Последнее воскресенье ноября День матери

Павел Крупеников
СВЕЧА НЕУГАСИМАЯ
Перед тем, как УЙТИ. НАВСЕГДА. Моя мама, Александра Дмитриевна, ни жить ни быть, захотела чёрной икры.
Откуда у неё такое желание?
Было у мамы шестеро. Троих до Войны Бог прибрал. Осталось три парня. Она билась изо всех сил, чтобы прокормить и воспитать сыновей. Работала, как ломовая лошадь, -вместе с бабами таскали на плечах тяжеленные доски с биржи пиломатериалов на баржу,  возила хлеб из села в наш посёлок, обряжала корову Партизанку, ухаживала за огородом, работала сторожем, поломойкой, межу порами на кутузе плела воротники, мерные кружева. От природы была грамотной, - окончила с отличием церковно-приходскую школу. На моей свадьбе молодой гармонист выключился, но гармошка играла «Отвори да затвори». Смотрю, - моя мама с гармошкой. От её игры подруги моей жены своими острыми каблуками выбили все сучки из деревянных половых досок. Любила слушать по радио «Театр у микрофона». Знала Черкасова, Марецкую, а вот Брежнева не любила, - и всё тебе!
Милостины мы никогда не просили, но жили очень бедно. О чёрной икре и понятия не имели. А тут!
Я вспомнил рассказ мамы.
Мой дед Дмитрий был прекрасным печником. Ремонтировать или класть печи – это его дело.
На стекольном заводе возле села Устья-Кубенского требовалось заменить внутреннюю футеровку варочной печи. Температура плавления бутылочного стекла около 1600 градусов. Чтобы печь остыла, требовалось несколько недель.
«Живодёр-капиталист» Никуличев собрал мастеров-печников, у которых руки выросли из того места, из которого и надо. Мой дед был в том числе.
Заводчик попросил мужиков, как можно раньше, забраться в печь, сказал, что озолотит, иначе он потеряет много прибыли.
Работы были выполнены. Мой дед вернулся без бровей, волосы на голове поджарились.
Хозяин сдержал однако слово: расплатился так, что можно было не работать несколько месяцев. На радостях дед купил серёжки для младшей дочери, моей будущей матери, и перстенёк из червонного золота да и с красным камушком:
- Носи, Санька, на здоровье!
Дочь пошла на гулянку. Одна подруга попросила померять перстень, другая, и пошёл он по рукам, - кто-то уронил его, кто-то наступил, и - раздавили перстень. Спрятала дочь перстень, куда подальше.
Отец спрашивает:
- Санька, а чево это перстень-то не носишь?
- Не нравится он мне, тятя!
- Ну, дело хозяйское, куплю другой!
Может быть, это маме вспомнилось? Жили они в деревне. Был дом, животина всякая, землица. В общем, не бедствовали. Был выезд свой. Иногда Санька ездила от Кокошеницы до села, обгоняла даже самого Цуккермана, известного на всю округу купца. Тот при встрече выговаривал моему деду:
- Не твоя ли тонконогая лошадка в белых чулочках обставила меня?
Отец потом сказал дочери, мол, знай, кого можно, а кого не надо обгонять.
А чёрную икру мы нашли. В Кадникове, на большой дороге, на улице Розы Люксембург (каким ветром туда её, эту Розу, занесло), открылся новый ресторан. Мои добрые знакомые туда съездили и привезли гранёный стограммовый стаканчик осетровой икры, сливочное масло и кусочки пшеничного хлеба. Сделали мы бутерброды, принесли в палату.
Мама лизнула бутерброд, - и всё: организм уже ничего не принимал. Это было воспоминание о безбедном детстве и юности, о несчастной, тяжёлой и мудрёной нынешней жизни.
Её жизнь догорала, как свечка. Воск плавился, пламя, не колыхаясь, уменьшалось и уменьшалось, и вот оно погасло – на веки вечные!
В моей душе эта свеча горела, горит и будет гореть ярким пламенем, пока воск моей свечи не кончится, и пока моя свеча не погаснет!

МНЕНИЯ:
Людмила Соловьева
Какой добрый и душевный рассказ про маму, вот наши настоящие мамы- труженицы.
Вечная и добрая память им!
Николай Коробов
Слова сына достойны великого подвига Матери...
Татьяна Охотникова
О как написано! За душу берет. Талант. Вашей маме Царство небесное!
Ирина Баскакова
Светлая память Вашей мамочке.
Ангелина Коряковская
Павел Павлович, Ваш рассказ прошибает до слёз!
Царствие небесное нашим мамам!
Юрий Колесников
Светлая память светлому человеку!
Вячеслав Чабан
У меня тёща перед смертью тоже чёрной икры попросила. Тоже лизнула и всё. У неё был рак поджелудочной.
 Павел Крупеников
Вячеслав, жаль человека. Тещи ведь всякие бывают!