев эпоса оставлены под своими именами – Индраджит, Кумбхакарна, Вибхишана, Сугрива, Джатаю, даже говорящий медведь Джамбаван.
Впрочем, экивоки эти мало помогли - фундаменталистская «Вишва Хинду Паришад» выступила против изображения Господа Рама, Лакшмана и Раваны в тизере « Адипуруша», заявив, что оно «высмеивает индуистское общество». Организация также предупредила, что фильм не будет допущен к показу в кинотеатрах. Видимо, и вправду что-то там не очень кашерно…

А вот чем ещё позабавила отрисовка актёров, так это их оригинальным внешним обликом. Ланкеш-Равана, понятное дело, брутальный мужлан ростом под два с половиной метра, с короткой стрижкой и усат, а расположенные в два ряда вместо привычной громоздкой вешалки десять голов ракшаса – успешное творческое решение. Впечатляют и обезьяны разных видов в армии Сугривы, да и вообще весь визуальный ряд, например, гигантская горгулья – вахана Раваны. Сита, понятное, дело, смазливая молодая девушка, хотя и Мандодари с Шурпанкхой её ничуть не хуже.
Рам же с Лакшманом позабавили оригинальным визуальным решением – в отличие от «классических» и привычных гладко выбритых юнцов во множестве экранизаций эпоса здесь это мощно накачанные взрослые мужики, усатые и бородатые. Даже широкомордые, как типичный зрелый индус, да не обидится никто на мою формулировку.
Ещё из мелочей – например, призывающий Шиву Хануман, являющийся его же воплощением.
Или снежно-белые дхоти героев, рассекающих по тропическому лесу – наверное, божественная аура отталкивает грязь?

Но главные вопросы и претензии даже не в этом. И что ж мне не нравится, да простят меня, опять-таки, рамаиты и сочувствующие?
В самой этой истории хороши все – для начала Рама с подставы своей тётки и «для сохранения традиций», будь они тыщу и восемь раз прокляты, отправляется в 14-летнее изгнание и тащит за собой жену и брата. Да ещё и НЕ приезжает на похороны горячо любимого и хорошо его воспитавшего отца. Затем постоянно идёт на поводу у любимой и капризной жены, сначала, например, пытаясь отловить ей для развлечения золотого оленя, а потом и вовсе отправляя на смертоубийственную войну сотни, если не тысячи подневольных животных. А ведь капризной Сите было предложено отправиться к любимому муженьку с гигантом Хануманом, но куда там – нашла коса на камень и ради каприза оскорбленной принцесски вынь да положь тысячи жизней. А началось всё, напомню, с бессмысленной жертвы и гибели преданного Джатаю.

Ещё один момент – обещанного Вибхишане за предательство сохранения жизни всех ланкийцев я как-то не увидел – там было только безжалостное истребление орков и троллей, или асуров и ракшасов, если кому так угодней. Подленькие и хитрые – как правило, свойственные богам - приёмчики, в том числе ведения войны – например, когда полководец Раваны Прахаста выходит один на один с Рамой с обнажённым мечом, тот, пользуясь летуном Хануманом, просто – и явно не «по-мужски» подстреливает его из лука. Это всё божественные лилы, возмущенно скажут преданные рамаиты!

Хорошо, так и само противостояние Рамы и Раваны – те же самые «божественные лилы» Вишну и его слуг на Вайкунтхе Джаю и Виджаю. А Сита по одной из эзотерических версий и вовсе Махакали, алчно высасывающая кровь из тел поверженных за её, то есть Ситы, освобождение, асуров. И что ей мешало, спрашивается, просто положить их всех самой на поле боя, дабы избежать лишних обезьяньих жертв, или просто грохнуть самого Равану, что у Махакали всегда получается отменно? Опять лилы, скажут иные? Кому как, а мне вся эта история кажется лишь «политкорректно изложенной» версией арийского вторжения и порабощения цветущего царства Юга – написанная с точки зрения победителей, разумеется.

Рама – не просто идеальный царь, а арийский «цивилизатор», «денацификатор», и, да, воистину «десатанизатор» дремучих некультурных демонопоклонников – южных «орков и гоблинов».
Равана, который и поныне почитается на Ланке как праведный царь, культурный герой и просветитель, это злостный – демон же – предводитель варваров, который украл нечто драгоценное арийское, и если не отдаст добровольно, должен быть уничтожен.
Ситу можно рассматривать как символ этих самых будто бы захваченных арийских ценностей.
Сама золотая Ланка – по оригинальной версии, и символично, что в фильме она иссиня-чёрная – это царство демонов, невежественных и асуричных, но в то же время и богатых. Почему бы не прибрать его к рукам под благовидным предлогом?
Армия обезъянов – наёмники из стран третьего мира, зэки и асоциальные элементы, да и просто подневольный плебс. А их лидер … – ну вы поняли уже намёк, да?